Татьяна Старжинская
Конспект открытого занятия по окружающему миру «Путешествие в смешанный лес» в старшей группе
МБДОУ «ЦРР-Д/С №73»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗА
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №10 «ОДУВАНЧИК»
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СМЕШАННЫЙ ЛЕС»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)
Воспитатели:
Дерябина А. С.
Старжинская Т. А.
Ставрополь, 2024
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по окружающему миру „Путешествие в смешанный лес“ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать элементарные представления о лесе как о зеленом доме растений и животных; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширять представления детей о значимости леса, правилах поведения в лесу.
Развивающие задачи:
Развивать речь, мышление, память, воображение, внимание, способность анализировать.
Материал и оборудование: экологическая пирамида, серия карточек «Животные», ширма «Лес», цветные карандаши, рабочие тетради, телевизор, интерактивная доска, серия картинок «Деревья».
Содержание деятельности:
1. Введение в образовательную ситуацию:
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Есть интересная загадка, сумеете ли вы ее отгадать? (Ответы детей)
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малинкой,
Васю — хворостинкой. (Лес)
2. Актуализация представлений по теме.
Воспитатель: Ребята, а вы были в лесу? Что растет в лесу? (Предварительные ответы детей: деревья, грибы, ягоды). Кто живет в лесу? (предварительные ответы детей: волк, заяц, лиса, медведь, рысь, ласка, белка, лось, олень, снегирь, рябчик, сойка).
Воспитатель: Если мы посмотрим с вами на карту нашей страны, то увидим очень много на ней зеленого цвета. Почему? Это леса.
3. Затруднение
Но леса бывают разные. Есть леса, в которых растут только сосны и ели. Как думаете, как называется такой лес? (Ответы детей). Это хвойный лес. Есть леса, в которых растут березы, дубы, липы, тополя, те деревья, у которых есть листья. Как этот лес называется? (Ответы детей) Это лиственный лес.
А есть леса, в которых растут и хвойные деревья, и лиственные. Как же называется такой лес? (Ответы детей).
4. Открытие. Применение. Такой лес называют смешанным. Хотите побывать в смешанном лесу? (Ответы детей: да) Как нужно вести себя в лесу? (Предполагаемые ответы детей: не кричать, не оставлять мусор, не ломать ветки, не обижать животных). На чем мы можем поехать в лес? (Ответы детей: на машине, поезде, самолете, автобус).
Воспитатель: Отправимся на поезде?
Звучит музыкальная игра «Паровозик». Дети приезжают в лес.
Лесовушка собирает ягоды. Удивленно смотрит на детей.
Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто?
Лесовушка: Здравствуйте, я Лесовушка, хозяйка леса. Хожу, брожу, слежу за порядком. Хотите узнать, чем же богат лес? (Ответы детей. да).
Лесовушка: В лесу есть «крыша»– это листья и ветки самых высоких деревьев. А еще ее называют пологом. Здесь живет много насекомых и птиц. Невысокие деревья и кустарники растут между большими деревьями. Это подлесок. В самом низу лесная подстилка – огромное количество опавших листьев. В лесу очень много животных: птицы: дятел, кукушка, сова, снегирь, насекомые: муравьи, жуки, пчелы, медведи, лисы, волки, зайцы, олени, косули…
Хотите узнать, кто в каком ярусе живет? (Ответы детей).
Дети проходят к столам и садятся. (работа с пособием стр. 25 зад. 2)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо вы справились с заданием.
Чем питаются эти животные? (предполагаемые ответы детей: травой, грибами, другими животными, семенами, орехами)
Воспитатель: Животные бывают травоядными и хищниками. А вот кто травоядный, а кто хищник, сейчас с вами и определим, поиграв в игру «Хищники и травоядные». У каждого из вас карточка с изображением животного, ваша задача вспомнить, чем питается это животное и поместить на нашу пирамиду. Зеленый цвет на пирамиде – травоядные животные, красный – хищники.
Дети играют в игру.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Скажите, пожалуйста, медведь чем питается? (предварительные ответы детей: малиной, медом, орехами, лягушками, рыбой).
Воспитатель: Ребята, нам только что Лесовушка говорила, что лес очень богат. Почему же мы говорим, что лес – это наше богатство? (предварительные ответы детей: много деревьев, которые дают нам кислород, много животных).
Лесовушка: Лес – это удивительный мир. Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц, шелест листвы, насладиться красотой, вдохнуть свежего, чистого лесного воздуха. Все растения в лесу дают нам кислород, которым мы дышим. Поэтому нужно лес беречь, и не обижать его.
Воспитатель: Спасибо вам, Лесовушка, за такую хорошую экскурсию по лесу.
Сильный ветер гладит лица,- ходьба обычная, руки вверх
Лес шумит густой листвой. Из стороны в сторону качаем руками
Дуб нам хочет поклониться, наклоны туловища вперед
Клен кивает головой. Наклоны головой вперед
А кудрявая береза кружение на месте
Провожает всех ребят,
До свидания, лес зеленый, ходьба обычная
Уезжаем в детский сад! Машем рукой
До свиданья!
Дети отправляются обратно на поезде в детский сад.
5. Итог, результат деятельности.
Воспитатель: Ребята, в каком лесу мы с вами побывали? Кого встретили? Что нового вы узнали о лесе?