Гульназира Фатихова
Открытое занятие по формированию представления детей о воздухе «Волшебный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный воздух
Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Светлячок» с. Большеустьикинское муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан детский сад «Радуга» д. Кутушево
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
детский сад «Светлячок»
___Л. В. Ярушина
Конспект ООД Опытно – экспериментальная деятельность
Область: познавательное развитие
Тема: «Волшебный воздух» (эксперименты)
Публикация «Открытое занятие по формированию представления детей о воздухе „Волшебный воздух“» размещена в разделах
Средняя группа
Выполнила:
Воспитатель первой категории:
Фатихова Г. Ф.
Кутушево 2016г.
Цель:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
• дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
• обогатить словарь детей новыми словами.
Воспитательные:
• воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
• воспитывать любознательность, взаимопомощь,
• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Развивающие:
• развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
Материал, инструменты, оборудование:
- Пустые стаканчики и стаканчики с водой, мисочки с водой, салфетки, мыльные пузыри, воздушные шарики, парашют из полиэтилена с привязанным к нему пластилином, письмо.
-Ребята, к нам пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Ребята, мы, малыши-коротыши, собрались в полет на Луну. Я так мечтал об этом. А Знайка не берет меня с собой, потому что я не знаю ответа на его загадку. А загадка такая:
Он вокруг, его невидим, только всем необходим:
Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой.
Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.
Вот какой этот Знайка – Зазнайка. Помогите мне, ребята. Что это такое? Если вы догадались, то напишите или нарисуйте мне подробно все что знаете об этом. Я так хочу на Луну! Спасибо, Незнайка».
-Ребята, о чем просит Незнайка? (дети высказывают предположения).
-Почему вы решили, что это воздух? Давайте докажем:
- Ребята, вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание.
-Что вы чувствуете? (Вам трудно задерживать воздух)
-Чем мы дышим? Как?
-А кто еще дышит воздухом?
Вывод: Вокруг нас воздух и мы не сможем жить без воздуха. Он нужен всему живому на Земле.
- Ребята, мы ответили на загадку Незнайки, но он хочет узнать подробнее о воздухе, и чтобы ему рассказать, сегодня на занятии мы подробнее познакомимся с воздухом, т. е. будем с вами «исследователями воздуха».
Эксперимент №1 Какой воздух. Для чего нужен воздух?
Воспитатель ловит в полиэтиленовый пакет воздух.
Воспитатель: Что случилось с пакетом?
Дети: Он стал круглым.
Воспитатель: Чем заполнился пакет?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Но здесь ничего не видно.
Дети: Воздух прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой столько же воды.
Чем они похожи?
Дети: Они оба прозрачные.
Воспитатель: А как узнать в котором воздух? Вот подержите.
Дети: Вода тяжелая, а воздух легкий.
Воспитатель: Правильно. Вот вода нам нужна чтоб пить, варить еду, умываться, стирать, а воздух для чего? А для чего нам нужен воздух?
Дети: Дышать.
Воспитатель: Да, ребята, человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: И так что мы узнали о воздухе?
Дети: Воздух невидимый. Он легче воды. Человек не может прожить без воздуха.
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь.
Он невидимый и все же,
Без него мы жить не можем.
Эксперимент №2. Где живет воздух?
Ребята, мы уже знаем, что воздух вокруг нас мы им дышим и мы его ловили, а где еще живет воздух? Раз мы дышим воздухом может ли воздух жить внутри нас?
Дети: Может.
Воспитатель: Проверим. Вот возьмите воздушные шарики и попробуйте их надуть. Получается?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит внутри нас есть воздух. А если я отпущу сейчас шарик, что произойдет?
Дети: Он улетит.
Воспитатель: Кто же его толкает?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно. Если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед, движется до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Подвижная игра «Пузырь».
Раздувайся, пузырь, - идут, держась за руки, постепенно расширяя круг
Раздувайся большой,
Да не лопайся!
Он летел, летел, летел,- бегут по кругу, держась за руки
За колючку задел.
Лопнул! ШШШШШШ – сужают круг.
Эксперимент №3
Ребята, посмотрите у меня в руке стаканчик. В нем что-то есть?
Дети: Нет, он пустой.
Воспитатель: Я его переверну верх дном, действительно пустой. Сейчас медленно опущу его в воду, погрузив до дна.
Воспитатель достает из воды стаканчик и показывает детям.
Дети обследуют его и приходят к выводу: с снаружи стаканчик мокрый, а внутри сухой.
Воспитатель: Почему вода не попала внутрь?
Дети: Потому что там был воздух.
Воспитатель: Правильно. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый.
Воспитатель: А сейчас вы попробуйте повторить то же самое, только на дно стакана положите салфетку. Как вы думаете что станет с салфеткой?
Дети: Она промокнет. Останется сухой.
Воспитатель: Мнения разделились. Проверим.
Дети выполняют опыт.
Воспитатель: Переверните стакан дном вверх и медленно погрузите в воду, но при этом стакан держать нужно очень ровно. Погрузили?
Дети: Да.
Воспитатель: Спокойно достаньте стакан и проверьте, что стало с салфеткой?
Дети: У меня сухая. И у меня сухая.
Воспитатель: Теперь погрузите стакан в воду, но держите его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: А откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Эксперимент №4 Движение воздуха – это ветер.
Воспитатель: Еще воздух можно почувствовать, когда он перемещается, движется. Движение воздуха – это ветер. Как можно почувствовать ветер?
Ответы детей : (подуть, помахать).
Раздаю детям вееры.
А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?
-Ответы
Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок
Физминутка
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, ветер тише
Деревце растет все выше.
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Дети: Воздух живет в стакане, в шарике, в воде и в нас тоже.
Эксперимент №5 Как помогает воздух?
Воспитатель: Ребята, посмотрите в одной руке у меня шарик из пластилина, в другой - парашют из полиэтиленовой пленки с таким же шариком. Как вы
думаете какой шарик упадет раньше?
Дети: С парашютом. Без парашюта.
Воспитатель: Давайте посмотрим. Воспитатель отпускает одновременно оба шарика, а дети определяют что быстрее упадет на землю.
Дети: Быстрее упал без парашюта.
Воспитатель: Почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта?
Дети: Ему помог воздух.
Воспитатель: Правильно воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу. Посмотрите с ним даже ничего не произошло, а шарик без парашюта помялся.
Что же мы узнали? Кому помогает воздух.
Дети: Воздух помогает человеку, если он прыгает с парашюта.
Воспитатель: Правильно. Он медленно опускает парашютистов на землю.
Эксперимент №6 Воздух очень легкий
Воспитатель: А еще, ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием (дети играют с мыльными пузырями из машины мыльных пузырей).
Дети: Воздух (дети сами играют с мыльными пузырями и слушают отрывок из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри»)
Взлетает шар надутый
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
Огнями на просторе
Играет легкий шар
То в нем синеет море,
То в нем горит пожар.
Он воздухом надутый
По воздуху плывет,
Но и одной минуты
На свете не живет.
Вывод: Воздух очень лёгкий.
Воспитатель: - кому мы помогали, что делали?
-Зачем мы изучали воздух (Чтобы рассказать Незнайке, и он полетит на Луну)
--Что мы узнали о воздухе? Давайте еще раз вспомним, зарисуем и пошлем Незнайке, он тогда сможет рассказать Знайке и другим малышам и полетит на Луну.
Какие секреты воздуха мы с вами разгадали? (Выводы - обобщения по опорным схематическим рисункам)
1. Воздух прозрачный, бесцветный, легкий, он легче чем вода.
2. Воздух есть везде, он окружает нас, он живет даже внутри нас.
3. Воздух есть и в стакане.
4. Ветер - это движение воздуха.
5. Воздух поддерживал парашют, и не давал сразу упасть.
6. Воздух очень легкий.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Ребята, мы, малыши-коротыши, собрались в полет на Луну. Я так мечтал об этом. А Знайка не берет меня с собой, потому что я не знаю ответа на его загадку. А загадка такая:
Он вокруг, его невидим, только всем необходим:
Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой.
Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.
Вот какой этот Знайка – Зазнайка. Помогите мне, ребята. Что это такое? Если вы догадались, то напишите или нарисуйте мне подробно все что знаете об этом. Я так хочу на Луну! Спасибо, Незнайка».
-Ребята, о чем просит Незнайка? (дети высказывают предположения).
-Почему вы решили, что это воздух? Давайте докажем:
- Ребята, вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание.
-Что вы чувствуете? (Вам трудно задерживать воздух)
-Чем мы дышим? Как?
-А кто еще дышит воздухом?
Вывод: Вокруг нас воздух и мы не сможем жить без воздуха. Он нужен всему живому на Земле.
- Ребята, мы ответили на загадку Незнайки, но он хочет узнать подробнее о воздухе, и чтобы ему рассказать, сегодня на занятии мы подробнее познакомимся с воздухом, т. е. будем с вами «исследователями воздуха».