Марина Мальгавко
Открытое занятие по реализации образовательной области «Безопасность» в старшей группе «Огонь — наш друг, огонь — наш враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Обобщить знания детей о разнообразном применение огня для жизнедеятельности человека.
Задачи:
«Познание»
Познакомить детей со свойствами огня;
Формировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём и его свойствами;
Закрепление знаний детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;
Воспитывать понимание того, что необходимо правильно себя вести при опасности, оказывать посильную помощь попавшим в беду;
«Коммуникация»
Публикация «Открытое занятие по реализации образовательной области „Безопасность“ в старшей группе „Огонь — наш друг, огонь — наш враг“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Акцентировать внимание на том, что именно человек сделал огонь необходимым для жизни.
«Социализация»
Обучение детей ориентировке в проблемных ситуациях;
Развитие любознательности, памяти, логического мышления.
Интеграция образовательных областей :
«Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Виды детской деятельности:
игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная
Материал и оборудование:
Ёмкости с водой, песком, спички, иллюстрации по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности.
Логика образовательной деятельности :
Воспитатель: Ребята, у нас на столе лежит сундучок. Мы не знаем, что в нем находится. Давайте его откроем. (В сундучке лежит спичечный коробок).
Воспитатель читает стихотворение:
Перед нами коробок,
Он похож на теремок,
Злой волшебник в нем живет,
Недовольный пряча взгляд,
Непослушных ждет ребят.
Как начнет он их просить:
«Можно с вами мне дружить?
Я веселый огонек,
Стал мне тесен коробок!
Разве трудно спичку взять, -
Отпустить меня гулять?
Буду бегать и шалить,
Всех могу развеселить!»
Очень хитрый огонек!
А ребятам невдомек,
Что дружить с таким нельзя,
Спички прячутся не зря!
Воспитатель: Расскажите, какой огонь.
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий.
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей.
Огонь без дыма не живет. Попробуйте угадать загадку.
Красный бык - на земле лежит,
Голубой бык - к небу тянется.
(Красный бык-это огонь, а голубой - это дым.)
Воспитатель: Знаете ли вы. Что в древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его “приручать?” Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра. Который согревал бы их. Они не могли жарить мясо или печь лепешки, не могли горящими ветками отгонять хищных зверей. Однако первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево, и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка черного пепла.
Воспитатель: А почему, ребята, огонек хитрый и злой? Ведь он такой маленький. Не успеешь зажечь спичку, как она гаснет. И от одной спички пожар может быть. Жаль, что это не все ребята понимают, играют со спичками. Тут-то их злой волшебник огонек и ловит.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на этот плакат. (Изображение пожара в доме.) Что здесь изображено?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, скажите, от чего возник пожар?
Дети дают различные варианты ответов: (от неосторожного обращения со спичками, от неправильного использования электроприборов и отопительных печей, невнимательности, небрежности в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами).
Воспитатель: А сейчас скажите мне, а как можно сделать огонь? (спичками, зажигалками, газовая плита).
- Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Для чего люди разводят костёр? Для чего нам нужен огонь? (чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор и т. д.)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Польза и вред огня».
- Почему мы говорим, что огонь наш друг?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, огонь наш друг : он нужен заводам для выплавки металла, фабрикам – для работы станков, школам, детским садам – для освещения и приготовления пищи. А какой вред приносит огонь? (могут сгореть вещи, квартира, дом, лес; пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит.)
Чтение стихотворений о пожаре.
1-й ребенок:
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с (пожаром)
2-й ребенок:
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь - (пожар).
3-й ребенок:
Раз, два, три, четыре
У кого пожар (в квартире?
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил (утюг?
4-й ребенок:
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками (играл?
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над (газом?
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг (листву?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые (предметы?
Помни каждый гражданин
Этот номер - (01).
Дым увидел – не зевай
И пожарных (вызывай!
Воспитатель: А сейчас дети мы с вами проведем эксперимент с огнем.
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
Воспитатель: Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонёк). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет) Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить) Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли).
А давайте проверим правильность ваших утверждений. У нас в контейнерах хранится материал, который используется для тушения огня. Вы узнаете их? (Да). Проведем опыт: на горящую свечу прольём немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами, например с песком.
Воспитатель: Скажите, ребята: а когда мы самостоятельно не можем потушить огонь, что мы должны сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы вызываем пожарную команду.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Найдите на рисунках “ четвертый лишний” предмет. /Дымящая сигарета, искра электросварки, стакан с водой, электроплитка/.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадки:
1)Он красив и ярко-красен
но он жгуч, горяч, опасен! (огонь)
2) Он дает тепло и свет,
С ним шутить не надо, нет! (огонь)
3) Если дым валит клубами,
Пламя бьется языками,
И огонь везде, и жар
Это бедствие (пожар)
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Разговор по телефону». И повторим правила вызова пожарных.
Дети играют в игру и закрепляют правила вызова пожарных.
Воспитатель: Давайте повторим… .В жилище необходимо строго соблюдать несложные правила пожарной безопасности.
Ответы детей:
• не включать утюг и другие электроприборы без взрослых;
• не оставлять включенным электроприборы (утюг, микроволновку и т. д.) после работы с ними;
• нельзя закрывать электролампы и другие электросветильники бумагой;
• нельзя использовать бензин для растопки печи;
• не играть бенгальскими огнями, зажигалками, хлопушками, даже в новогодние праздники;
• нельзя играть со спичками;
• не подходить к газовой плите;
• не влезать предметами в розетку;
• при пожаре звонить -01.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили правила пожарной безопасности. А теперь я предлагаю вам нарисовать предметы, из-за которых может возникнуть пожар (дети рисуют на листах).