Татьяна Батина
Открытое занятие «Моя семья» для детей логопедической группы 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность
по социально - коммуникативному развитию в старшей логопедической группе № 5 «Сказка» МБДОУ № 24
Тема: «Моя семья».
Выполнила: воспитатель Батина Т. Е.
Цель:
формировать у детей элементарные представления о членах семьи как о людях разного пола и возраста, объединенных родственным началом.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Открытое занятие „Моя семья“ для детей логопедической группы 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Открытые занятия. Конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе;
познакомить с простейшим генеалогическим деревом;
Развивающие:
развивать диалогическую речь, умение участвовать в беседе;
-мышление, сообразительность;
совершенствовать умения определять местоположения предметов;
Воспитательные:
воспитывать уважение и заботу о членах семьи;
поощрять желание детей рассказывать о семье;
воспитывать чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа с детьми:
беседа о семье;
чтение и разучивание пословиц о семье;
оформление фамильных деревьев в группе;
рассматривание семейных фотографий;
рисунки детей о семье.
Предварительная работа с родителями:
Подбор семейных фотографий для рассматривания в группе.
Активация словаря:
активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека.
Обновление словаря: окружение семьи.
Оборудование:
полоски - «дорожки» (разных размеров, мягкие игрушки - медведи трех размеров, стол детский, три стула разных размеров; три кроватки разных размеров; кукла «Маша»; картинки на тему «Моя семья» (члены семьи, обручи (на каждого ребенка, мяч, генеалогические деревья, выполненные детьми совместно с воспитателем; шкатулка на подносе; сердечки, вырезанные из картона.
Конспект.
1. Организационный момент.
В: Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
(Дети с воспитателем встают в круг и берутся за руки.)
Игра «Здравствуйте».
Дети стоят в кругу. Воспитатель протягивает руку вперед и говорит детям: «Здравствуйте». Ребята кладут свою ладонь на ладонь педагога.
Воспитатель акцентирует внимание детей на пришедших гостей. Дети здороваются.
В: Дети, сегодня у нас будет очень интересный, необычный день. Интересный, потому что узнаем много нового, а необычный, потому что мы пойдем в гости. В гости ходить любите? (Ответы). Скажите, а к чужим людям в гости можно пойти? ( Дети: нет). А к кому можно? ( Дети: к друзьям, родственникам, близким и т. д.) Хотите больше узнать про хорошо знакомых вам близких людей? ( Дети: хотим). Скажите, а как мы узнаем что-то для себя новое? ( Дети: наблюдаем, рассказываем что-то, слышим что-то от других, делимся своими знаниями друг с другом, беседуем, обсуждаем и т. д.).
2. Основная часть.
Ну, что ж. Попробуем узнать новое о тех, к кому мы пойдем в гости. А пойдем мы по волшебным дорожкам: мальчики пойдут по узкой дорожке, потому что мальчики смелые и ловкие, а девочки по широкой, потому что девочки более слабые. Их нужно беречь, они будущие мамы.
(Дети проходят по дорожкам. Приходят в детский уголок, оформленный как комната из сказки «Три медведя».)
В: Ребята, вы узнали в какую сказку мы попали?
Д: Три медведя.
В: Катя, назови героев этой сказки. (Девочка отвечает).
В: Кем является Михаил Потапович Мишутке? (Папой).
В: Кем является Настасья Петровна Мишутке? (Мамой).
В: Кем является Мишутка Михаилу Потаповичу и Настасье Петровне? ( Дети: сыном).
В: Когда- то у Анастасии Петровны и Михаила Потаповича родился сынок. Все они трое, папа Медведь, мама Медведица, сын Медвежонок - родные друг другу люди. Они живут вместе, мама приготовила вкусный обед, они ходили гулять. А как одним словом называют родных людей, которые живут вместе? ( Дети: семья). Скажите, девочка Маша, которая лежит в кроватке является членом семьи трех медведей? ( Дети: нет). Почему? ( Дети: потому что она им не родная, не живет с ними вместе, а оказалась в их доме случайно). А как вы думаете, к кому в гости они могли пойти? ( Дети: к бабушке с дедушкой).
Пальчиковая игра «Семья» :
Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик - я. Вот и вся моя семья.
Ребус «Семья» :
В. обращает внимание детей на написанное «7Я», загадывает загадку: «Это слово каждый знает, ни за что не променяет. К цифре 7 добавлю Я, что получится?» ( Дети: семья).
В: Вот такие у нас детишки умные, сразу все угадали.
В: О ком больше всего заботятся в семье? ( Дети: о детях).
В: Садитесь за столы, выберите картинку с изображением ребенка и расположите ее в центре стола. (Дети выполняют задание).
В: А теперь найдите картинку с изображением того, кто выполняет самую тяжелую работу в доме. Кто это? ( Дети: папа).
В: Правильно. Расположите картинку с изображением папы в верхнем правом углу.
В: А кто следит за порядком в доме? ( Дети: мама).
В: Правильно. Расположите картинку с изображением мамы в нижний левый угол.
В: А кто печет самые вкусные пироги, вяжет носки, играет с вами и называет вашу маму дочкой? ( Дети: бабушка).
В: Правильно. Расположите картинку с изображением бабушки в верхний левый угол.
В: А кто папе помогает делать ремонт, ремонтирует машину, кто учит играть вас в шашки и называет вашего папу сыном? ( Дети: дедушка).
В: Правильно. Расположите картинку с изображением дедушки в верхний правый угол.
В: Молодцы. А теперь проверьте, у всех правильно все выполнено?
(Открывает на доске готовый верный вариант). Добавлю еще картинки с изображением бабушки и дедушки, родителей мамы или папы. (Добавляет картинки). Все эти люди- самые близкие наши родственники.
Рассмотрите книжные иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами, птица с птенцами в гнезде). Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему? Что чувствует кошка со своими котятами? Что чувствуют цыплята рядом с петухом и с курицей? (Ответы). Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи. Вам понятны слова окружение семьи? Это означает несколько членов семьи, находящихся рядом, которые образуют зрительный круг вокруг кого-то. Если наши животные и птицы-детеныши находятся в центре заботы взрослых, то эти взрослые и есть окружение своих детей. Родители радуются тому, что их детки подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них. Так и у людей.
В: Семья - словечко странное, хотя не иностранное.
Как слово появилось, не ясно нам совсем.
Ну, «Я» мы понимаем, а почему их семь?
Не надо думать и гадать. А надо просто сосчитать:
Два дедушки, две бабушки, плюс мама, папа, я.
Сложили? Получается 7 человек. Семья!
В: Дети, пока медведи кушают вкусную кашу, мне хочется, чтобы вы прямо сейчас представили себя в окружении своих близких, потому, что у каждого из нас есть семья. Подойдите к обручам и выберите себе тот, который понравился. (Дети подходят и занимают разложенные на полу обручи). Сядьте на середину. Вам удобно? Закройте глаза и представьте себе, что вы в кругу своей семьи. Представили? А теперь откройте глаза. Я буду корреспондентом, а вы будете отвечать мне на вопросы.
В : С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье?
Кто самый старший в твоей семье? Кто самый младший?
Для мамы ты кто? А для бабушки? Для брата, сестры?
Ты любишь своих близких?
Кто о тебе заботится?
Как ты заботишься о других?
Скажи хорошие слова о маме? Какая она?
Как зовут бабушку и дедушку?
Как ты обычно называешь маму, папу?
Как ваши родители называют ваших бабушек и дедушек?
А если ваши близкие заболеют, вы будете их жалеть?
Назовите ласково по имени сестренку, маму, папу, братика?
Как ты думаешь, кто в твоей семье главный, т. е. глава семьи?
Кто в семье может быть женщиной? А кто мужчиной?
Чем занимается мама в семье?
Чем занимается папа в семье?
Чем ты любишь заниматься дома?
В: Спасибо. Я все записала. Было интересно услышать ваши ответы.
Игра «Встаньте те, кто…» :
«. у кого есть старший брат»;
«. у кого есть младшая сестра»;
«. у кого бабушка и дедушка живут здесь, в городе»;
«. помогает взрослым»;
«. слушается маму и папу».
Малоподвижная игра (с мячом) «Назови родственников» :
Дети перечисляют известные слова, передавая друг другу мяч.
Физкультминутка:
Девочки и мальчики прыгают как мячики.
Ножками топают, ручками хлопают.
Глазками моргают, после отдыхают.
Психогимнастика:
В: Покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Вика радуется, давайте у нее спросим, когда мама и папа бывают такие радостные? (Ответ).
В: Покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно, Максим, когда это твои мама и папа удивляются?
В: Покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Кати было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить, когда папа и мама сердятся?
В: Покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они пугаются? Когда пугаются родители, Катя? Что их может так испугать?
В: Покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?
Вот таких спокойных детей я хочу пригласить в необычный, чудесный сад. Почему он необычный? Сейчас узнаем? А пока я хочу сказать правило, которое нужно выполнять: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Вы готовы справиться с таким правилом? ( Дети: да). Тогда в путь. (Воспитатель приглашает детей в другой конец группы).
В: Вот мы с вами пришли в необычный чудесный сад. Обратите внимание, что в этом саду растут необычные деревья. А почему они необычные, чудесные, кто может ответить? (Ответы).
В : Правильно, вместо плодов на деревьях фотографии. Семья похожа на большое дерево: как дерево она мощная, сильная. Семья, как и дерево, растет - появляются новые веточки и листочки-дети, которые тянутся к солнышку, любят тепло и ласку.
Как вы думаете, кто корни этого дерева? ( Дети: бабушка и дедушка). Почему? ( Дети: они самые старшие). Да, они самые старшие члены семьи. Как от корней зарождается дерево, так от бабушек и дедушек зарождается
семья. Они самые мудрые люди, крепкая основа.
А ствол-это наши родители. Это крепость жизни. Благодаря стволу дерево несет веткам и листьям питательные соки. Подумайте, почему я родителей сравнила со стволом? (Ответы). Правильно, ваши мамы и папы-молодые люди, работают, трудятся, заботятся о старших и младших.
Расскажу о веточках и листочках. Дерево разрастается, появляются ваши братья и сестры.
Физкультминутка:
1,2,3,4 (хлопки, кто живет у нас в квартире? (приседания).
1,2,3,4,5 (хлопки, всех могу пересчитать. (показывают указательным пальцем).
Папа, мама, две бабули,
Брат, сестра и два дедули.
Тетя, дядя, ну и я!
Вот и вся наша семья! (произвольные прыжки).
В : Семьи бывают большие и маленькие. И кроме близких родственников у нас есть еще и дальние. Это братья и сестры ваших мам и пап-тети и дяди. Чем отличается друг от друга каждый член семьи? Внимательно всмотритесь в лица каждого из них. (Ответы). Правильно. Каждый отличается друг от друга и внешностью, характером, своими обязанностями и тем, чем любит заниматься. Каждый человек в семье достоин заботы и уважения.
Физкультминутка «Пожалуйста».
В: Покажите пожалуйста как ходит старый дедушка, маленький мальчик, мама, папа. (Дети показывают).
В: Ребята, наши семьи не похожи друг на друга, они все разные. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В нее мы будем складывать слова о семье, разные, не похожие друг на друга. А когда положим слова, то зажмем кулачек. (Воспитатель берет поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона).
В : У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю:
«Моя семья крепкая, потому что мы все помогаем друг другу». (Берет сердечко с подноса и кладет его в шкатулку, зажимает кулачек). Дети по очереди передают шкатулку, кладут в нее сердечки, называя слова о семье, зажав при этом кулачки.
В : И вернулась шкатулка ко мне полная добрых и хороших слов. (Ставит шкатулку на стол).
Семья родилась очень давно. Ее уважали всегда и говорили, что «Семья крепкая как кулак». Посмотрите на свои кулачки, какие они крепкие. Семью сравнивают с крепостью! И если мы с вами свои кулачки рядышком поставим, то получится настоящая крепость. Так и семьи должны быть крепкие. Родные с давних времен всегда выручали друг друга, поддерживали в делах, беде и горе, радовались друг за друга. Это подтверждают и народные пословицы. Вы их знаете. Давайте скажем их так, чтобы другие слышали.
Дети: «Дома и стены помогают».
«Дружная семья гору сдвинет».
«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют».
«В гостях хорошо, а дома лучше».
«При солнышке тепло, а при матери - добро».
«Нет милее дружка, чем родная матушка».
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
«В родной семье и каша гуще».
«В семье лад, так и не нужен клад».
Игра «Плохо, хорошо» :
Я спрошу вас, что плохо для вас в семье? ( Дети: плохо, если кто-то заболел; случилась неприятность, беда; поломалась игрушка и др.).
А теперь скажите, что хорошо для вас в семье? ( Дети: в семье заботятся о тебе, покупают одежду, игрушки; кормят; когда болеешь - лечат; гуляют с тобой, встречают с тобой праздники и др.).
В: Ребятки, я хочу пожелать вам, чтобы в ваших семьях всегда было все хорошо. Это самое главное. Важно, чтобы в ваших семьях любили друг друга, уважали, весело жили вместе.
3. Рефлексия.
В : А теперь ответьте на мой вопрос. Благодаря нашему походу в гости к сказочным медвежатам смогли мы узнать больше о семье?
А что вам сегодня было интересно услышать?
В какие игры мы играли?
Вам понравилось?
Дома нарисуете с родителями свою семью, своих родных?
Кого больше всех вам хочется нарисовать?
В : Я рада. Жду ваших рисунков. Спасибо.