Климашина Ольга
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте «Семь заданий Белоснежки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматике, поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закрепить понятие буква, звук, слог, предложение.
Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Закреплять навык звукобуквенного анализа слов.
Закрепить графический образ букв.
Продолжать учить работать со схемой предложения.
Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.
Развивающие задачи:
Создание проблемной ситуации
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать память и внимание.
Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Развивать звуковую сторону, грамматический строй речи, активизировать словарь.
Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Воспитательные задачи:
Мотивация (стимулировать позитивную мотивацию детей).
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Формировать навык совместной работы в паре.
Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: конверт с письмом; ключи, вырезанные из бумаги; картинка с изображением Белоснежки; волшебного замка и кирпичной стены; картинки с изображением букв; слоговые таблицы; карточки с заданиями; картинка для составления схемы предложения; квадраты синего, зелёного, красного цветов; цветные карандаши; жёлтые круги для рисования смайликов; мяч.
Ход занятия:
Подготовительная часть.
Организационный момент.
Приветствие (поздороваться с гостями).
Дети сидят на стульчиках.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают поочерёдно пальцы правой руки)
Будем мы сейчас играть,
(руки перед грудью, движения руками вверх, вниз)
Смотреть, слушать, размышлять,
(прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)
Но друг другу не мешать,
(«грозят» указательным пальцем)
Внятно четко говорить,
(очерчивают область рта)
Не вертеться, не шалить.
(«грозят» указательным пальцем)
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Основная часть.
Сюрпризный момент.
– Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошел со мной сегодня утром. Когда я пришла в детский сад, то увидела у дверей нашей группы, лежало вот это письмо. Сейчас я его прочитаю.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Белоснежка, из сказки «Белоснежка и семь гномов» я узнала, что в группе «Тюльпан» очень добрые и отзывчивые дети и поэтому решила именно вас попросить о помощи. Меня похитила злая ведьма и заточила в каменный замок. Мне смогут помочь те дети, которые справятся с заданиями, которые будут встречаться у них на пути. Заданий будет семь. За каждое правильно-выполненное задание вы будете получать ключ. Если к концу пути у вас будет семь ключей, то вы сможете освободить меня. Ну, а если вы не соберёте семь ключей, то я навсегда останусь в каменном замке».
— Нам надо разрушить каменную стену. А чтобы ее разрушить, нужно пройти испытания — выполнить задания. Стена очень крепкая, с каждым выполненным заданием стена начнет постепенно разрушаться. И так — вперед!
– Ребята, ну что поможем Белоснежке? Освободим её?
– Ребята, дорога длинная, нас ждёт много испытаний.
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнём
Волшебство начнётся,
В сказку попадем!
А чтобы нам было легче выполнять задания, давайте с вами сделаем артикуляционную гимнастику.
Задания.
(После каждого задания воспитатель вывешивает ключ).
- Для того, чтобы получить первый ключ, нужно ответить на вопросы.
- Готовы? (Да)
Задание № 1 называется «Вопрос — ответ»
(воспитатель задает вопрос, дети отвечают)
• Из чего состоит наша речь? (из предложений)
• С какой буквы пишется начало любого предложения? (с большой)
• Что ставится в конце предложения? (точка, восклицательный знак, вопросительный знак)
• Из чего состоят предложения? (из слов)
• Из чего состоит слово? (из слогов)
• Из чего состоит слог? (из звуков и букв)
• Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)
• Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
• Назовите гласные звуки (А, О, У, Ы, И, Э)
• Почему они называются «гласные»? (они произносятся только с помощью голоса, их можно петь)
• Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)
• Назовите согласные звуки (Л, М, Н, Р, Г, К, В, Ф, З,С)
• Почему они не поются? Что мешает? (зубы, губы, язык)
• Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
• Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)
• Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)
Воспитатель:
— Молодцы, ребята, справились с первым заданием и разрушили первый ряд каменной стены (вручить первый ключ).
Задание № 2. Разделите слова на слоги.
Как мы сможем определить количество слогов?
Дети:
— При помощи хлопков.
Воспитатель:
— А еще какое правило мы знаем?
Дети:
— Сколько в слове гласных, столько и слогов!
Воспитатель:
Ребята во втором задании надо отгадать загадки, а слова-отгадки разделить на слоги.
(Дети выполняют задание).
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(Часы)
Кто зимой холодной,
В лесу ходит злой и голодный?
(Волк)
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать.
(Собака)
– Сколько слогов в словах-отгадках? (2,1,3)
Игра с мячом «Придумай слово»
Воспитатель бросает мяч и говорит слог, а дети придумывают слова, которые начинаются с этих слогов.
– Например, слог МА (мама, Маша, матрас, машина, март, май)
Слоги:
ЛА (лампа, лапа, лама, ламбада).
МУ – (муха, мухомор, мул, мусор, мультфильм, Мурзик);
НИ – (Нина, нитка, Ника, никогда, Никита);
Воспитатель:
— Молодцы, вы правильно выполнили ещё одно задание и разрушили второй ряд стены (вручить второй ключ)
Физминутка "Утром Гномы в лес пошли"
Задание №3. «Лишняя буква».
– Ребята, давайте постараемся найти буквы, которые здесь спрятались.
Работа в парах.
– Перед вами лежат две карточки с буквами. Найдите и зачеркните в каждой карточке лишнюю букву и объясните, почему вы зачеркнули именно эту букву. Например, (Я зачеркнул букву К, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).
К У А О И, Л А В Т С
– Назовите букву в карточках правильно.
– Ребята, давайте вспомним, согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие).
– Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного? (а, о, у, ы, э).
– Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного? (я, ё, ю, и, е).
Молодцы, ещё одно задание выполнено и разрушен третий ряд стены (вручить третий ключ)
Задание№4. «Твёрдый или мягкий звук».
– Я вам называю слова, а вы слушаете внимательно, какой первый звук в слове. Если первый звук в слове твёрдый – вы поднимаете синий квадрат, а если первый звук в слове мягкий, то поднимаете зелёный квадрат.
– Приготовились, слушаем внимательно: сад, синий, мыло, мила, луч, нитка, телефон, Зина, корзина, рысь, волк, зеркало, мука, ночь, вилка, лимон.
– И вот, новое препятствие. Чтобы получить следующее задание ответьте на вопросы.
– Ребята, на что делятся слова? (слова делятся на слоги).
– Что такое слог? (слог – это часть слова).
Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза
Вот такие чудеса
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют
(закрывают глаза, стоят с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву «О»
Получается легко
(открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Вверх поднимем,
Глянем вниз,
Вправо- влево повернем,
(глаза поднимаем вверх, вниз, вправо, влево.
Заниматься вновь начнем.
(Моргают глазами)
Разрушен четвертый ряд стены (вручить четвертый ключ)
Задание №5. «Волшебные палочки».
Ребята у вас есть волшебные палочки, с помощью которых вам надо выложить первую букву в слове, обозначающий предмет на картинке.
Я показываю картинку, вы называете, что на ней изображено, определяете первый звук, выкладываете эту букву (счётные палочки).
Кот, ель, абрикос, индюк, машина.
Пятое задание выполнено, еще один ряд стены разрушен (вручить пятый ключ)
Задание №6. «Зашифруй слово».
– Ребята, посмотрите на картинку и составьте схему с помощью карточек – квадратов синего, зелёного и красного цветов. (Луна, Лена). Один ребенок работает у доски.
- Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились и получаете шестой ключ.
– И снова нужно отдохнуть.
Физкультминутка
В старом дереве дупло
Это домик буквы «О»
(круговые движения руками)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква «У»
(присесть на корточки)
В гости к нам издалека
Прибежала буква «А»
(бег на месте)
Прилетела буква «Я»
На спине у воробья.
(махи руками, как крыльями)
Буквы стали веселиться,
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То опять плясать начнут,
То присядут, отдохнут.
А сейчас конец разминке.
– Подтянули плечи, спинки.
Задание № 7. «Нарисуй схему предложения».
Прежде чем, мы придумаем предложения, давайте ответим на вопрос, что же такое предложение? (предложение это 2, 3, 4 слова, которые между собой дружат, или связаны между собой) и в каждом предложении всегда стоит точка. А как вы думаете, что означает каждая линия? (каждая линия означает слово)
|___ ___.
В нашем предложении по схеме, сколько будет слов? (три)
В предложении 3 слова.
Давайте придумаем предложение по схеме про гномика.
- Гномик лучший друг.
- Маленький гномик прячется.
- Я люблю гномика.
Молодцы ребята, с первой частью задания вы справились, надо выполнить вторую часть.
Воспитатель:
— А теперь, вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю (один ребенок работает у доски)
1. Метет метель.
2. Мы слепили веселого снеговика.
3. Сегодня морозная погода.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: — Молодцы, ребята!
– И вот мы выполнили последнее задание, разрушили каменную стену и получаем седьмой ключик. Какие мы с вами молодцы, освободили Белоснежку.
Заключительная часть.
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнём
Волшебство закончится,
В группу попадем!
Рефлексия деятельности.
– Чем мы сегодня занимались на занятии?
– Что вам больше всего понравилось на занятии?
Ребята, а цель какая у нас была? Для чего мы так старались?
— Ребята, вам понравилось быть спасателями - освободителями?
У детей на столах жёлтые круги, на которых они должны нарисовать своё настроение в конце занятия. Если настроение на протяжении занятия было очень хорошее, веселое, то дети рисуют улыбающийся смайлик, а если настроение было не очень хорошее, или что - то было не понятно, сложно, то грустный смайлик.
– Ребята, Белоснежка вам очень благодарна за помощь и передала для вас сладкий подарок.