МААМ-картинки

Открытое занятие «Моё имя, моя фамилия, моя семья»

Татьяна Прохорова
Открытое занятие «Моё имя, моя фамилия, моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

Раскрыть смысл понятий «имя», «отчество», «фамилия», «родословное древо», сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»;

Познакомить детей с историей возникновения фамилий;

Развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям и реликвиям.

Формировать нравственные и духовные ценности семьи, бережное отношение к ним.

Воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё имя, оставить о нём добрую славу;

Публикация «Открытое занятие „Моё имя, моя фамилия, моя семья“» размещена в разделах

воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям.

Формировать навыки исследовательской работы у воспитанников.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка творческих работ учащихся «Значение моего имени», «Происхождение моей фамилии», выставка фотографий из семейного альбома, семейных реликвий, родословное древо.

Ход занятия:

I. Организационный этап.

II. Вступительная часть. Общение темы занятия.

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Приветствую вас на нашем занятии «Мое имя, моя фамилия, моя семья». Занятие посвящёно важной теме, которая касается каждого из нас. Интерес к данной теме возник давно, людей интересовало откуда произошли их имена, постепенно этот интерес привел к изучению собственной фамилии и имени. В ходе подготовки к занятию вы открыли семейный альбом, где сохранились портреты ваших родителей, дедушек и бабушек, родоначальников вашей фамилии. Ваши рассказы о семейных фотографиях и семейных реликвиях, ваши доклады, которые вы подготовили дома, дополнят представление о мире имён и фамилий, о связи времен и поколений.

III. Основная часть.

1. «Что в имени тебе моём…»

- Родился ребенок, и родители дают ему имя. Как это происходило на Руси?

(Выступление ребенка на тему «Происхождение русских имён»)

Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья,

Конечно, нет.

И в именах есть тайна,

И таинство есть имя нареченье.

(Выступления обучающихся о значение своих имён).

Виктор-сильное имя, характеризующее крепкого человека. Произошло оно от латинского Victor и означает «победитель». Женский аналог – Виктория. В христианстве это мужское имя символизирует победу Иисуса над всеми грехами и смертью. В древнеримской мифологии Виктор представляет богов Марса и Юпитера.

Валерий- произошло от римского родового имени Valerius, которое в свою очередь образовано от «valeo» и означает «быть сильным», «быть здоровым» (сила духовного состояния). В древнеримской мифологии «Валериус» является эпитетом бога войны Марса.

Елизавета- это древнее еврейское имя, происходящее от имени Элишеба, значение которого в переводе трактуется как «почитающая Бога», «мой Бог – клятва», «заклинающая Богом». Оно получило широкое распространение во всем мире, Россия не является исключением.

Данил- имеет библейское происхождение. Перевод с древнееврейского языка представлен вариантами – «судья мне Бог», «суд Божий», «Бог – судья». Исследователи истории этого имени и психологи связывают его значение с тайнами древних народов, именами святых и пророков. Имя Даниил (древнееврейское – Даниэль) состоит из двух частей: «дан» - «судья» и «эль» - «бог», «священный».

Иван- имеет библейское происхождение и древнееврейские корни. В переводе с еврейского языка означает «божье благоволение», «милость божья».

В России до 1917 года среди крестьян почти каждый четвертый мужчина носил имя Иван. Широкое распространение получило оно и среди других народов мира.

Игра «Откуда пошли имена».

Сейчас мы проведем игру. Задания даны на карточках, вам необходимо ответить на вопросы и заполнить таблицу.

Вопросы и задания команде:

1. Вспомните растения, в названия которых присутствует женское или мужское имя.

Анисья, Василий, Василиса, Лилиана, Лилия, Роза, Розалия, Магнолия, Маргарита, Азалия, Лавр.

2. Образуйте имена от сочетаний слов:

Владеть, всё- Всеволод,

Любить, мир-Любомир, Миролюб,

Свято, славить-Святослав,

Милая, люди-Людмила

Владеть, Мир-Владимир,

Данный, Бог-Богдан.

3. Распределите древние русские имена в соответствии с их «характеристиками»

Малёк, Кудряш, Добрыня, Селянин, Третьяк, Умник, Молчан, Ждан.

ВНЕШНОСТЬ МЕСТО В

СЕМЬЕ ЧЕРТА

ХАРАКТЕРА РОД ЗАНЯТИЯ

СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ

Малёк, Кудряш, Беляк, Светлана, Чернава, Милава, Рябой, Черный, Хромой. Третьяк, Ждан, Первой, Друган, Важняк, Первуша, Пятой, Старшой, Послед, Нечай, Неждан. Добрыня, Умник,

Молчун, Храбр, Гордый-Гордей, Несмеяна, Пискун Селянин, Воин, Мороз, Весняна, Шубейка, Кузнец, Попович, Пушка-Пушкарь.

Завершение игры.

2. «Откуда мы родом».

Традиция на Руси - давать имена в честь предков.

Кто был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

(Г. Граубин)

- Имя вам дали родители, отчество – по имени отца. А как возникла фамилия? К вашему отцу она перешла от его отца. Но кто же был первым и как произошла фамилия?

Выступление ребенка с презентацией/ проектом «Откуда произошли фамилии».

- Каждый человек в нашей стране носит фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте, сопровождает нас всю жизнь. Ученые насчитали несколько путей образования русских фамилий :

Во-первых, от древнерусских и славянских имен (Егоров, Петров, Жданов, Любомиров, Сидоров и др.).

Во-вторых, фамилия возникала от древних прозвищ (Бойцов, Белов, Стрелков, Ушаков)

В- третьих, от профессии предков. Так появились Гончаровы, Кузнецовы, Рыбаковы, Кожемяка, Пушкарев и др.

Также фамилии образовывались от названий села, города, местности (Новгородцев, Москвичев, Муромов, Селиванов).

- Знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Расскажите о своих находках.

3. «Моё родословное древо».

Дань памяти своим предкам можно отдать, составляя свое родословное древо. Родители и вы – верхняя часть древа, в дальнейшем оно будет расти вверх, а ваши дети и внуки будут гордиться вами. В нашем классе есть ребята, которые поучились составлять свое родословное древо.

Выступления обучающихся с представлением собственного родословного древа.

5. Музыкальная динамическая пауза/физминутка, физминутка для глаз.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

- В каждой семье есть вещи, которые хранят истории, связанные с нашими предками. Бережно сохраняя их, передавая из поколение в поколение, мы можем почувствовать связь времен и событий.

6. «Семейные предания и истории. Реликвии нашей семьи».

Рассказы детей о семейных реликвиях – Виктор Г, Данил Р.

-Как всем нам в наше непростое время хочется тепла и доброты. А что может быть лучше семейного очага, огонь которого согревает нас. Вглядитесь в семейные фотографии разных лет.

Семейные фото в альбоме потёртом.

Видавшие виды листы в переплёте.

Семейные фото из прошлого века

Собрали с любовью в альбом мы навеки.

7. «Фотографии из семейного альбома»

- Фотографии разных лет, о которых мы узнаем прошлое родных. Расскажите о своих находках.

- Рассказ Гонтарева Виктора о старинной фотографии бабушки и дедушки 20-30 х годов ХХ века

- Фотографии времен Великой Отечественной войны – особые. Их бережно хранят в своих семьях потомки. (Рассказы о фото с фронта Гонтарева Виктора).

- Счастливые лица, на фото и стар, и млад. Кто это (Рассказ о семейной фотографии).

IV.Заключение.

- Ребята, сегодня на занятии вы рассказывали про свою семью, о своей родовом древе, мы услышали рассказы о памятных фотографиях. Спасибо за интересные находки, за уважение к своей семье!

А сейчас послушайте напутствие вам.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Моя родная Балашиха» Открытое занятие с использованием ИКТ Цель: • систематизировать и обобщить знания детей о родном городе; • формировать основы патриотического воспитания; • развивать интерес.

«Папа, мама, я — спортивная семья». Открытое занятие во второй младшей группе«Папа, мама, я — спортивная семья». Открытое занятие во второй младшей группе Участие родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения является одной из главных составляющих программы ФГОС ДО. Как вы думаете,.

Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» по теме «Фрукты»Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» по теме «Фрукты» Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» Цели и задачи: 1. Закреплять знания детей о.

Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам»Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам» Фотоотчет. Открытое занятие «Путешествие по сказкам». Все дети любят сказки, а еще больше путешествовать по ним. Вот в одно такое путешествие.

Открытое занятие «Покров» (фотоотёт)Открытое занятие «Покров» (фотоотёт) Совсем недавно у меня прошло открытое занятие на районном уровне. Присутствовали представители Отдела Образования и воспитатели нашего родного.

Открытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста. Составление генеалогического древаОткрытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста. Составление генеалогического древа Цель: расширение представления о семье и формирование любви и уважения к родным и близким. Задачи: Образовательные: -активизировать словарный.

Открытое занятие по развитию речи «Насекомые»Открытое занятие по развитию речи «Насекомые» Задачи: образовательные: - расширение и уточнение знаний детей о насекомых; - активизация словаря по теме; развивающие: -развитие познавательной.

Открытое занятие по теме: «Оригами»Открытое занятие по теме: «Оригами» Открытое интегрированное занятие с применением здоровьесберегающих технологий. Тема: «Оригами. Изготовление куклы-оригами». Цель: обучать.

Открытое занятие с детьми раннего возраста «Мишка пришёл в гости к малышам» Цели: 1. Формировать умение действовать с предметами. 2. Учить различать предметы по величине. 3. Закреплять умение группировать объекты.

Открытое занятие «Сергей Владимирович Михалков»Открытое занятие «Сергей Владимирович Михалков» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Моё имя, моя фамилия, моя семья»
Опубликовано: 22 декабря 2020 в 21:16
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие «Моё имя, моя фамилия, моя семья»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Прохорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД