Юлия Лапкина
Система работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Условиями формирования моего личного вклада стали:
Изучение психолого-педагогических исследований по данной теме. Так же изучены и просмотрены интернет-ресурсы.
Познакомилась с психологическими и педагогическими особенностями возраста. Изучила задачи Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования для определения содержания своей работы и различных эффективных форм организации и педагогического взаимодействия.
Публикация «Система работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В ходе повседневной учебно-воспитательной работы получила совокупность практических знаний детей о здоровом образе жизни и наличии умений и навыков для его поддержания.
Проведено анкетирование родителей по вопросу формирования представлений о здоровом образе жизни в семье.
В области методики разработаны картотеки, план работы с родителями по вопросу физического развития детей младшего дошкольного возраста. Составлены рекомендации для родителей.
Обогатила Развивающую Предметно- Пространственную Среду по физическому развитию; изготовила пособия и игры по здоровьесбережению.
…С ним ничего не страшно, никакие испытания. Его потерять - значит потерять все, без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно - высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно. /В. Вересаев/
В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных.
Обострение проблем, связанных с сохранением здоровья, настоятельно требует создания системы обучения правилам здорового образа жизни. Сегодня человек не может считаться образованным, не освоив культуру здоровья, которая предполагает активное использование знаний, освещающих правила здорового образа жизни, средства сохранения и укрепления здоровья.
Огромные нереализованные возможности в укреплении здоровья таит в себе дошкольный возраст. Именно в нем закладывается ядро личности. Это важнейшее время для формирования здорового образа жизни.
У детей здоровье занимает самые последние ступеньки в ряду личностных ценностей. Ведь у большинства из них не накопился тот груз болезней, который приходится нести по жизни взрослым. Малышу сложно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, а запас здоровья, имеющийся у него, ограничен.
У многих детей дошкольного возраста восприятие своего тела, как части собственного «Я»; оказывается затрудненным. Именно таким детям в большей степени присуще стремление к поведению, связанному с риском саморазрушения.
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:
- обоснование связи физического и психического состояния человека находим в исследованиях И. С. Бериташвили, Н. А. Берштейна, В. М. Бехтерева, С. П. Боткина, Л. Р. Лурье, А. Ю. Рахнера и др. ;
- проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л. А. Абрамян, И. В. Дубровиной, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Я. З. Неверович, Т. А. Репиной, М. Ю. Стожаровой и др. ;
- принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. ;
- на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, В. Д. Давыдова, М. И. Лисиной, А. В. Мудрика, И. П. Подласого, В. А. Сластенина, Е. О. Смирновой.
Поэтому в основу моего личного вклада легли принципы ФГОС ДО.
Исходя из требований стандарта, мной была определена цель – это формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Данная цель решалась мною через задачи.
-Закреплять знания о необходимости правильного питания, витаминов и его значении для жизни и здоровья человека;
-Расширять представления детей о предметах личной гигиены, о правилах пользования ими;
-Формировать знания о полезном воздействии физкультуры и спорта в укреплении здоровья;
-Закреплять знания о частях тела
-Обогатить РППС пособиями, направленными на оздоровление детей младшего дошкольного возраста
-Содействовать формированию у родителей и детей осознанного отношения к своему здоровью
Для реализации данных задач, мной были созданы условия для их реализации.
• Организация воспитательно-образовательной работы с учетом принципов ФГОС ДО
• Подбор комплекта методического обеспечения по здоровьесбережению
• Разработка программы социального партнерства с семьями воспитанников (законными представителями)
Именно поэтому моей ВЕДУЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕЕЙ стала:
Разработка и внедрение системы работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни возможно лишь, благодаря целостному, системному и индивидуальному подходу, при учете взаимодействия всех участников образовательных отношений
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляем по следующим направлениям:
• - привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
• - обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
• - формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
• - развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов;
• - формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
Свою работу я стою по этапно :
Организационный этап включал в себя изучение ФГОС ДО, анализ заболеваемости детей и разработку плана внедрения оздоровительных мероприятий
В ходе практического этапа реализации была обновлена и пополнена РППС, осуществлялось эмоциональное обогащение впечатлений ребенка посредством совместных мероприятий, праздников, развлечений.
Реализация данного направления работы не возможна так же и без участия родителей наших воспитанников, поэтому мной был разработан план взаимодействия с родителями (законными представителями).
Резульаттивный же этап включал в себя анализ сформированности ценностного отношения к своему здоровью у докшольников посредством наблюдения и сформированность КГН.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Именно поэтому в своей работе по формированию представления о здоровом образе жизни я использую такие формы как :
• Игры и игровые ситуации
• Беседы
• Театрализованные представления
• Чтение художественной литературы
• Продуктивная деятельность
• Физкультурные досуги, праздники
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя :
- Рациональный режим.
- Правильное питание.
- Рациональная двигательная активность.
- Закаливание организма.
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния
Реализация всех этих компонентов невозможна без создания развивающей предметно пространственной среды.
На данном слайде мной представлена РППС моей группы. В основу легло рамочное зонирование по Н. А. Коротковой, что позволяет удовлетворить половозрастные и индивидуальные склонности и интересы детей дошкольного возраста. Насыщение среды мной проводилось постепенно. Были изготовлены дополнительные атрибуты для детских игр, настольные, пальчиковые театры, разнообразила инструментарий изобразительного, спортивного, музыкального, природного уголков.
В нашей группе созданы благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.
Взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была здоровой.
Бесспорно, чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых, воспитания привычки к чистоте, аккуратности, овладению культурно-гигиеническими навыками, самоконтролю во время разнообразной двигательной активности и пониманию того, как физические упражнения и здоровый образ жизни влияют на организм человека, на его самочувствие.
Очевидно, что становление привычки к здоровому образу жизни обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого на ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов.
Поэтому в своей работе с родителями я использую такие формы работы как :
Консультации, совместные праздники и развлечения, папки-передвижки, публикации в интернет-сообществе.
Планомерная и систематическая работа по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, в котором ребенок выступает активным исследователем, способствовала нравственному, интеллектуальному развитию детей, активизации их познавательной деятельности. Проанализировав данные итоговой диагностики, отметила, что у детей сформировались представления о жизненной важности всех человеческих органов.
Дети научились определять свое состояние и ощущения, знают, что полезно и что вредно для организма, понимают необходимость бережного отношения к нему.
Дети знают, что такое здоровье и что такое болезнь, знакомы с требованиями безопасности.
Многоплановая, разносторонняя работа дала положительные результаты. Снизилась детская заболеваемость, повысилось количество дней посещения каждым ребенком.
Поэтому в дальнейшем перед собой я ставлю следующие перспективы:
-Изучение традиций каждой семьи воспитанника;
-Развитие каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности, посредством обогащенной развивающей предметно-пространственой среды;
-Разработка тематических планов и творческих проектов по здоровьесбережению;
-Наращивание педагогической компетентности родителей о формировании представления о здоровом образе жизни у детей 5 – го года жизни посредством консультаций и активного вовлечения в жизнь группы.
" Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы". В. А. Сухомлинский