Елена Бякова
Открытое занятие по ознакомлению с природой в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по ознакомлению с природой в старшей группе.
Тема: Зимующие птицы.
Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.
Задачи:
1) расширять представления детей о птицах (где живут, как зимуют).
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с природой в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2) развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.
4) воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Птицы», наблюдение за птицами во время прогулок, на тему «Птицы» заучивали загадки, играли в игры.
Материал и оборудование:
Предметные картинки «Зимующие птицы», кормушка, нарисованные деревья (зимнее и летнее, посылка от Деда Природоведа.
1. Организационный момент.
Воспитатель: К нам сегодня на занятие пришли гости. Повернули все головку в сторону гостей, улыбнулись им, поздоровались, они посмотрят, как вы научились сидеть и работать на занятии.
2. Ход занятия :
Посмотрите, к нам в детский сад пришло письмо. На конверте написано, ребятам дошкольникам, то есть вам. Давайте посмотрим, что там за письмо? Открываю конверт, достаю письмо, читаю.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это (птица)
- Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.
(Ответы детей.)
- Правильно, о зимующих птицах.
- Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).
- О зимующих птицах мы будем разгадывать загадки, вспомним чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.
Выходит ребёнок, загадывает загадку:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица).
- Кто это?
-Что вы знаете о ней? (Птица лесная, но зимой перебирается ближе к людям. - Чем питается синица? ( Зимой птица ест все: хлеб, зерна, сало, крупу).
Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Выходит ребёнок, загадывает еще загадку.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это (Снегири)
- Кто это?
Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску
-Что вы знаете о ней? (Птица лесная, имеет яркий окрас)
- Чем питаются снегири? (Питаются снегири семенами, почками растений и ягодами, из которых выклевывают семечки. Птенцов они тоже кормят растительными кормами. Насекомых в пищу яркие птицы почти не употребляют.
Воспитатель: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. Снегирь по размерам примерно такой же, как воробей. Природа наделила снегиря толстым, широким клювом.
Осенью снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание.
Выходит следующий ребёнок, загадывает загадку.
Собирает он проворно
Горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом
Наш любимый… (Голубь сизый)
Дети отвечают на вопросы:
- Какой окрас у голубя? (Окраска у голубей бывает серой, белой, коричневой, черной и др.).
- Голубь по размеру меньше или больше воробья?
- Чем питаются голуби? (Питается семенами растений, зерновыми культурами).
- Могут ли голуби передавать письма?
Обобщение ответов детей: «Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе»
.
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица,
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок,
(прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень,
(прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири
(прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень!
(прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.
Выходит ребёнок, загадывает загадку.
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
Детям предлагается ответить на вопросы:
-Что вы знаете о нем?
- Почему дятел в лесу часто стучит по дереву? (Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков).
- Чем питаются дятлы
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла на голове красивая ярко-красная «шапочка».У дятла очень длинный язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашем дереве (воспитатель показывает птицу, а дети называют её).
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте проведем викторину «Знатоки птиц». Я буду ведущей, а вы должны поделиться на две команды. Выиграет та команда, которая лучше справится с заданием.
Ведущий читает стихотворение:
Наши ласточки-сестрички,
Но живут не вместе!
Гнездышки в особом месте
Строят эти птички.
Кто под крышей выбирает
Спальню для детишек,
Кто под берегом копает
Норки для малышек.
Ласточки-друзья,
Как люблю вас я!
Воспитатель: Ребята,а что вы знаете о ласточке?
Ведущий обобщает информацию о ласточке. (У ласточки продолговатое тело, приплюснутая голова с большими глазами, короткий, широкий и плоский клюв, маленькие ноги и длинные острые крылья. Длина крыльев ласточек намного превышает длину их тела. Большую часть жизни ласточки проводят в воздухе, но иногда они присаживаются куда-нибудь отдохнуть. На землю они опускаются только за материалом для гнезда, и двигаются при этом очень неловко, небольшими шагами.
Пьют и купаются ласточки также прямо на лету, прикасаясь телом к воде. Ласточки являются насекомоядными птицами и, ввиду того, что они обитают обычно рядом с жильём, огородами и посевами, они приносят пользу сельскому хозяйству.
Ведущий читает следующее стихотворение:
Что за радость! Наконец
Прилетел к нам в сад скворец.
Наш певец блестяще-черный,
По траве снует проворно.
Домик свой отвоевал:
Воробьев всех разогнал!
С видом деловым поспешно
Он влетает в свой скворечник.
На ступеньку без забот
Он садится и поет
Так, что за душу берет!
Воспитатель: ребята посмотрите на скворца и скажите, что вы знаете онем?
Воспитатель обобщает информацию о скворце -птичка не очень большого размера, у него черное туловище,черные крылья, хвост и голова. Эту птицу легко узнать по желтоватому клюву. У скворца блестящие черные перья. Скворец умеет красиво петь. Он ест насекомых, зерна. Он живет не далеко от людей в лесу или в парке.
Ведущий задает вопросы:
- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? Ласточка и скворец, птицы зимующие или перелетные.
-ребята посмотрите кроме ласточки и скворца есть еще перелетные птицы вот например грач и кукушка, но более подробно мы с ними познакомимся на следующем занятии.
- Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать?
Игра «Раздели птиц на зимующих и перелетных».
Каждый ребенок озвучивает название своей птицы, а затем прикрепляет на нужное дерево.
Хорошо, обе команды молодцы! Победила дружба.
Раздается стук в дверь. Почтальон приносит посылку. Воспитатель сообщает, что это посылка от Деда Природоведа. Открывает посылку и достает кормушку.
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? Это кормушка. А еще здесь есть письмо. «Здравствуйте, дорогие дети! Наступила зима, стало холодно и выпало много снега. Я заранее позаботился о наших друзьях – птицах. Сделал им кормушку, но птиц очень много, а я один. Помогите мне, сделайте несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед».
«Какая птица улетела?»
Игра Воспитатель: Посмотрите внимательно сколько птиц у нас на кормушке, а теперь раз, два, три – не смотри. (Дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку).
Воспитатель: Раз, два, три – смотри. Дети называют, какой птицы не стало. (Игра повторяется 4-5 раз.)
- Ребята, давайте вспомним, что птички любит кушать? (Птички любят крошки, зёрна, семечки).
- Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.
- А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.
- Голуби любят разный корм, но особенно семечки. Голубей даже можно покормить с руки.
- А что же любит дятел? Его любимое лакомство насекомые из под коры дерева.
- Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).
- Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками голубя).
- Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).
- А чем можно угостить дятла (дятла можно угостить насекомыми).
3. Итог.
Воспитатель:. Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились, а сейчас мы с вами пойдем на наш участок и повесим кормушки и тогда наши друзья – птицы будут всю зиму сыты.