Елена Антонова
Конспект открытого занятия «Наблюдение за золотой рыбкой» для детей 4–5 лет
Задачи:
1. Познавательная. Закрепить знания детей о строении рыб (голова, туловище, плавники, хвост) и условиях их обитания (аквариум). Уметь отличать живую рыбку от игрушки.
2. Речевая. Активизировать активный словарь детей словами : рыбка, плавает, водоросли, туловище, хвост, плавники, аквариум, корм.
3. Воспитательная. Воспитывать интерес к жизни рыб, заботу об аквариумных рыбках и живой природе.
Публикация «Конспект открытого занятия „Наблюдение за золотой рыбкой“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Аквариум. Наблюдения за рыбками в аквариуме
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Средняя группа
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
Оборудование: золотая рыбка (живая, аквариум, игрушка –рыбка, таз с водой, плоскостные рыбки (по одной на каждого ребенка, ватные палочки, краски, магниты, модель аквариума., конфеты- монетки, непрозрачный мешочек.
Ход занятия.
Звучит музыка с записью плеска воды.
Воспитатель: -Ребята, у нас сегодня необычная гостья, а кто это вы узнаете, как только отгадаете мою загадку:
Эта рыбка не пиранья –
Вам исполнит три желанья
Отгадайте кто такая
Это рыбка. (золотая)
Воспитатель: -Но прежде чем подойти к аквариуму давайте вспомним как нужно вести себя возле аквариума?
- Нужно встать так, чтобы всем было видно, тихо наблюдать за рыбками, любоваться ими.
(Дети подходят к столу с аквариумом).
Воспитатель: А вот и наша гостья (открываю аквариум с золотой рыбкой).
- Ребята, кто это? Правильно ребята, это золотая рыбка.
- Какого она цвета?
- На что похоже тело рыбки? (тело вытянутое похоже на овал, показать пальчиком овал).
Это позволяет рыбке хорошо плавать.
- А как вы думаете, что помогает рыбке плавать? (хвост, хвост где находится спереди или сзади?
Когда рыбка плывет, её хвостик двигается из стороны в сторону.
(Воспитатель показывает движения рыбки ручкой и предлагает детям тоже сделать ручкой так, как рыба хвостом).
Спереди у рыбки голова, Что есть на голове у рыбки (глазки, рот).
- А у Вас есть глаза? (просит показать). Затем выясняет, зачем им глаза, что они видят вокруг себя, предлагает детям то закрыть их, то открыть. Уточняет: «Когда глаза закрыты — ничего не видно. Когда открыты — видно детей, игрушки, аквариум и многое другое». Затем просит посмотреть на рыбку и сказать, что она видит глазами. Если дети не смогут ответить, воспитатель отвечает сам: «Рыбка в аквариуме видит травку, песок на дне и вас —детей, которые стоят около аквариума. Она живая, глазами видит все вокруг себя так же, как и вы».
На голове у рыбки есть еще рот, который нужен рыбке, что бы есть. Просит показать детей свой рот, изобразить, как они едят кашу, хлеб, морковку. А затем предлагает посмотреть на рыбку- что она будет делать. Сыплет детям на ладошку сухой корм, дети сыплют в аквариум корм
-"Что сейчас делает рыбка? Куда она плывет?". Она хочет есть, поплыла потому что увидела корм, вот и поплыла к нему. Смотрите как она ест. Открывает рот и хватает корм.
- А умеет рыба говорить, давайте послушаем? (нет рыбка, не разговаривает).
Сверху у рыбки спинка, снизу -брюшко.
- А кто знает, как называется дом, в котором живет рыбка? (аквариум).
Воспитатель из своих рук показывает игрушечную рыбку и уточняет
-В аквариуме живая рыбка, а у меня игрушечная, ее можно брать в руки, играть с ней. (Дает подержать по очереди рыбку детям, обращая внимание на то чтобы дети правильно держали ее правильно, спинка вверху брюшко внизу, затем снова посмотреть на живую рыбку. на то как она плавает, найти глазами спинку и брюшко).
- У меня в руке рыбка-игрушка. Она живая или нет? Как это можно узнать? Что надо для этого сделать? (педагог опускает рыбку в таз с водой и дает ей корм.)
- Посмотрите и расскажите, как ведет себя эта рыбка в воде. Она ест, она сама плавает?
-Рыбка– игрушка не умеет есть, она сама не умеет плавать – она неживая. Ее можно взять в руки, с ней можно играть. А живая рыбка умеет сама плавать, есть, она видит. Ее нельзя доставать из воды.
Воспитатель -Живая рыбка умеет плавать? (Да).
Воспитатель: - Что помогает рыбкам плавать? (Хвостик).
Воспитатель: - Где находятся хвостик?
Дети: - Сзади
Воспитатель: -Посмотрите, какой красивый хвост и плавники у нашей рыбки.
Физкультминутка "Рыбка"
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница,
(погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.
(хлопок "круглыми" ладошками)
Рыбка спинку изогнула,
(Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла,
(имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула,
(Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла.
(спрятать ручки).
Воспитатель: -Рыбке одной скучно и чтобы обрадовать золотую рыбку мы с вами нарисуем ей друзей.
- Дети садятся за столы. На подносе лежат плоскостные рыбки (по одной на каждого ребенка, ватные палочки, краски и непроливайки.) Дети рисуют ватными палочками, смоченными в краске, на модели тела рыбки чешуйки, поселяют рыбок в аквариум (модель закреплена на доске).
Воспитатель: - Ребята, перед вами лежат модели рыбок. Вот у рыбки туловище, впереди голова, а сзади – хвост, по бокам плавники. А чего нет у рыбки?
Дети: - У рыбок нет чешуек.
Воспитатель: - Правильно их надо нарисовать! Нарисуем их с помощью ватных палочек. (По ходу работы, помогает детям, испытывающим затруднение).
- Посмотрите, какой у нас получился аквариум. Сколько в нем рыбок – много или мало?
Дети: - В аквариуме много рыбок.
Воспитатель: -Рыбки живые? Это рыбки – игрушки, с ними можно поиграть.
Очень красивый получился аквариум.
Ой ребята посмотрите возле аквариума что-то лежит (мешочек с золотыми монетками-конфетами, с надписью подарок) золотая рыбка оставила тоже вам подарок в благодарность (дети по очереди достают монетки из мешочка).