Наталия Чеберда
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в страну Красивой речи
Цели:
1. Формировать умения обобщать, классифицировать.
2. сформировать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных букв; развивать речь; фонематический слух;
3. Упражнять в подборе антонимов и синонимов.
4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие мира, образное представление, эмоциональную сферу детей.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие в страну Красивой речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
1. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера.
Воспитатель:
– Ребята, перед тем как начать выполнять задание давайте сделаем гимнастику для наших язычков.
Артикуляционная гимнастика
Утром Машенька проснулась и улыбнулась («улыбка») Наши губки улыбнулись, прямо к ушкам потянулись
Пошла чистить свои зубки («чистим зубки»)
Поиграла на дудочке, потом опять улыбнулась («улыбка» - «трубочка»).
Пошла Маша завтракать, взяла чашечку («чашечка»). Широко открыть рот, широкий язык поднять к верху, потянуть к верхним губам, но не касаться их. Удерживать язык 10-15 с.
Достала вкусное варенье («вкусное варенье»).
Взяла блинчик («блинчик»)
Позавтракала Машенька и пошла качаться на качелях («качели»).
Воспитатель:
- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный городок Красивой речи. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия?
(фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.
Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
-Итак, отправляемся в городок Красивой речи. (Включается сказочная музыка)
Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Слайд)
2. Основная часть.
-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? - замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли!
(Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
- Замок, мы открыли, молодцы! (слайд)
-Ой, ребята, а здесь письмо! (слайд)
Письмо
- «Дорогие, ребята помогите нам! Случилось ужасное, эту страну заколдовал злой волшебник. Он похитил лучики солнышка и оно загрустило. В разноцветной стране Красивой речи стало тихо, темно и печально.»
-Нужно помочь жителям страны.
- Поможем? (Да)
Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:
Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки.
Помогите расколдовать нам наш город!
-Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.
- Тогда, отгадайте загадку:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт. (Солнце)
Воспитатель: Ребята, посмотрите солнце вышло из – за тучки
Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!
-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.
1 задание «Из чего сделано?»
(На слайдах показаны картинки с предметами, надо сказать из какого материала они изготовлены)
- Скамейка из дерева (скамейка деревянная)
-Сумка из кожи… (сумка кожаная)
-Стакан из стекла (стакан стеклянный)
-Дом из кирпича (дом кирпичный)
-Коробка из картона (коробка картонная)
-Сапоги из резины (сапоги резиновые)
-Пила из железа (пила железная)
-Платье из ткани (платье тканевое)
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чисто – грязно
Тепло - холодно
узкий – широкий /шарф/
длинный – короткий /карандаш/
веселый – грустный /мальчик/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Воспитатель: первое задание мы выполнили, и сможем первый лучик прикрепить к солнышку.
Воспитатель: А для чего нам нужен лучик?
Дети:
2 задание - «Из чего состоят слова?»
Дети: Из звуков.
-На какие две группы делятся все звуки русского языка?
Дети: На гласные и согласные.
-Как произносятся гласные звуки?
Дети: Легко, свободно, поются, тянутся.
-А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?
Дети: губы, зубы, язык, нёбо.
Воспитатель: А давайте поиграем в игру. Д/игра «Определи по лицу»
Воспитатель: А хотите поиграть в игру? Игра «Где спрятался звук?», но какой звук вы отгадаете в загадке
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
Воспитатель: Правильно жук. Давайте пройдем за столы и проведем звуковой анализ слова ЖУК. На столах у вас лежат карточки, вы должны будите фишками обозначить гласные и согласные звуки.
(Дети выполняют работу) проверка
Воспитатель: С заданием вы справились, и у нас появился второй лучик. А для чего нам лучик?
(2 лучик прикрепляем к солнышку)
Дети отвечают
Физминутка «Быстро встаньте»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
3 задание - «Переезжаем на новую квартиру»
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)
Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
Игровой материал:
1. Предметные картинки (парные) : чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.
2. Коробочки для складывания картинок.
Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».
Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается (предъявляет чайник, картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.
(можно детей разделить на две команды)
Воспитатель: с третьем заданием тоже справились, и еще один лучик у нас. А для чего нам нужен лучик?
Дети отвечают
(3 лучик прикрепляем к солнышку)
4 задание - «Веселые шнурочки», (деление слов на слоги)
5 задание - «Составление рассказа по схеме»
Закрепление
-Ребята, вот и засияло солнышко в этом замечательном городе.
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все. А мы с вами вернулись в наш замечательный детский сад
Итог
-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.
-Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно?
-Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам :
«Огромное спасибо! И передали для вас в благодарность небольшой подарочек»
(коробочка с конфетками)