Галина Чекряк
Консультация для воспитателей «Русский народный костюм губерний России»
▼ Скачать + Заказать документы
Русский народный костюм - явление уникальное в истории мировой
культуры не только по высокой художественности, но и по удивительной
многовариантности, не имеющей аналогов в мире. Формируясь на
обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь
влиянию таких факторов, как географическая среда, соседство славянских
и неславянских народов, социально - экономические условия,
традиционная русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя
Публикация «Консультация для воспитателей „Русский народный костюм губерний России“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русский народный костюм
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
при этом, некоторые общие черты. Постепенно выделились три основных
типа костюма - с понёвкой, с сарафаном, с юбкой.
Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды,
нарядный костюм был также обязательной частью праздника; желание
украсить, показать себя жило в людях с незапамятных времён. Одежда
могла многое рассказать о человеке, носившем её : откуда он родом, какого
возраста и сословия, женатый или холостой, чем занимается. В деревне
люди многие вещи делали для себя сами, проявляя при этом немалое
мастерство. А русская крестьянка, готовившая себе праздничную одежду
долгими зимними вечерами, была настоящим художником. Из ткани
домашней выработки или купленных на ярмарке материалов - шёлковых
лент, золотых и серебряных галунов, шерстяной пряжи и многого другого
о чём и не знает современный человек-крестьянка создавала чудо-наряд,
подлинное произведение искусства, в котором не стыдно было показаться
на люди. Ведь по одежде судили о трудолюбии и искусности, девушки, о
том, какая она будет хозяйка. Сегодня эти старинные костюмы, бережно
сохранённые в бабушкиных сундуках и собранные учёными-этнографами
в экспедициях по дальним сёлам, украшают музейные залы и вызывают
наше восхищение не менее, чем картины или скульптуры известных
мастеров. В одежде нашла выражение душа народа, его представление о
прекрасном.
Мы совершим путешествие из одной губернии в другую и увидим,
каким удивительным разнообразием отличалась русская традиционная
одежда.
1. Архангельская губерния.
Основной частью русского традиционного костюма была рубаха Девичий костюм архангельской губернии состоит из сарафана, рубахи
и головного убора - венца. Рукавами называлась вся рубаха или только её верхняя часть. Девочки до совершеннолетия и пожилые женщины ходили в одних рубахах, подпоясанных поясом. Рубахи шили из домотканого холста - льняного или конопляного. Рубахи могли быть цельными (сшитыми по всей длине из цельных полотнищ) и составными. Одним из важнейших элементов праздничной одежды был сарафан.
Домотканый холст, из которого пошит сарафан, заранее отдавали набойщикам. Ремеслом набойки (нанесения печатного рисунка или узора) хорошо владели и мужчины, и женщины, часто это было семейным занятием. Обучиться искусству набойки можно было в Архангельске. Из твёрдых пород дерева (берёзы, груши, клёна) делались пластины, на которых вырезали узор. Такую резную доску, покрывали краской и накладывали на неё влажный холст и били по нему деревянными молотками, перенося узор на полотно. Для сарафанов чаще всего использовался растительный орнамент, иногда с добавлением геометрических фигур, для рубах - в виде лапок, горошин и т. д. С конца XVIII века, когда появились дешёвые фабричные ситцы, крестьянская набойка стала постепенно исчезать из обихода.
Женская и девичья одежда была очень хороша своей красочностью, мягким и плавным силуэтом. На Севере, в неярком свете дней и белых ночей,
особенное значение имело праздничное узорочье костюма. Разнообразные
по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали
создавали наряд, который как бы дополнял суровую природу края,
расцвечивая её яркими красками.
2. Олонецкие мастерицы.
В Олонецкой губернии было много мастериц по вышивке. Самый старый тип вышивки назывался досельный (выдёргивая
нитки, ткань превращали в ажурную сетку и на её фоне белой нитью
делали узор). Ещё пользовалась известностью пудожская вышивка, яркая
и праздничная; её украшали красные, лиловые, жёлтые и зелёные нити.
Женский олонецкий костюм состоял из трё х частей: сарафан, шугай и кокошник. Кокошник расшивали перламутром, серебряными и золотыми
нитями и жемчугом - жемчужная сетка, поднизь опускалась на лоб почти
до бровей. Сарафан с шугаем шили из тёплого серебристо - бежевого цвета. Любопытно, что сарафаном в старину называлась мужская одежда,
затем его носили и мужчины, и женщины, а позднее он стал
исключительно женским платьем. Сарафан был непременной частью
приданого. У богатых невест насчитывалось по несколько десятков
сарафанов.
Девичий костюм состоял из рубахи, пояса и широкой оранжевой
шёлковой ленты, повязанной на голове. Рубаха - один из основных
элементов крестьянского костюма и в зависимости от своего назначения,
каждый раз украшалась по-разному.
В праздничной рубахе украшали весь рукав - такая рубаха называлась
порукавкой. На сенокос надевали подольницу, с широкой полосой
вышивки по подолу, её носили без сарафана.
3. Вологодская губерния.
По большим праздникам из сундуков доставили крестьянки
удивительные наряды, которые впору бы носить богатой купчихе.
Сарафан с «букетами», узорчатая душегрея с золотой отделкой, белая
тонкая рубаха, шитый золотой и серебряной нитями кокошник - борушка с
алым верхом, шейное украшение - вот праздничный наряд молодой
женщины из Вологодской губернии.
Ткань и пряжу нередко окрашивали, используя природные
растительные и минеральные красители, которые всегда были под рукой.
Например: красную краску получали из гречишника, зверобоя, лебеды,
колчана, обожжённой охры, железняка; синюю краску - из цветов
колокольчика, василька, ягод черники, дубовой коры; жёлтую краску - из
сурепки, щавеля, купальницы, чистотела, луковой шелухи и т. д.
Вологодские девушки надевали очень много украшений - кольца,
серьги, браслеты, ожерелья, цепочки с крестами. Зимой девушки и
молодые женщины на гуляньях даже специально снимали варежки, чтобы
показать унизанные перстнями руки. Носили также митенки - узкие и
длинные перчатки без пальцев, которые надевали с рубахой с короткими,
до локтя, рукавами. Митенки вязали на спицах из тонкой белой хлопчато
- бумажной нити или покупали на ярмарках.
4. Ярославское узорочье.
В Ярославле развивались различные ремёсла и художественные
промыслы.
Искусство вышивки достигло в Ярославле необычного расцвета. Старые вышивки - имеют глубокий символический смысл. В них
зашифрованы древние славянские мифы о происхождении мира, самого
человека.
Круг в виде колеса со спицами на вышивке означал солнце,
крестообразные фигуры - огонь, ромбики с точками в середине -
засеянное поле, символ плодородия. Традиционными ткаными букетами
украшали пышный сарафан и душегрею.
Платки были известны на Руси ещё в XVI - XVII веках, тогда их
называли канаватками. В первой половине XIX века появились
набивные шерстяные платки, на которых яркие цветы рассыпались по
чёрному, синему, красному, зелёному или кремовому полю. Со временем
платок стал неотъемлемой частью женского и девичьего костюма.
У женщин и девушек существовала разная манера носить платок.
Замужняя женщина надевала один платок и завязывала его узлом или
закалывала булавкой; девушка могла накинуть на плечи несколько
платков, заправить их концы за лямки сарафана или свернуть платок
широкой лентой около 15 см и носить как повязку на голове, оставляя
макушку открытой.
5. Тверское золотное шитьё.
Золотом и серебром вышивали на Руси с незапамятных времён. Это
искусство ещё в X веке пришло к нам из Византии вместе с
христианством, такой драгоценной вышивкой украшались церковные
облачения, княжеская и боярская одежда. Со временем золотая вышивка
стала элементом праздничной и свадебной одежды крестьян
в различных губерниях России.
Русские вышивальщицы создавали растительные узоры изумительной
красоты. Располагая стежки в разных направлениях, они добивались
эффекта переливчатого сияния тканого рисунка.
Для выполнения узора использовалась позолоченная серебряная
пряденая нить, в которой тончайшая металлическая лента была туго
навита на льняную или шёлковую и долго сохраняла блеск настоящего
золота.
6. Рязанский шушпан.
Женская рубаха была длиннее мужской, её подол опускался почти до
ступней. Чтобы рубаха не мешала при ходьбе, её подбирали поясом в
талии, так что верхняя часть одежды свисала поверх него. Шили как правило женщины сами. Уже с тринадцати - пятнадцати лет девушки начинали готовить себе приданое: праздничную и повседневную одежду. Шить приходилось вручную, делая мелкие и частые стежки, швы тщательно заделывались.
Важной частью женского костюма был головной убор - сорока, кичка,
рога. Для замужней женщины показаться на людях с непокрытой головой
считалось зазорным (отсюда и пошло выражение «опростоволоситься» -
опозориться, попасть в неловкое положение).
Шушпан считается очень древней одеждой. Он бывает распашной, то
есть разрезанный посередине и без застёжек. Такие праздничные
шушпаны носили молодые женщины, у пожилых он был обшит чёрной
тесьмой. Определить возраст владелицы наряда всегда можно было по
одежде. У молодых женщин она яркая, с большим количеством
украшений. Одежда пожилых людей имела много общего с детской, она
шилась из белого или тёмного материала и почти не имела отделки.
7. Воронежский жорёлок.
По большим праздникам, на свадьбу, гулянья молодые женщины и
девушки надевали рубахи, которые называли годовщинными. Вышивка
чёрными шерстяными нитями украшала рукава и верхнюю часть рубахи,
иногда их расшивали золотыми нитями, отделывали кружевом. Эти
рубахи прекрасно дополняли головной убор из малинового или лилового
бархата, обшитый галунами, золотыми бусинками и блёстками.
Годовщинные рубахи надевали с праздничной расшитой красной гарусной
шерстью понёвой. Ещё одной особенностью костюма был накладной
воротник - жарёлок, и длинные манжеты - нарушники, полностью
закрывающие руки, а также однодворческий кокошник, который в
отличие от северных кокошников надевался на кичку. Нарушники
(манжеты) надевали в особо торжественных случаях, их пришивали к
рукавам рубахи или делали съёмными, тогда они застёгивались около
запястья на пуговки или крючки. Жарёлок служил дополнением к
праздничной рубахе.
Традиционный русский костюм несмотря на обилие деталей и
цвета, неизменно сохраняет цельность облика и сбалансированность
цветового решения.
Литература :
1. Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с
севера на юг». Санкт-Петербург «Паритет». 2006 г.
2. Зотова И. П. Белгородский народный костюм. – Белгород. Издательство «Истоки» 2005.
3. Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII-XIX (18-19) веков. Москва 2008 г.
4. Научно-популярный журнал «Народное творчество» 2005 г.
выпуск №6.