Кострова Надежда
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «В гостях у гнома Весельчака»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
методической разработки образовательной деятельности
интегрированного занятия по экологическому воспитанию
«В гостях у гнома Весельчака»
Автор – составитель: воспитатель МКДОУ Детский сад 4 с. Грачёвка Грачёвского муниципального округа Ставропольского края
Кострова Надежда Сергеевна
Электронный адрес: nadezhda.kostrova1108@mail.ru
Персональный сайт:
Публикация «Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию „В гостях у гнома Весельчака“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тема (ООД) : «В гостях у гнома Весельчака»
Возрастная группа: подготовительная группа
Форма ОД: познавательное развитие
Форма организации: подгрупповая
Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.
Учебно-методический комплект: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Методики и технологии: технология интегрированного занятия, здоровьесберегающая технология.
Цель: Формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Задачи:
Образовательные: обучающие: знакомить детей с экологическими объектами ближайшего окружения внутри здания детского сада; выделить основные условия жизни объектов, установить связи между основными условиями среды обитания и некоторыми потребностями растений и животных; познакомить с основными свойствами и качествами объектов (живых и неживых).
Развивающие: развивать умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи, развивать речь детей, подбирать определения к слову; развивать любознательность, фантазию, творческий потенциал через восприятие эстетической ценности объектов природы.
Воспитательные : воспитывать у детей потребность в общении с природными объектами, развивать любовь к родной природе, воспитывать бережное, доброе, милосердное и ответственное отношение к природным объектам, желание не только любоваться, но и охранять самую малую частичку природы.
Оборудование и материалы: мягкая игрушка Гном, комнатные растения для зимнего сада, указатель, огород, семена «Бархатцев», видеоролики «Рост растения из семени», «Загрязнения воды», три емкости для воды, подсолнечное масло, моющее средство, активированный уголь, свечи, 3 ложки, книга «Жалоб природы», мешочки с лекарственными растениями (ромашка, шиповник, мята).
Словарная работа: здравствуй, до свидания, зимний сад, комнатные растения, пряные травы, фитоаптека, эксперименты, загрязнение воды, очистка воды.
Этапы
деятельности Содержание деятельности
(2.6; 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО) Действия, дея-тельность педаго-га
(2.6; 2.7 ФГОС ДО) Действия детей
ООП (2.11.2; 4.6
ФГОС ДО) Планируемый результат
(4.6 ФГОС ДО)
Организационный момент Воспитатель : Сегодня по дороге в детский сад я услышала удивительную историю про Гнома Весельчака и его загадочный мир. И знаете, оказывается, он живет в нашем детском саду. Я предлагаю вам отправиться в гости к Гному.
Прежде чем отправиться в гости к Гному нужно повторить правила поведения.
Воспитатель обра-щает внимание де-тей на игрушку «Гнома».
Вместе с воспита-телем попадают в сказочный мир.
Дети объясняют правило пове-дения. Проявляют ин-терес, беседа мотивирует де-тей на продук-тивную деятель-ность.
Беседа с детьми
Первая станция «Комнатные расте-ния»
Воспитатель. Как вы заметили, все растения, окружающие гнома Весель-чака, это растения, которые круглый год находятся в помещении. Как назы-вают такие растения?
Ответы детей: Комнатные
Воспитатель. Почему они называются комнатные?
Примерные ответы детей: Потому что, они круглый год растут в помещении.
Многие из этих растений вы знаете. Некоторые встречаются у вас в группе. Назовите знакомые вам комнатные растения.
Примерные ответы детей: (дети показывают окружающие их растения и называют их) папоротник, фиалка, бегония.
Дети среди всех цветов находиться один который может расти и дома и на улице, назовите его.
Примерные ответы детей: Дети: Ге-рань.
Воспитатель : Герань бывает разных цветов: розовая, красная, оранжевая, белая.
И следующая станция «Огород».
Воспитатель. Ребята, смотрите, наш гном разбил маленькую тепличку, разделил грядки для будущего огорода. В теплице он уже посеял некоторые растения. Что мы там видим?
Примерные ответы детей: (дети рас-сматривают огород и судя по картин-кам на грядках, перечисляют растения). Наш гном посадил овощи : огурцы и помидоры.
Воспитатель. А зачем он накрыл их пленкой?
Примерные ответы детей: Чтобы быстрее появились всходы, а потом и урожай.
Воспитатель. Правильно, накрывают пленкой, для того, чтобы устроить парник. В нем тепло и влажно, семена прорастают быстро.
Ребенок. А еще он посеял укроп и пет-рушку.
Воспитатель : Это полезные растения, они очень ароматные.
Воспитатель. Эти растения относятся к пряным. Такие растения накапливают в своих частях ароматические вещества, они очень сильно пахнут и некоторые из них острые на вкус. Эти части растения добавляют в еду, для особого аромата и вкуса.
Воспитатель. Давайте же и мы помо-жем гному посеять растения. Вот у ме-ня есть семена Бархатцев. Посеем их возле укропа и петрушки?
Воспитатель. Мы привыкли видеть бархатцы только на клумбах. А знаете ли вы, что бархатцы не только красивы, но и съедобны. На Кавказе их используют, как приправу, кладут, например, в суп Харчо. Значит бархатцы — это тоже пряное растение.
(Воспитатель вместе с детьми сеет грядку)
Воспитатель. Вот и получилась у Гнома огородно-декоративная грядка. Ну, что же, нам пора отправляться дальше.
Я вам предлагая посмотреть видео ро-лик о том, как из семени прорастает цветок.
Воспитатель обра-щается к детям.
Воспитатель ведёт диалог, говорит от имени персонажа. Дети участвуют в беседе, назы-вают названия комнатных рас-тений. Дети проявляют желание помочь гному.
Физкультурная минутка На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись,
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны.
В солнышке утонут.
Ребята сидят на корточках лицом в круг. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе. Соединяют ладошки над головой. Раскрывают ладошки -
бутоны. Воспитатель пока-зывает движения. Дети повторяют движения за воспитателем. Дети выполняют движения физ-культурной ми-нутки.
Беседа И следующая остановка «Эксперимен-тальная».
Воспитатель. Мы с вами попали в ла-бораторию Весельчака. Давайте по-смотрим, что в ней находится. На са-мом видном месте стоит «Книга жалоб природы» в ней природа посылает сигналы помощи. Гном ежедневно рассматривает страницы книги жалоб, и как только в ней появляется новая страница, он пытается оказать помощь природе.
Давайте же рассмотрим, какая страница появилась в книге.
Воспитатель. Что тут изображено?
Ответы детей.
Воспитатель : Скажите, пожалуйста, смогут ли жить люди, животные, рас-тения без воды? Сможем ли мы жить и пользоваться загрязненной водой?
Примерные ответы детей:
Воспитатель ведёт диалог, говорит от имени персонажа.
Воспитатель идёт с детьми дальше от остановки к оста-новке. Дети с воспита-телем переме-щаются дальше.
Дети внима-тельно слушают, проявляют ин-терес, отвечают на вопросы.
Продуктивная дея-тельность (опытно-экспериментальная деятельность) Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео фильм о глобальном загрязнении воды в природе и последствиях, к которым оно может привести.
Видеоролик
Воспитатель. Последствия от разлива нефти масштабные и ужасающие. Множество живых организмов погибает в результате этой экологической катастрофы. Люди пытаются устранить последствия подобных загрязнений. Давайте и мы с вами попытаемся найти способы отчистки воды от нефти, только в своих экспериментах заменим нефть растительным маслом, т. к. нефть по свойствам очень похожа на него.
Опыт 1. «Имитация разлива нефти»
В емкость я налила воду (не доливая до края 2 см) и добавила растительное масло. Что произошло с маслом? ( ответы детей: масло растеклось по поверхности воды тонкой пленкой, точно такой же, какую образует в природе разлившаяся нефть).
Опыт 2. «Очистка воды от «разли-той» нефти»
Воспитатель. Давайте попробуем вы-черпать масло ложкой (дети пробуют). Можно ли так очистить воду? ( ответ: это сделать сложно). Почему?
( ответ: масло вытекает с ложки и снова выливается в воду, таким образом не возможно очистить воду полностью).
Воспитатель. Мы знаем, что моющее средство растворяет жиры. Давайте нальем каплю моющего на масло. Что произошло с маслом? ( ответы: моющее прошло сквозь маслянистое пятно и опустилось на дно.
Воспитатель. Давайте попробуем со-единить моющее с маслом (дети раз-мешивают). Что случилось с масляным пятном? ( ответы: моющее средство разбило маслянистое пятно на мелкие масляные кружочки, но не уничтожило его).
Воспитатель. Есть еще один способ — мы можем насыпать на маслянистое пятно порошок активированного угля (насыпают). Что произошло? ( ответ: масло приклеилось к угольным части-цам.
Воспитатель. Давайте теперь снимем пленку ( ответ: с помощью этого спосо-ба получается очистить воду).
Воспитатель (интригующе). А есть еще один, более сложный способ очистки воды от масла — расплавлен-ный парафин! (показывает свечу). Да-вайте расплавим ее на огне. Этот экс-перимент надо проводить в присут-ствие взрослых. Выливаем расплавленный парафин на масляное пятно. Посмотрите он остывает в воде и захватывает его. А твердую массу легко собрать ложкой ( дети делают вывод: этот способ тоже хорошо очищает воду).
Воспитатель. Вспомните, проведенные нами опыты и скажите, легко ли убрать нефть из воды (ответы детей).
Воспитатель. Вот поэтому нам нужно быть внимательными к окружающей среде, беречь и охранять природу.
Воспитатель под демонстрацию ви-деоролика расска-зывает о такой экологической ка-тастрофе как за-грязнения воды.
Воспитатель эми-тирует разлив нефти. Дети смотрят видеоролик, от-вечают на во-просы.
Дети под руко-водством вос-питателя про-водят опыт. Дети проявляют интерес.
Дают правиль-ный ответ на во-прос.
Дать помять де-тям что, без во-ды на земле не будет не чего живого.
Игра «Волшебный мешочек» Станция «Фито аптека». В ней собрано разнотравье, которое позволяет быть нам бодрыми и здоровыми. А именно растения, которые растут на территории нашего сада. Это лекарственные растения. Давайте посмотрим, какие растения собрал Весельчак.
Воспитатель задает вопросы о лекарственных растениях и о их пользе. Дети достают из мешочка по-душечку с ле-карственным растением, ню-хают, называют название, пока-зывают в травы на картинках и кратко описы-вают их лекар-ственные свой-ства. Дети закрепляют полученные знания о лекар-ственных расте-ниях.
Анализ Воспитатель : Ребята, вам понрави-лось? А можете ли вы рассказать, что нового и интересного вы узнали сего-дня. Воспитатель задает вопросы о прошедшем занятии. Дети делятся своими впечат-лениями о но-вых знаниях. По итогу заня-тия у детей формируется умение делиться своими эмоция-ми от пройден-ного занятия, в разговорной ре-чи умение пере-давать инфор-мацию друг другу, проявляют интерес к за-крепленному материалу.