Ольга Кузнецова
Конспект открытого занятия по развитию речи «Коза и семеро козлят» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная категория: 4-5 лет.
Тема: «Коза и семеро козлят».
Цель: развитие речевых умений у детей в процессе знакомства с фольклором.
Задачи:
Образовательные:
- повторить с детьми лексическую группу «Домашние животные и их детёныши»;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- «Волк и семеро козлят», все материалы по сказке
- Темочки
- отработать навык отгадывания загадок;
- закрепить знание лексической группы «Молочные продукты»;
- закрепить знание геометрических фигур;
- сформировать навык образования множественного числа существительного от единственного;
- отработать умение выполнять движения в ритм музыке;
- сформировать навык формирования предложения по предложенному изображению;
- отработать навык аккуратного раскрашивания изображения, не заходя за контур;
- учить проговаривать скороговорки.
Развивающие :
- развивать память, мышление, воображение;
- развивать внимание;
- развивать творческое мышление;
- развивать самостоятельность;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитать в детях чувство взаимопомощи;
- воспитывать интерес к русскому фольклору, умение применять его в жизни.
Образовательная область: «Развитие речи».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникационное развитие», «Физическое развитие».
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ.
Оборудование и материалы: деревянные ложки, рога, платочек в народном стиле на голову, сарафан, колонки, телефон, иллюстрации животных из этапа 1, мешочек тканевый, карточки в двух экземплярах с изображениями разноцветных геометрических фигур, иллюстрации из сказки «Волк и семеро козлят».
Предварительная работа: чтение сказки «Волк и семеро козлят», разучивание скороговорок и мирилок.
Ход.
Воспитатель привлекает внимание детей при помощи деревянных ложек.
Воспитатель: Ложечки мои поют
Всех в кружок скорей зовут.
Дорогие ребята, я пригласила вас в наш дружный круг, чтобы немного поиграть. Но перед тем как начать, нам нужно поприветствовать друг друга.
Приветствие «Дружные ребята»
В нашей группе яркое
Солнышко сияет!
(Идём по кругу, держась за руки)
Здесь ребята дружные,
Это каждый знает!
(Здороваемся за руку с соседом стоящим справа и слева, потом обнимаемся).
Раздаётся стук в дверь. Педагог обращает на это внимание. Включает русскую народную музыку и выходит за дверь, будто бы посмотреть, кто пришёл. За дверью быстро наряжается в рога и платочек (сарафан заранее надет на педагоге). Воспитатель входит в группу в образе мамы-козы.
Коза : Здравствуйте, ребята! Я мама-коза из сказки «Волк и семеро козлят». Собралась я сегодня за продуктами для своих детишек, да боюсь что-нибудь забыть из моего большого списка. Кто бы смог мне помочь купить всё необходимое? (Дети предлагают свою помощь).
Коза : Как я рада, что мне встретились такие добрые и отзывчивые ребята!
Ну что, тогда отправляемся в путь.
Этап 1.
Коза : Ребята, я дружу с другими мамами, они тоже попросили кое-что взять для своих малышей. Я буду называть мам, моих подружек, а вы будете называть их малышей. Только это будет непросто, так как разговаривать я буду сказочно, загадками. (Педагог загадывает загадки и когда дети отвечают, демонстрирует изображения животных и их детёнышей).
Кушать травку на лужок
Ходит спозаранку.
Будет детям творожок,
Масло и сметанка.
Чтобы детвора росла
И была здорова
Им парного принесла
Молочка… (Корова)
Коза : Верно, корова, а как называют её детёныша? (телёнок)
Мудрый взгляд, густая грива,
Величава и красива.
Бьет копытом, хвост струится,
Словно ветер быстро мчится. (Лошадь)
Коза : Правильно. А как называют детёныша лошадки? (жеребёнок).
Летом в шубе, и не жарко.
Попила воды из речки,
Щиплет потихоньку травку
Не коза это, (Овечка).
Коза : Молодцы! А как называется ребёнок овечки? (ягнёнок).
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Свинья).
Коза : Да, конечно, это свинья! А как называют ребёнка свинки? (поросёнок).
Вот сколько у меня подружек, и всем нужна моя помощь! Ну теперь можно и в магазин. Купим побольше продуктов.
Этап 2.
Коза : Ребята, а какие молочные продукты вы знаете? (Дети отвечают на вопрос). Я сейчас буду перечислять вам названия продуктов, которые мне встретились на прилавках ярмарки. Если они относятся к группе молочных продуктов, подпрыгните на месте, пожалуйста. Если нет – хлопните в ладоши.
Сливки, сметана, котлеты, йогурт, сливочное масло, сыр, макароны, кефир, паштет, ряженка, сгущённое молоко, простокваша.
(Педагог называет продукты, дети выполняют необходимые действия).
Коза : Ох, сколько мы с вами молочных продуктов купили, ничего не забыли, потому что вы мне всё верно подсказывали, ни разу не ошиблись.
Ах (смеется, я вспомнила веселый стишок, который нужно говорить быстро – быстро! Хотите послушать?
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Кто из вас повторит его быстрее меня? (дети проговаривают скороговорку)
Молодцы, ребятки! Ой, такие тяжёлые сумки нам не донести (демонстрирует сумки, надо ехать на автобусе.
Этап 3.
Коза : Ребята, давайте быстро соорудим с вами автобус из стульев (ставят стулья в колонну по 2). Вы займёте места в автобусе при помощи вот таких билетиков, которые будете доставать из моего мешочка. Изображения на билетиках совпадают с изображениями на сиденьях стульев (педагог заранее крепит дубликат скотчем на сиденье. Дети вытаскивают картинку из мешочка и находят аналог на стуле. Занимают своё место).
Физкультминутка.
Коза : А теперь поехали на автобусе. (Педагог вместе с детьми исполняет танец Е. Железновой «Автобус»).
Этап 4.
Коза : Ну, вот мы и дома. А это мои козлятки (демонстрация игрушек или картинок). Что? Опять поссорились! Ну – ка миритесь скорее! Я знаю, что вам поможет! Мирилка! Ребята, кто вспомнит мирилку, чтобы козлят примирить?
(дети вспоминают, если затрудняются, воспитатель помогает:
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
Ну вот и помирились! Молодцы! Спасибо, ребята! А пока козлятки гуляют, мы посмотрим, что ещё есть в кладовой из продуктов. Ребята, я буду называть продукт, а вы будете придумывать слова, которые мы бы использовали, если бы этого продукта у нас было много.
Яблоко – яблоки.
Груша – груши.
Огурец – огурцы.
Орех – орехи.
Кабачок – кабачки.
Тыква – тыквы.
Слива – сливы.
Гриб – грибы.
Яйцо – яйца.
Коза : Прекрасно, вы всё правильно ответили!
Этап 5.
Коза : Дорогие мои ребята, хочу поделиться с вами историей в картинках. Мои малыши рассказали мне, что в прошлый раз, когда я ходила на ярмарку, к ним приходил волк. Они тогда очень испугались, не могли даже слова сказать. Но один козлёнок нарисовал, что с ними произошло. Могли бы вы составить несколько предложений, глядя на эти рисунки (Педагог демонстрирует иллюстрации из сказки «Волк и семеро козлят». Дети формируют предложения).
Коза : Я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу, за помощь. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, раскрасьте цветочек красным карандашом. Если не понравилось, синим. (Дети выполняют задание). Очень рада вашей положительной оценке, в ваших ручках много красных цветов. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем.
Список использованных ресурсов:
1. Беляковская, Н. Н. Учим ребенка говорить. Здоровьесберегающие технологии. Методические рекомендации. - М. : Сфера, 2015.
2. Лелюх, Т. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. - М. : АРКТИ, 2018.
3. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор. - М. : Просвещение, 2022.