Карабаева Анара
Открытое занятие по речевому развитию «Звук [з]-[с]»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Теремок» п. Чистый
Конспект открытого занятия
в старшей разновозрастной группе
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: «Учимся правильно произносить звук «Ж» и «З»
Составила и провела:
воспитатель Карабаева А. Г
Образовательные задачи:
Познакомить детей со звуком ж з
Публикация «Открытое занятие по речевому развитию „Звук [з]-[с]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Учить правильно и четко произносить звук ж з (изолированно, в звукоподражательных словах, чистоговорках и связной речи).
Развивающие задачи.
Учить различать на слух звуки з и ж, подбирать слова с этими звуками и выделить их на слух в связной речи,произносить изолированные звуки з и ж с разной силой голоса и в различном темпе.
Различать звук ж на слух. Упражнять в умении определять слова со звуком ж.
Развивать внимание, память, мышление, речь.
Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных
Воспитательные задачи.
Воспитывать желание повторять и добиваться положительного результата.
Предварительная работа:
Работа над произношением других звуков, используя «Сказки веселого язычка». Разучивание упражнений для артикуляционной гимнастики.
Оборудование: Материал: магнитная доска, картинки, аудиозаписи,письмо
Ход занятия:
I. Организационный момент.
– Ребята, у нас сегодня гости,поздоровываемся с нашими гостями!
Присаживайтесь на стульчики, вспомним нашу «напоминалочку»
Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Раздается звонок в дверь садика
-Кто это там пришел?Азалия, посмотри пожалуйста, кто это!
Ребенок выйдет из муз зала и в коридоре будет стоять почтальон, почтальон вместе с ребенком заходит в зал!
Почтальон:Здравствуйте,ребята!
Воспитатель:Ребята,кто это?
Почтальон:Я принес Вам письмо!
конверт с письмом отдает ребенку
Воспитатель:Интересно от кого это письмо?
Воспитатель читает письмо
«Здравствуйте,ребята! Огромный привет от семи гномов! Меня зовут гном Весельчак
Ребята, помогите мне! У меня непослушный язычок, и совсем не хочет учиться произносить звук ж и з!»
- Ой, ребята, здесь еще что-то есть. Здесь картинки на которых нарисованы лица детей. Наши гости, наверное, хотели бы знать, что изображено на лицах, мы им сейчас расскажем об этом. Присаживайтесь на ковер
- Итак,
1) Это лицо мальчика. А что у него на лице?
- У него на лице глаза, нос, губы.
2) - Молодец. А вот лицо другого мальчика. Что изображено у него на лице?
- Рот открыт, за губами зубы.
3) - Умница, правильно. А что изображено на лице этого мальчика?
- Это язычок, а рот это домик для язычка.
- Верно, молодец.
- У каждого из нас живет веселый мальчик язычок. Он очень любит играть. И сейчас я вам предлагаю с ним поиграть. Для этого нам нужно сесть за столы. Будьте внимательны и вместе с язычком, участвуйте в его превращениях.
II. Артикуляционная гимнастика.
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
На тонкой ножке
Стоит грибок у дорожки
Язык свой к нёбу прилепляй
И грибочек не срывай.
Очень любит Язычок
вкусное варенье,
Приготовил он друзьям
это угощенье.
Варенье приятное,
вкусное, ароматное.
Язычок подними, варенье
с губки оближи.
Как маляр наш Язычок,
Кисточкой покрасил
чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!
Так живет наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во все
На радость всем детишкам!
Т. В. Мецлер
III. Вот, какой веселый язычок.
А теперь послушайте еще одну историю, которая произошла с язычком.
– Сидел Язычок в домике, слышит: кот-то поё т незнакомую песенку: ж-ж-ж. Включается аудиозапись жужжания жука
-«Я не умею так петь, - огорчился Язычок – я знаю песенку змеи»(ш-ш-ш).
- «Но эта новая песня совсем другая». Она звонкая: ж-ж-ж.
Ж-ж-ж- это песенка жука (объясняет педагог). –Она поется так же как и псенка змеи (ш-ш-ш, но только звонко, с голосом. Песню жука поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и попробуйте спеть «ж-ж-ж». Что вы слышите? (горлышко поет эту песню).
- А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню змеи. Поёт горлышко?
- Нет.
Давайте поучимся петь песенку жука. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Хорошо, закройте рот. Отдохните немножко. Давайте повторим. Как только язычок спрячется далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь: «Ж-ж-ж»
- Давайте произнесём все вместе (по одному) : «Ж-ж-ж». Молодцы.
- Теперь споём все вместе песню маленького и большого жука. Как будем петь песню маленького жука?
- Тихо.
- Молодец. А песню большого жука?
- Громко.
- Конечно. Молодцы.
- Замечательно. Очень хорошо пели.
Сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Жуки».
«Из леса к нам прилетели жуки и жужжжат ( дети вместе с воспитателем вытянули руки в стороны и долго тянут: ж-ж-;)/ Устали жуки и сели отдохнуть на листочек (дети опускаются на корточки). Посидели жуки, отдохнули и опять полетели в лес. Зажужжали сначала громко, затем всё тише и тише и совсем улетели. (2р.)
IV. Воспитатель: «Ребята, послушайте, кажется здесь еще кто – то есть. Кто это звенит: «ЗЗЗЗЗ».
Включается аудиозапись звука комара
Достает коробку с комариком.
-А хотите, я научу наш язычок петь звонкую песенку комара?
Предлагает детям позвенеть вместе с комариком. Озвучивает движения. Объясняет артикуляцию: когда поем песенку комарика, язычок внизу, за нижними зубами, горлышко звенит.
Воспитатель: Давайте все вместе выпустим своих комариков и споё м: «З — з — з». Давайте сейчас послушаем, как поют песню комариков мальчики. А у девочек получится так же звонко? Теперь следите за моей палочкой. Когда я подниму палочку, вы звонко запоёте песенку комара, когда опущу – песенку комара запоёте тихо.
Воспитатель: «Комарик хочет поиграть с вами. Давайте мы с вами будем ловить комаров».
Дети вместе с воспитателем поют песенку комарика, а затем «ловят» воображаемого комара ладонями (хлопают).
Воспитатель: «А теперь вы сами превратитесь в комариков, позвените и полетайте. Но как услышите звук бубна, сразу же садитесь на стульчики».
-а сейчас садитесь на стульчики
«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой - «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Комарик» - сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик - «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.
Физкультминутка
Нужно нам всем отдохнуть,
чтоб усталость отряхнуть.
(Дети встают, встряхивают руками)
Ну-ка встали, потянулись.
(потягиваются)
Влево – вправо повернулись.
(поворачиваются)
И к соседу прикоснулись.
(парами берутся за руки)
Все друг другу улыбнулись.
(улыбаются друг другу).
Игра «Два поезда»
-сейчас мы разделимся на две команды и поиграем, мы с вами составим два поезда Один поезд-звенящий, в нем будут картинки,в названиях которых есть звук з; другой-жужжащий,c картинками со звуком ж, подходите к сундучку и доставайте по одной картинке
Дети поочередно расставляют картинки, называя слово и несколько утрируя нужный звук.
- а сейчас произнесем чистоговорки со звуками ж и з
Задание - произнести чистоговорки:
-с разной силой голоса: «Заяц,заяц, чем ты занят? Кочерыжку разгрызаю»;
- в различном темпе : «Летом в клетке зоопарка медвежонку очень жарко».
-Молодцы! А теперь посмотрите на доску и мы с вами поиграем
Дидактическая игра
«Чего не стало?». Разместить на магнитной доске
Сначала дети перечисляют, что нарисовано. Затем попросить детей закрыть глаза и убрать одну из картинок. Открыв глаза, дети должны назвать чего не стало, добиваясь правильного использования слов в родительном падеже множественного числа.
V. Дети присаживаются на коврик.
-Ребята, как вы думаете научили ли мы Весельчика произносить звуки ж и з?
Теперь он и других гномов научит произносить звуки правильно!
Вы сегодня молодцы, были внимательны.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?
- Познакомились с новым звуком «Ж»;
- Учились определять этот звук в словах.
- Учили чистоговорки;
-а теперь посмотрите у вас на столе есть рожицы, смайлики,есть радостные есть грустные,есть задумчивые. Выберите каждый по одному смайлику,который вам подходит под настроение и прикрепите их на магнитную доску
-на этом наше занятие подошло к концу! Попрощаемя с гостями и возвращаемся в группу.