Ольга Кривошапова
Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Морское путешествие в Кроноцкий заповедник»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у детей любви к природе, к родному краю можно и нужно прививать через разные виды деятельности. Используя изображения любимых детьми животных в заданиях на занятиях по ФЭМП, мы решаем сразу несколько задач: продолжаем воспитывать у детей любовь к животным, а также совершенствуем и закрепляем математические знания и навыки.
Составила и провела: Кривошапова Ольга Александровна
Участники: дети, воспитатель, родители (гости)
Место проведения: групповое помещение
Публикация «Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе „Морское путешествие в Кроноцкий заповедник“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Образовательные области: познавательное развитие
Интеграция социально-коммуникативного развития и речевого развития.
Задачи:
Обучающие:
1. Закреплять состав числа в пределах десяти.
2. Продолжать закреплять умение анализировать и делать математические выводы.
3. Совершенствовать умения создавать изображение из геометрических фигур по заданной схеме, развивать конструктивные навыки, развивать умение составлять целый круг из частей.
4. Совершенствовать временные представления (части суток, дни недели, месяцы, времена года).
5. Закреплять умение считать на счётах.
6. Закреплять навыки счета в пределах десяти.
7. Закреплять знания детей о животных Кроноцкого заповедника, о животных Красной книги Камчатки.
Развивающие:
1. Продолжать развивать внимание, память, логическое мышление.
2. Продолжать развивать зрительное восприятие и внимание, слуховое внимание, мелкую и общую моторику, ориентировку на плоскости; развивать речь.
3. Воспитывать становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
3. Воспитывать любовь к природе родного края, заботу об окружающих животных.
Методы и приёмы:
- беседа,
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- создание игровой ситуации,
- словесная инструкция,
- поисковые действия.
Словарная работа: батискаф, многоугольник, четырехугольник, пунктирная линия.
Материалы и оборудование:
- Демонстрационный материал: большие буквы «С», «П», «А», «С», «И», «Б», «О»; изображение «батискаф», ящички с игрушками (косатка, белёк, морж, калан); карточки (конверты) с заданиями; карта-пазл «Кроноцкий заповедник», презентация, игрушка "морская звезда".
- Раздаточный материал: карточки с примерами и числовыми линейками; карточки с примерами, тюленями и льдинами; домики (состав числа из 10); киты с числами; карточки с логическим рядом и дополнительными картинками (дельфины, рыбки, морские звезды); детали батискафа; альбомного листа на каждого ребенка; цветные карандаши; геометрические фигуры по количеству детей (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники, ромбы); счёты на каждого ребёнка; простые карандаши на каждого ребёнка; набор букв («с», «п», «а», «с», «и», «б», «о») на каждую пару детей;
- магнитики «Косатка», буклеты о морских млекопитающих Кроноцкого заповедника, наклейки «Береги Камчатку», открытки о морских млекопитающих со штрих-кодом, календари «Экологический проект «Морские млекопитающие Кроноцкого заповедника» с фотографиями участников проекта и их деятельности.
Оформление группового помещения: декорации на морскую тематику, зелёные, белые и синие воздушные шары.
Предварительная работа: экологический проект «Защита морских млекопитающих Кроноцкого заповедника», работа со счётами, решение логических задач, знакомство с линейкой, беседы о морских млекопитающих, решение примеров до десяти на сложение и вычитание, числовые домики (состав числа).
Содержание ООД:
1. Организационный момент (игрушка "морская звезда", ориентировка во времени).
2. Упражнение «Собери батискаф».
3. Игровое упражнение «Продолжи логический ряд».
4. Подвижная игра «Фигура замри».
5. Упражнение «Помоги тюленям попасть на льдины».
6. Упражнение «Посели кита в домик».
7. Физминутка
8. Упражнение «Соедини пример с линейкой».
9. Упражнение «Помоги бельку добраться домой!» (ориентировка на листе бумаги).
10. Упражнение «Составь из букв слово».
11. Рефлексия.
Ход ООД:
1.Организационный момент (игрушка "морская звезда", ориентировка во времени).
Воспитатель: - Встанем в круг. Сейчас я буду передавать вам в руки "морскую звезду", а вы, у кого в руках будет игрушка, должны быстро ответить на вопрос. Готовы? (Дети: Да)
- Сколько дней в неделе?
- Назовите рабочие дни недели?
- Назовите выходные дни недели?
- Назовите все дни недели по порядку?
- Назовите дни недели в обратном порядке?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели будет завтра?
- Назовите части суток, которые вы знаете?
- Сколько частей в сутках?
- Сколько дней в месяце?
- В каком месяце меньше всего дней?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите весенние месяцы?
- Назовите осенние месяцы?
- Назовите зимние месяцы?
- Назовите летние месяцы?
- Сколько дней в году?
- С какого месяца начинается год?
- Каким месяцем заканчивается год?
- Молодцы! Ребята, вы все готовы к путешествию (Дети проходят, садятся за столы).
(Играет шум прибоя, звуки моря, океана)
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие вокруг нашего полуострова Камчатка в одно замечательное место, где царят мир и покой, любовь и забота. А по дороге мы с вами сможем насладиться подводным миром Камчатки, красотами побережий полуострова и морскими животными, обитающими в водах Камчатки.
Воспитатель: - Совсем недавно мы с вами участвовали в экологическом проекте «Защита морских млекопитающих Кроноцкого заповедника», беседовали, играли в игры, собирали пластиковые крышки, рисовали и даже ездили на экскурсию на лежбище сивучей. И у нас появились новые друзья: белёк Облачко, косатка Глория, морж Гоша и калан Люся. Они приготовили для вас несколько заданий. Решая их, вы сможете открыть игровое поле-карту и узнать куда мы сегодня направляемся. Первую часть карты мы с вами открываем, потому что вы правильно ответили на вопросы.
2. Упражнение «Собери батискаф» (Слайд 1-2).
Воспитатель: - А на чем же, мы с вами отправимся в наше морское путешествие? (дети предлагают варианты). Начнем мы с подводного мира. На дно морское можно опуститься с помощью подводной лодки (большая и неповоротливая для нашего путешествия) или батискафа (Что такое батискаф). Батискаф - это такой аппарат, по форме - большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью и кресло на котором сидит человек. Давайте вместе повторим: «Батискаф».У вас на столах лежит пазл "Батискаф", его нужно собрать. Тогда приступайте.
- Какой формы наш батискаф?
- Сколько деталей нам понадобилось чтобы собрать весь батискаф?
- Ребята, какой формы центральная часть батискафа? (правильно, четырехугольной).
- Что вы можете сказать про эту фигуру? (У неё 4 угла и 4 стороны). Как называется эта фигура? (четырёхугольник). Повтори Антон, Алиса, Милана - «четырехугольник».
- Какие фигуры вы знаете, которые тоже можно назвать четырёхугольником? (верно прямоугольник, квадрат, ромб).
- Как четырехугольник назвать по - другому? (многоугольник).
- Квадрат, ромб, прямоугольник - эти фигуры можно назвать многоугольниками?
- Молодцы ребята, правильно ответили на все вопросы.
Воспитатель: - Открываем вторую часть нашей карты. Итак, наш батискаф готов к погружению. Ведем обратный отсчет от 10. Начинаем погружение (звучит музыка шум воды).
Вот мы и опустились на дно морское.
Воспитатель: - Теперь мы можем с вами продолжить наше путешествие.
3. Игровое упражнение «Продолжи логический ряд» (Слайд 3).
Воспитатель: - Калан Люся приготовила для вас задание «Продолжи логический ряд». У вас на столах лежат карточки и недостающие картинки. Надо выбрать нужные картинки и вставить в пустые квадратики. Приступайте к выполнению задания.
- Все справились, молодцы. Открываем третью часть карты.
4. Подвижная игра «Фигура, замри!».
Воспитатель: - А сейчас Люся хочет с вами поиграть. Возьмите геометрические фигуры, которые лежат у вас на столах и выходите на ковёр. Пока звучит музыка – вы двигаетесь на ковре. Когда я скажу, «Фигуры, замри!», те фигуры, которые я назову, замрут. Другие фигуры продолжат аккуратно двигаться.
(Игра повторяется 3-4 раза. Воспитатель называет разные свойства фигур – размер, форма, цвет, и т. д.)
Воспитатель: - Поиграли, скажем спасибо Люсе. Проходим на свои места. И открываем четвертую часть карты.
5. Упражнение «Помоги тюленям попасть на льдины» (Слайд 4).
Воспитатель: - Следующие задание нам приготовил наш маленький друг белёк Облачко. Ребята, перед вами лежат карточки с тюленями. Вам надо решить примеры и помочь тюленям добраться до нужной льдины. Чтобы легче было выполнять сложение, вы можете воспользоваться счётами. Соединяйте линией пример с ответом. Аня выйдет и выполнит задание на доске, а остальные дети за столами. Приступайте. (Один ребенок выходит к доске и решает там задание.)
Воспитатель: - Молодцы ребята. Все справились с заданием. Открываем пятую часть карты.
6. Упражнение «Посели кита в домик» (Слайд 5).
Воспитатель: - Следующее задание нам предлагает косатка Глория. Это упражнение состав числа из десяти. У вас на столах лежат карточки с домиками и карточки с китами, на которых написаны числа. Вам надо подобрать числа, чтобы на каждом этаже в домиках было ровно 10 китов. Приступайте.
Воспитатель: - Молодцы ребята. Спасибо Глория за интересное задание. Открываем шестую часть карты. А сейчас косатка Глория предлагает немного размяться.
7. Физминутка
В понедельник в заповедник я шагал, (ходьба на месте)
А во вторник выдру изучал. (руки возле глаз - смотрим в бинокль)
В среду сивуча я наблюдал, (приседания - прячемся за кустами)
А в четверг моржа я обгонял. (высокое поднимание коленей,
хлопанье ладошек по ним)
В пятницу я прыгал, бегал, (чередование прыжков и бега на месте)
и китов я рисовал. (взмахи руками - круговые движения
перед собой)
А в субботу, воскресенье
я с косаткой танцевал. (танцевальные движения)
Воспитатель: - Спасибо Глория, мы хорошо размялись, открываем седьмую часть карты и можем путешествовать дальше.
8. Упражнение «Соедини пример с линейкой» (Слайд 6).
Воспитатель: - Следующие два задания нам приготовил наш друг – морж Гоша. Первое задание называется «Соедини пример с линейкой». Перед вами лежат карточки, на которых слева написаны примеры, а справа линейки, на которых эти примеры отмечены. Вам надо соединить каждый пример с нужной линейкой. На доске это задание выполнит Дима. Приступайте.
Воспитатель: - Молодцы ребята, Гоше понравилось, как вы быстро справились с заданием. Открываем восьмую часть карты.
9. Упражнение «Помоги бельку добраться домой!» (Слайд 7, (ориентировка на листе бумаги).
Воспитатель: - Второе задание, которое вам приготовил Гоша, поможет закрепить право-лево, верх-низ, геометрические фигуры и цвета. Перед вами лежит лист бумаги и цветные карандаши. Слушаем внимательно и отмечаем услышанное на листе бумаги.
- Нарисуйте в середине листа большую льдину – синий треугольник.
- На льдине сидят три моржа – три коричневых круга.
- В правом верхнем углу нарисуйте одну льдину – один синий треугольник.
- На этой льдине сидят два тюленя – два серых круга.
- В правом нижнем углу нарисуйте косатку – черный овал.
- В левом нижнем углу нарисуйте одну льдину – синий треугольник.
- На этой льдине сидит маленький белёк – жёлтый круг.
- В левом верхнем углу плавает морская выдра – коричневый прямоугольник.
- Нарисуй красным карандашом безопасный путь от белька до тюленей, чтобы он не попал в зубы косатки – пунктирная линия.
- С какой стороны большой льдины проходил безопасный путь для белька? Правильно «слева». Открываем девятую часть карты.
Воспитатель: - Вот мы и справились со всеми заданиями и смогли открыть все части нашей карты. Ребята, теперь вы можете ответить, что это за место, куда мы с вами направлялись?
- Правильно. Это Кроноцкий заповедник. Место, где царят мир и покой, любовь и забота. Для всех животных. И морских тоже.
- А животные заповедника хотят вам что-то сказать.
10. Упражнение «Составь из букв слово» (Слайд 8).
Перед вами лежат буквы, из которых вы можете сложить слово и узнать, что же нам хотят сказать наши новые друзья – животные заповедника.
- Правильно – это слово «СПАСИБО».
10. Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться домой. Встанем в круг и скажем волшебные слова:
Охотское море раз,
Берингово море два,
Тихий океан три,
Батискаф в детский сад нас верни.
Воспитатель: - Вот мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось? Что было трудно выполнять? Что показалось самым интересным? Вы бы хотели побывать в Кроноцком заповеднике? (Ответы детей.) Наши новые друзья – морские млекопитающие Кроноцкого заповедника приглашают вас посетить музей Кроноцкого заповедника, который находится в городе Елизово. А еще они приготовили для вас подарки.
(Вручить детям подарки.)