Татьяна Рыбакова
Конспект открытого занятия с детьми 8–10 лет «Мелодия сказочных нот»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мелодия сказочных нот»
Цель: знакомство детей в игровой форме с основными понятиями песенного жанра
ЦЕЛЬ: Задачи:
• выработать первоначальные навыки подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;
• развитие познавательной активности детей;
• содействие эстетическому воспитанию детей;
• создание у детей атмосферы радости общения и успешности в коллективе.
Публикация «Конспект открытого занятия с детьми 8–10 лет „Мелодия сказочных нот“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: микрофон, компьютер, музыкальная аппаратура, столик, стулья для детей, ларец, нотный стан, доска.
Возраст детей: 8 – 10 лет
Ход занятия.
Перед началом занятия в записи звучат детские песни. Дети занимают свои места в аудитории.
1. Организационный момент. Приветствие.
Педагог: Здравствуйте, друзья! Хотите побывать в сказочной музыкальной стране? Где прекрасные ученики и добрые педагоги, где учиться не нудно, не трудно, а весело и чудно? Такая страна на свете есть, называется она
«Мелодия сказочных нот»!
Педагог: А теперь поприветствуем друг друга.
Приветствие наше будет немного необычным, музыкальным. Именно так
здороваются в прекрасной стране.
Музыкальное приветствие: «Добрый День»
Дети вместе с педагогом исполняют приветствие.
Подготовительный момент
Педагог: Молодцы, вы прекрасно справились.
Вот теперь мы можем отправиться в путешествие. Давайте возьмё м с собой самое необходимое: светлую улыбку и хорошее настроение. Главная цель нашего путешествия – увидеть, как прекрасна музыкальная страна, какие герои её населяют.
3. Подготовка к «путешествию»
Педагог: Для волшебного путешествия и помощники нужны волшебные: сказочный экран, волшебный ключ и необыкновенный поезд. Сказочный экран у нас есть, необыкновенный поезд мы с вами создадим сами. Я буду паровозом, а вы будете вагончиками. Давайте сейчас построимся и попробуем изобразить настоящий поезд.
Дети изображают поезд.
Проверочный момент
Педагог: Вот мы и готовы! А как мы попадем в страну «Мелодия»?
Педагог достает из ларца скрипичный ключ
Педагог: Вы знаете, что это такое?
Ответы детей
Педагог: Правильно, это скрипичный ключ. Он поможет нам открыть дорогу в прекрасную страну «Мелодия».
Основной момент
Педагог: Дорога открыта, путешествие начинается.
Но что за путешествие без веселой песни? Чтобы дорога была веселей, я буду петь песенку, а вы попробуйте запомнить несложные слова песни и петь вместе со мной. Запоминайте.
Припев:
Чух-чух-чух, ту- ту-ту, белые барашки
Выдувает на ходу паровоз-букашка.
Молодцы, у вас здорово получается! Теперь с весёлой песней нас точно пропустят в музыкальную страну! Куплет исполню я, а с припевом наш поезд тронется. Припев - это начало движения. Итак, приготовились!
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: (плюсовка 1 куплет и припев песни «Паровоз-букашка»)
Поезд останавливается. На экране домик с окошками.
Голос диктора: Внимание! Мы прибываем на станцию «Нотки».
4. Станция «Нотки»
Педагог: Наша первая остановка. Посмотрите, ребята, какой замечательный
домик. В этом домике живут 7 очень дружных жильцов ноток.
А вы знаете их имена и кто, на каком этаже живет?
Ответы детей (До, ре, ми, фа, соль, ля, си).
Педагог: Правильно! На первом этаже живет нотка «ДО».
Открывается окошко домика на первом этаже, и дети видят ноту «ДО»
Педагог: В стране «Мелодия» нота «ДО» - символ доброты и дружбы. Эта нота поможет Вам найти много друзей. Ребята, а вы знаете песни о дружбе?
Дети называют песни о дружбе («Дружба крепкая», «Когда мои друзья со мной» и т. д.)
Педагог: На втором этаже живет «РЕ»
Открывается окошко домика, и дети видят ноту «РЕ»
Педагог: Это радость творчества, работа. Как вы думаете, чтобы красиво и правильно петь, нужно много РЕгулярно трудиться?
Ответы детей
Педагог: Да пение это регулярные занятия и много труда. Давайте узнаем, а кто же живет у нас на 3 этаже – нота «МИ», что означает Мир песни.
Открывается окошко домика, и дети видят ноту «МИ»
Песни бывают разные: песня народная и песня, создаваемая композиторами и поэтами. И познакомить нас с этими песнями в дальнейшем сможет нотка «МИ».
Подскажите, кто живет на следующем этаже?
Ответы детей
Педагог: Правильно! Нота «ФА».
Открывается окошко домика, и дети видят ноту «ФА»
В моей стране все большие ФАнтазеры и выдумщики.
Открывается окошко домика, и дети видят ноту «СОЛЬ»
Педагог: Вот мы и на этаже «СОЛЬ». В нашей стране это означает сотрудничество, согласие, сотворчество. Эти качества очень важны, когда жители страны поют хором. Но в нашей стране учатся петь и по одному. Такое пение называется сольным и такой исполнитель солист.
Педагог: Этаж нотки «ЛЯ». ЗемЛЯ… Эта нотка знакомит своих друзей с тем, что происходит на нашей земле. Она рассказывает о разных событиях.
Открывается окошко домика, и дети видят ноту «СИ».
Педагог: Последняя жительница дома – нота «СИ». «СИ» – это сила. Сила творчества, сила фантазии, сила дружбы.
Слева знаки, дальше – точки,
Между ними есть крючочки.
Ну-ка, их произнеси –
Дети: До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Педагог: А теперь наоборот –
Дети: Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
Педагог: Чтобы с ними подружиться,
Надо музыке учиться.
Мир прекрасный ты откроешь,
Если нотки все освоишь.
В мир волшебный попадёшь –
Вместе с ними запоёшь!
Будешь с нотками дружить –
Музыкально будешь жить.
Жить без музыки, дружок,
На земле никто не мог.
Вот мы и познакомились с семью новыми друзьями. Мы с ними еще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей.
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: «Паровоз-букашка». (Плюсовка припев)
Поезд останавливается. На экране одноэтажный уютный домик.
Голос диктора: Внимание! Мы прибываем на станцию «Мажор и Минор».
5. Станция «Мажор и Минор»
Педагог: Наша вторая остановка. И мы попали с вами к двум братьям, с которыми, я надеюсь, мы подружимся. А зовут их Мажор и Минор. И сейчас я хочу познакомить вас с одной замечательной сказкой. Жили - были два брата: Мажор и Минор. Мажор был старшим, а минор - младшим. Старший брат всегда веселился:
Я - лад мажорный: радостный, задорный!
А младший - грустил и вздыхал:
Я печальный с давних пор, потому что я - минор.
Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы да по ягоды и заблудились.
Ох, пропадём, в яму упадём, запричитал минор. Никогда нам из этого леса не выйти.
Да что ты расплакался, успокаивал его старший брат. Не горюй, а лучше песенку спой!
Исполняет песню: Я минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную пою и сейчас я зареву.
Песня получилась у минора очень уж грустная. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, затих ветерок, даже птички замолчали. А солнышко спряталось за тучку от грустной песенки минора.
Нет, братец, так не годится! - воскликнул мажор. Давай-ка я спою!
И запел мажор свою песню: Все мы дружно стали вряд, получился звукоряд. Не простой - мажорный, радостный, задорный.
Встрепенулся лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему брату мажору.
А ну-ка, братец, веселее шаг! Смотри, как ярко светит солнце, как щебечут птицы! Слышишь? Журчит ручей! Вот в какую сторону нам идти!
Так с весёлой песней и выбрались братья из леса!
Понравилась вам сказка?
Так как же зовут двух братьев музыки?
Ответы детей (Мажор и минор).
Педагог: А как вы думаете, какие можно выполнять движения под музыку мажора? А минора?
( Мажор - активные: хлопки, прыжки и т. д., минор - плавные.) Мы с вами сейчас проведём игру. Будет поочерёдно звучать музыка. Когда вы услышите мажор, нужно будет хлопать в ладоши, как только зазвучит минор - покачивать руками из стороны в сторону над головой. Всем ясно задание? Посмотрим, кто из вас самый внимательный!
Проводится игра, звучит разнохарактерная музыка.
Педагог: Молодцы, вы все научились разбираться с настроением музыки, а значит, подружились с Мажором и Минором. Но наше путешествие продолжается, и необыкновенный поезд вновь отправляется в путь.
Дети с педагогом вновь образуют поезд и с песней «отправляются в дорогу». Звучит музыка (плюсовка «Паровоз-букашка» припев).
Дети, поют вместе с педагогом
Поезд останавливается. На экране домик – станция.
Голос диктора: Внимание! Мы прибываем на станцию «Театральная».
6. Станция «Театральная»
Педагог: Мы не зря остановились на этой станции. Любой человек, выступающий на сцене, будь то актер, музыкант или певец дарит зрителям не только свое творчество, но и эмоции. А вы знаете, что такое эмоции?
Ответы детей: радость, печаль, грусть, восхищение и т. д. А как мы можем передать эти эмоции? Интонацией голоса и мимикой (выражением лица)
Педагог: Сейчас я прочитаю текст уже знакомой нам песенки, а вы внимательно послушаете, а потом ответите, получилось ли мне интонацией голоса и мимикой передать характер и содержание текста?
Педагог читает строки не в характере, грустно и затянуто.
Педагог: Плывут за окошком поля и леса,
Мы едем туда, где нас ждут чудеса,
И солнышко светит и речка блестит
И наш паровозик так быстро летит.
Нет, не удалось мне передать настроение, потому что текст из весёлой, задорной песни. И написал её Александр, а помог ему один из наших друзей Мажор. Давайте вместе с вами прочтём строчки весело?
Дети пытаются проговорить строки весело, задорно, звонко.
Педагог: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Пришло время отправляться дальше.
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка. Дети, поют вместе с педагогом «Паровоз-букашка» (плюсовка припева). Поезд останавливается
7. Станция «Грация»
Голос диктора: Внимание! Мы прибываем на станцию «Грация».
Педагог: Чтобы весело нам петь,
Нужно телом нам владеть.
Всем под песню танцевать,
Песней с танцем покорять.
Когда певец поет на сцене, он не только должен хорошо петь, но и обязательно уметь красиво двигаться. На станции «Грация» мы с вами попробуем выучить несколько танцевальных движений, которые вам обязательно пригодятся для выступлений. А поможет нам в этом паровозик из «Ромашкова». Будьте внимательны, слушайте музыку и повторяйте движения за мной.
Педагог: Замечательно! Вы просто настоящие танцоры. Все движения у вас замечательно получаются. Они нам обязательно пригодятся на следующей станции. И снова в путь.
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка. Дети, поют вместе с педагогом (плюсовка припева)
8. Станция «Сцена»
Голос диктора: Внимание! Мы прибываем на станцию «Сцена».
Педагог: Ну, вот, ребята, мы с вами и приехали на одну из самых главных станций страны «Мелодия» - станция «СЦЕНА». Все кто попадает на эту станцию, становятся настоящими артистами. И верным другом им становится Микрофон.
Посмотрите, внимательно, и скажите: «Сколько микрофонов находится в нашей аудитории?»
Ответ детей (10).
Педагог: Вы очень внимательны и правильно посчитали – их ровно 10. Посмотрите, как они улыбаются и очень ждут, когда окажутся в ваших руках, но …
Но чтобы микрофон действительно был помощником исполнителю, надо уметь им пользоваться. Как вы думаете, как нужно пользоваться микрофоном?
Ответ детей
Педагог: У вас интересные предположения. И во многом вы правы. Как со всеми друзьями, так и с микрофоном нужно обращаться бережно.
В микрофон не надо кричать, но и не надо просто напевать.
В микрофон нужно петь ясно, четко и чисто, чтобы слышно было все слова и не было фальши.
Не надо бояться микрофона. Сначала ваш собственный голос покажется не вашим, так как микрофон имеет свойство искажать звуки.
Не надо держать микрофон за головку, а то звук будет глухим.
Но это еще не все.
Держать микрофон нужно в одной руке. 4 пальца должны располагать наверху все вместе, а большой внизу. Микрофон не должен закрывать ваше лицо и располагаться на расстоянии 5 -10 сантиметров. Звук должен попадать в середину микрофона.
Итак, я надеюсь, что вы теперь вооружены знаниями и готовы к работе с
микрофоном.
На протяжении всего рассказа педагог демонстрирует правильное обращение с микрофоном.
Контрольный момент
Педагог: Сейчас мы с вами попробуем спеть песню с микрофонами, вспомнить, как мы учились быть актерами на станции «Театральная» и движения, которые выучили когда были на станции «Грация». Если мы с вами будем внимательны, то у нас получится настоящее выступление маленьких артистов.
Педагог раздает всем детям микрофоны. Звучит музыка. Дети, вместе с педагогом исполняют песню «Паровоз букашка» пытаясь в своем выступлении соединить эмоции, движения, правильное обращение с микрофоном.
Рефлексивный момент
9. Подведение итогов занятия. Выявление настроения детей.
Педагог: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в стране «Мелодия» еще много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством, вы сможете узнавать об этой стране все больше и больше. Понравились ли вам наши приключения?
Ответы детей
Педагог: А вы знаете, что вы так понравились нашим новым друзьям, что они передали вам подарок.
Педагог достает музыкальную шкатулку. Шкатулка открывается.
Педагог: В этой шкатулке разноцветные нотки, с помощью которых мы с вами сегодня сочиним свою настоящую МЕЛОДИЮ. Если вам понравилось наше путешествие, вам было весело и интересно, возьмите из шкатулочки нотку и прикрепите на нотный стан, где располагается скрипичный ключ, который открыл нам дверь в страну «Мелодия».
10. Заключительный момент.
Педагог:
Посмотрите, какая замечательная мажорная мелодия у нас получилась.
Да, от общения с музыкой и мы стали сегодня чуть-чуть красивее и добрее. Несите эти чувства в наш мир, и он станет лучше! Вы были замечательными попутчиками, обещайте не забывать дорогу в музыкальную страну «Мелодия». Спасибо вам большое. До новых встреч, друзья!