Юлия бородастова
Открытое занятие по развитию речи с элементами ТРИЗ-технологии «Соберем портфель для Буратино»
▼ Скачать + Заказать документы
свободной речевой деятельности.
- развивать познавательные способности детей;
- развивать зрительное и слуховое внимание, воображение, логическое мышление, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества на занятии, активности, инициативности, самостоятельности;
- воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.
Публикация «Открытое занятие по развитию речи с элементами ТРИЗ-технологии „Соберем портфель для Буратино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- «Буратино»
- Темочки
Материал и оборудование:
альбом, тетрадь, ручка, ластик, пенал, карандаш, ранец, букварь, иллюстрации школьных принадлежностей, карточки – противоположности, мольберт,
Предварительная работа:
рассматривание картинок по теме «Школа. Школьные принадлежности», составление загадок (технология ТРИЗ, разучивание текста пальчиковой гимнастики «Портфель», подвижного упражнения «Буратино».
Ход занятия:
Педагог:
Громко дудочка поёт, ребятишек в круг зовёт.
Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча.
Посмотрите, сколько гостей к нам пришло.
Мы с вами добрые, веселые и очень красивые, такие же, как наши гости.
А самое главное умные, внимательные и сообразительные, ведь совсем скоро вы пойдете в школу.
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнё мся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Привет!"
Сегодня почтальон принёс письмо, давайте его прочитаем:
«Здравствуйте, ребята! В этом году, я, как и вы собираюсь идти в школу. Мой папа Карло продал свой пиджак и купил мне новую азбуку. Но для обучения в школе одной только азбуки недостаточно. Нужны еще школьные принадлежности. Где же мне их взять? У моего папы Карло совсем нет денег. Значит, меня не возьмут в школу?»
Педагог: Ребята, как вы думаете от кого может быть это письмо? Буратино.
Педагог: Очень жаль Буратино. Как же ему можно помочь?
Ответы детей: Купить школьные принадлежности. Принести из дома.
Педагог: Ребята, а я знаю такой волшебный магазин, в котором школьные принадлежности продаются не за деньги, а за знания и умения.
САДИМСЯ
Хотите побывать в таком магазине?
Чтобы нам попасть в этот волшебный магазин, нужно рассказать, что же такое школьные принадлежности?
Педагог: Так что же такое школьные принадлежности?
Дети: Школьные принадлежности – это предметы, которые нужны школьнику для учебы (для выполнения уроков).
Педагог: Какие школьные принадлежности вы знаете, положите мне в ладошку (дети перечисляют школьные предметы и кладут их в ладошку воспитателя)
Дети: тетрадь, пенал, линейки, ручки, карандаши, краски, ластики, циркуль, клей, ножницы, пластилин.
Педагог: Ребята, какой предмет нужно купить в первую очередь? Как вы думаете?
Дети: портфель.
Педагог: Чтобы купить портфель, нужно выполнить задание. Где найти нам это задание поможет ценник – подсказка в магазине. Обратите внимание на цвет. Как вы думаете, где мы можем найти это задание, посмотри вокруг. Кто-то уже догадался?
Давайте пройдем, посмотрим.
Игра «Противоположности»
(два стола стоят в длину)
Педагог: Чтобы выполнить это задание нужно разделиться на две команды по 6 человек.
У каждой команды на столе лежат картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки. Каждая команда поочередно показывает свои картинки с противоположным значением, а другая команда в ответ находит ей подходящую пару и называет ее. Дети стоят за столами друг на против друга. Начинаем игру со слов:
У меня на картинке уголь черный – а у меня мел белый…
Педагог: Отлично справились с заданием. Молодцы! Теперь мы можем купить портфель. (Берем портфель и ставим его на столик).
Педагог: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, какой следующий предмет мы будем покупать?
Если ты его отточишь,
Нарисуешь, всё что хочешь,
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это …. (карандаш)
Посмотрите на ценник – подсказку в магазине. Уже догадались, где мы будем выполнять задание?
Давайте пройдем, посмотрим.
«Волшебный домик»
Педагог: Ребята нам нужно с помощью этого домика рассказать про карандаш. Готовы? (На столе лежит картинка карандаша)
Для выполнения этого задания нам понадобится таблица.
Педагог: Отлично справились с заданием. Молодцы! Теперь мы можем купить карандаш. (Педагог берет в магазине карандаш и кладет его в портфель).
Педагог: А какой следующий предмет мы будем покупать, узнаем, если отгадаем следующую загадку:
То я в клетку, то в линейку,
написать на мне сумей-ка! (тетрадь)
Посмотрите на ценник – подсказку в магазине. Уже догадались, где мы будем выполнять задание?
Игра «Хорошо - плохо» (игра с мячом)
Педагог: первый ребёнок говорит что в школе хорошо и кидает мяч следующему, а следующий какие недостатки есть у школы, а тот, кто поймал мяч, говорит, что хорошего они знают о школе.
ИЛИ другой вариант игры: У воспитателя в руках мяч, он бросает любому ребёнку говоря,что в щколе плохо,а ребёнок поймав мяч говорит,что в школе хорошо.
«Хорошо» «Плохо»
В школе учат писать, читать. В школе есть экзамены.
В школе получаешь знания. В школе можно получить двойку.
В школе много друзей. Нужно делать уроки.
В школе веселые переменки. В школу рано вставать.
В школе не надо спать. Уроков задают много.
В школе получаешь пятерки. Если школа далеко, нужно ездить каждый день на автобусе.
В школе есть каникулы. Учитель ругает, если не выполнил домашнюю работу.
Педагог: Отлично справились с заданием. Молодцы! Теперь мы можем купить тетрадь. (Педагог берет в магазине тетрадь и кладет ее в портфель).
Педагог: Ребята, в школе после каждого урока есть время для отдыха, которое называется?. (перемена)
А как же ученики узнают, когда начинается и заканчивается перемена. Предлагаю немного отдохнуть.
(Звенит звонок)
Физминутка «Буратино» (под музыку)
«Буратино» потянулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой.
Педагог: Чтобы узнать какой следующий предмет мы будем покупать, нужно отгадать загадку.
Грамоты не знаю, а весь век пишу? (ручка).
Посмотрите на ценник – подсказку в магазине. Уже догадались, где мы будем выполнять задание?
САДИМСЯ
Игра «Цепочка»
Воспитатель называет любое слово (существительное).Ребёнок называя признак или действие данного объекта (прилагательное).Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием,переходит игра к следующему ребёнку. И т. д.
Пример: Облако - белое – вата– мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная.
Педагог: Вы все отлично справились с заданием.
Теперь мы можем купить ручку. (Педагог берет в магазине ручку и кладет ее в портфель).
Пальчиковая гимнастика «Портфель»
Есть линейка, есть тетрадь, (рисуют в воздухе два квадрата)
Ручка есть, чтобы писать, (соединяют пальцы каждой руки в щепоть, выпрямляют пальцы)
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно, (соединяют пальцы правой руки в щепоть, несколько раз проводят по ладони левой руки)
И пенал, и карандаш,
(поочередно показывают прямые ладони)
И букварь – помощник наш. (хлопают в ладоши)
Педагог: Какой следующий предмет мы будем покупать?
На коробку я похож, ручки ты в меня кладешь.
Ты меня узнал? Ну, конечно, я …. (пенал)
Посмотрите на ценник – подсказку в магазине. Уже догадались, где мы будем выполнять задание?
Нам предстоит выполнить еще одно задание. Присаживайтесь.
Сегодня мы много говорили о школьных принадлежностях. Я вам предлагаю поиграть в игру
Игры "да нет"
Научить детей задавать сильные вопросы, т. е. такие вопросы, благодаря которым человек открывает новые возможности, находит альтернативные решения
На доске выставляются 10 картинок - щкольные принадлежности, воспитатель загадывает картинку, дети с помощью вопросов должны угадать загаданную картинку
Педагог: Отлично справились с заданием. Молодцы! Теперь мы можем купить пенал. (Педагог берет в магазине пенал и кладет его в портфель).
Педагог: Какой следующий предмет мы будем покупать?
Из дерева, пластмассы,
Даже из металла,
В миллиметрах вся спина,
Угадайте кто же я? (линейка)
Посмотрите на ценник – подсказку в магазине. Уже догадались, где мы будем выполнять задание?
Сегодня мы много говорили о школьных принадлежностях. Я вам предлагаю творческую работу, нужно разделиться на команды. Трое ребят составляют исследовательский рассказ про школьные принадлежности (Эдвард - краски, Даша -ластик, Алёна – пластилин)Другие трое ребят подготовят рассказы от имени предмета (Вика Г – линейка, Тимофей – пенал, Рома – карандаш) А остальные ребята превращаются в художников и дорисовывают из фигуры какой - нибудь предмет и раскрасить его.
Педагог: Ребята, назовите профессию человека, который учит детей в школе?
Дети: В школе детей учит учитель.
Педагог: А какой должен быть учитель?
Дети: Строгий, талантливый, умный, любящий детей, ответственный, культурный, красивый, добрый.
Педагог: А для того, чтобы нам получить линейку, нужно составить рассказ о профессии – учитель. Вам поможет вот эта пиктограмма.
«Составь рассказ о профессии – учитель»
(6 задание)
Алгоритм для составления рассказа о профессии:
1. Кто это? (Это учитель)
2. Где работает? (Он работает в школе)
3. Что делает? (Учитель учит детей писать, читать, считать, слушать, отвечать)
Что нужно для работы? (Для работы ей нужны книги, доска, мел, указка, журнал, компьютер)
Ребенок: Это учитель. Он работает в школе. Учитель учит детей писать, читать, считать, слушать, отвечать. Для работы ей нужны книги, доска, мел, указка, журнал, компьютер.
Педагог: Отлично справились с заданием. Молодцы! Теперь мы можем купить линейку. (Педагог берет в магазине линейку и кладет её в портфель).
Педагог: Молодцы! Вы собрали школьные принадлежности для Буратино. Теперь он точно сможет пойти в школу. А как же нам их передать? (Ответы детей)
Педагог: Сейчас я запечатаю посылку, а после работы отнесу ее на почту и отправлю Буратино.
Рефлексия
Ребята, вам удалось помочь Буратино?
Для чего мы выполняли все задания?
Какое задание для вас было трудным?
Какое задание понравилось больше всего?
А с кем вы можете поделиться своими знаниями?
ПОХВАЛИТЬ КАЖДОГО РЕБЁНКА ЗА КОНКРЕТНЫЕ ЗАСЛУГИ,