Хабарова Татьяна
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в Страну Знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Брянский Городской Образовательный комплекс №59
Конспект
открытого занятия по развитию речи
на тему «Путешествие в Страну Знаний»
Подготовила и провела :
воспитатель
Хабарова Т. В.
Брянск 2021г.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в Страну Знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Программное содержание:
• закрепить умение определять местоположения звука в слове;
• упражнять в умении делить слова на слоги;
• закреплять знание алфавита;
• закреплять умение распознавать гласные и согласные звуки;
• упражнять в звуковом анализе слов;
• закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
• закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;
• закрепить понятие, что такое предложение;
• составлять предложения с помощью схемы;
• развивать фонематический слух и внимание;
• закреплять умение находить заданный звук в слове;
• воспитывать любовь к родному языку.
Материалы к занятию :
• Посылка, 2 письма.
• Игрушки: мяч, кубик, машина, кукла.
• Карточки с заданиями.
Раздаточный материал:
• Карточки с заданиями.
• Простые карандаши, цветные карандаши (зеленый, синий, красный) и ластики на каждого.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети входят, встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие:
Собрались все дети в круг:
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Доброе утро!
Воспитатель:
- Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите узнать, что в нем? (Да) :
«Мои дорогие юные друзья! Я - Королева Знаний. В моей стране случилась беда : злой Буквоед перемешал все буквы времени года, которое должно наступить после холодной, длинной зимы! Помогите, пожалуйста, мне и моим жителям вернуть Весну в нашу страну! А для этого вам необходимо выполнить несколько заданий. Желаю вам удачи!»
Воспитатель:
- Вот так сюрприз, ребята, вас просят о помощи! Ну что, поможем Королеве страны Знаний и ее жителям вернуть Весну? постараемся выполнить эти задания? (Да).
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
Все вместе:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
- Но чтобы попасть в Страну Знаний, вам нужно выбрать из предложенных на столе карточек с буквами только те, которые означают гласные звуки
(на столе лежат карточки с буквами, дети выбирают только карточки с гласными) – дети выбирают.
- Давайте вспомним, чем отличается буква от звука?
(букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и говорим)
-Давайте с вами проговорим все выбранные вами гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ:
А-О-У-Ы-И-Э-Е – на доске
(выполняется упражнение, 2 раза)
(за каждое выполненное задание дети получают букву – В,Е,С,Н,А)
Воспитатель:
- Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. А вот и
Задание 1.
Королева Знаний посылку прислала,
А в ней предметы,
Но вы не ждите подсказки:
Названия предметов на слоги поделите,
И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!
( воспитатель достает из посылки игрушки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие интересные предметы!
• Сколько слогов в слове «Кукла»(2).
• А как мы сможем это проверить? (при помощи хлопков).
• А как еще? (сколько в слове гласных (2) столько и слогов).
• Сколько в слове «мяч» слогов (1, сколько гласных звуков? (тоже 1)
• Сколько в слове «машина» слогов(3, сколько гласных звуков? (тоже 3)
(на дне коробки-посылки буква В)
Воспитатель:
- Скажите, ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки). Правильно, игрушки.
- А вот и второе задание.
Задание 2.
- Скажите, а что такое предложение?
(это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)
- Верно.
У Королевы Знаний
Помощников не счесть!
Средь них один чудесный Гномик есть.
Он карточку со схемами в подарок вам принес!
Вы ж проявите свои умения
Составьте со словами предложения!
Воспитатель:
- Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом игрушки!
(на доске картинка Ученого Гнома со схемами предложений)
Воспитатель:
- Скажите, ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).
- А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).
- Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).
(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам.)
1. |___.
(Моя игрушка. Мой мяч. Моя кукла. Мой кубик. Моя машинка)
2. |___ ___.
(Это Пашина игрушка; Я сломала игрушку)
3. |___ ___ ___.
(Мама купила мне игрушку; Моя любимая игрушка – мяч, кукла, робот и тд)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились! И вы получаете следующую букву – С.
Физминутка. Игра «Бывает – не бывает».
Воспитатель:
- Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
- Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.
- Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.
- В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.
- Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.
- Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.
- Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.
- Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре конечности (ноги).
- У курицы две лапы. – Курица меньше индюка.
- Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе.
Воспитатель:
- Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать путешествие.
Вот еще одно задание от Королевы знаний :
(воспитатель достает сверток, в котором написано следующие задание)
«Станьте волшебниками! Превратите одни слова в другие, изменив в них только один звук».
Задание 3. Игра «Измени слово» карточки с картинками
«зайка» превращается в предмет одежды (майка);
«лак» превратить в цветок (мак, а «мак» можно превратить в… (рак);
«дом» превратить в рыбу (сом);
«лук» в насекомое (жук);
«кот» превращается в… (кит);
«коза» превращается в… (коса);
«каска» превращается в… (маска).
- Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились (буква Е).
Задание 4. Игра с мячом «Слова с противоположным значением».
- Следующее задание: подобрать слова с противоположным значением. ВСТАТЬ – ЛЕЧЬ,
МИРИТЬСЯ- ССОРИТЬСЯ,
БЕЛЫЙ-ЧЕРНЫЙ,
ЛЕТО-ЗИМА,
ХОЛОДНО-ЖАРКО,
ВЕСЕЛО-ГРУСТНО,
УЗКИЙ-ШИРОКИЙ,
ВЫСОКИЙ-НИЗКИЙ,
ХМУРИТЬСЯ- УЛЫБАТЬСЯ,
ДЕНЬ-НОЧЬ,
ВЕСЕЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ,
БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ,
КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ,
ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ,
ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ,
УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ,
ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ,
ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ,
ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ,
ТВЕРДЫЙ – МЯГКИЙ,
СВЕТЛЫЙ – ТЕМНЫЙ.
(получают букву Н)
Пальчиковая гимнастика: «Карандаш»
Всё нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)
Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)
Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы)
Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)
Задание 5. Работа за столами (см. Приложение 1)
Воспитатель:
- Молодцы! За правильно выполненное задание вы получаете букву – А.
Воспитатель:
- Ребята, вы справились со всеми заданиями. Давайте посмотрим, какое же слово у нас получилось? (на доске – В, С, А, Е, Н). Что-то, наверное, не так с этими буквами, что-то непонятное у нас получилось. Давайте попробуем расположить эти буквы в соответствии с цифрами, которые есть на обороте. Что же получилось? (Весна)
- Правильно дети, получилось слово ВЕСНА. Мы помогли Королеве знаний и теперь в ее стране наступит долгожданная весна!
(Стук в дверь)
- Ой, ребята, что же это такое? (воспитатель оборачивается, возле двери письмо)
Воспитатель читает:
«Дорогие ребята! Я, Королева Знаний и жители моей страны, выражаем вам огромную благодарность за то, что вы вернули нам Весну! Вы большие молодцы! Желаем вам успехов и новых достижений! Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вас вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»
Воспитатель:
- Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу.
Итог занятия.
Воспитатель:
- Чем мы занимались на занятии?
- Что больше всего вам понравилось на занятии?
- Что нового вы для себя узнали?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что было самым сложным?
- Ребята, как вы думаете кто из вас был самым активным на занятии?
- Кто из ваших товарищей меньше проявлял активность?
Вручение поощрительных жетонов.
Приложение 1
1. Раскрась синим цветом первый квадратик где [л] - твердый звук, зеленым – где [л,] мягкий звук:
луна
лиса
лопата
лунтик
лес
2. Обведи красным карандашом картинки, в названии которых есть гласный звук [о] :
3. Определи место звука [а] в словах:
автобус
март
пила
лак
утка
арбуз
• Нарисуй красную точку в соответствующей клеточке: если звук [а] в начале слова – то в первой клеточке, если звук [а] в середине слова – то во второй, а если звук [а] в конце слова – то в третьей клеточке.
НАПРИМЕР:
Апельсин
.