Пензенко Юлия
Открытое занятие «Я учусь владеть собой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект психологического занятия с дошкольниками старшей группы
«Я учусь владеть собой»
Подготовила:
Педагог-психолог Пензенко Ю. С.
Цель: Развитие произвольной саморегуляции, двигательной активности и поведения детей, через выполнение специальных упражнений, обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения проблемных ситуаций.
Задачи:
Публикация «Открытое занятие „Я учусь владеть собой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
• Формирование умения регулировать свои поведенческие реакции; обучение социально приемлемым, адекватным способом выражения агрессии.
• Развитие навыков общения, дружеских отношений между детьми, поддерживать у детей интерес друг к другу;
• Формирование навыков доброжелательного поведения, воспитание ценностного отношения ребенка к себе и окружающим его людям.
Материалы: Бусинки (количество человек, сюжетные карточки, волшебные очки, мыльные пузыри, мешочек «гнева», письмо, медальки.
Структура занятия
1часть. Ритуал приветствия
Упражнение «Приветствие».
Дети встают в общий круг и берутся за руки. Все вместе за психологом повторяют стихотворное приветствие.
«Подружились мы с тобой. (пожимая руки стоящих рядом) .
Мы - огромный шар земной (расходимся на возможную ширину круга)
Можем мы горами стать (руки поднимаем вверх и встаем на цыпочки.)
Можем в прятки мы играть (руки опускаем и приседаем)
Не забудем никого, -(пожимаем руки стоящего рядом)
Всех найдем до одного (по очереди перечисляем имена детей.)
2 часть. Рабочая.
Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. Но чтобы узнать кто это, я предлагаю вам отгадать загадку.
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!
Правильно ребята, это конечно же медвежонок. Нашего гостя зовут Сладкоежка, потому что он любит очень- очень сладкий мед. И сегодня Сладкоежка поприсутствует на нашем занятии. Он пришел не с пустыми руками, а с интересными играми и заданиями, а также он принес вам подарки!
«Камушек в ботинке»
Случалось ли, что вам в ботинок попал камешек? Психолог кладет маленькие бусинки в сандалии каждому и просит пройти. Сначала камешек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходиться снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвия бритвы краями.
Случалось ли, что вы так и не вытряхнули камешек, а, придя домой, просто снимали ботинки? Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но на утро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства обычно испытывают дети.
Так маленькая проблема становиться большой неприятностью. Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой.
А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и не малые.
Наш гость передал нам письмо из другого детского сада. Садитесь поудобнее, прочитаем и узнаем, что в нем.
«Здравствуйте, дорогие ребята подготовительной группы! Обращаются к вам дети детского сада «Малышок». Помогите разобраться нам в ситуациях и подскажите как поступить? Мы уверенны, что вы справитесь.
Игра «Как поступить?»
Психолог показывает карточки с изображением проблемных ситуаций, а дети называют варианты ответов, как поступили бы они в этой ситуации и почему так. Детей знакомят с ситуацией. Рассматриваются варианты поведения. Анализируются с детьми каждая ситуация и ее последствия. Обсудить выбор правильного варианта действия и его закрепить.
Психогимастика «Драка»
Представим, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко- накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько минут.
Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура. Неприятности позади!».
Как только почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.
Упражнение «Избавление от гнева»
Как вы думаете можно или нет гневаться, злиться на других людей? На друзей? Почему? Я хочу открыть вам тайну: взрослые тоже злятся, но умеют это делать не причиняя никому вреда. Сейчас мы научимся сердиться и никого при этом не обижать. Давайте попробуем выпустить гнев с помощью мыльных пузырей. (Дети выдувают мыльные пузыри)
Еще гнев можно выпустить через стопы наших ног. Давайте встанем и сильно-сильно потопаем. Наши стопы сначала станут теплыми, потом горячими, потому что через них выходит гнев. А сердитые слова можно выкрикнуть в мешочек. Попробуйте сделать это. Вы почувствовали как стало легко и весело! Мы с вами сердились, но никакого вреда никому ни причинили.
Ребята, а медвежонок мне шепнул, что он очень хочет с вами поиграть. Он придумал очень интересную новую игру, я буду говорить фразу, если вы с ней согласны, то вам нужно будет поменяться местами, но помните, что меняться мы будем, не толкаясь, осторожно. Если вы готовы играть улыбнитесь мне. Слушайте внимательно: «Сейчас поменяются местами те:
- кто чистит зубы по утрам;
-кто любит кататься на санках;
-у кого есть домашнее животное
-кто любит сладости
Игра «Поссорились-помирились». Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это было, покажите? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!
Упражнение «Выкинь»
. Представьте, что в ваших ладошках лежит комок из неприятных эмоций, от которых вы хотели бы избавиться. Этот комок становится все тяжелее, тяжелее и тяжелее, и вот уже настолько тяжело, что невозможно больше держать и необходимо избавиться от него. И теперь вы должны выкинуть этот комок за круг (вниз в пол, собрав при этом все силы, даже можно крикнуть, чтобы было легче.
Игра «Волшебные очки.
Показываю красивую коробочку) Сейчас мы узнаем, что в ней. (Достаю очки) очки эти тоже волшебные. Тот, кто их надевает, видит в окружающих людях только хорошее. (Надеваю очки) Ой, какие вы все красивые, весёлые. Но вы, конечно, тоже хотите примерить эти очки? Пожалуйста. Кто желает первым? Одеваем очки и смотрим на своего соседа и замечаем в нём что-нибудь хорошее.
Релаксация «Путешествие на облаке».
Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Оно спустилось с небес и ждет вас. Прыгните на него. Облако белое и нежное, похожее на мягкую гору из пушистых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо… Теперь вы снова на своем белом облаке, и оно доставляет вас назад, на ваше место. Спуститесь с облака и понаблюдайте, как оно медленно тает в воздухе. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.
Этюд на снятие напряжения
«Солнечный зайчик». Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему» Откройте глаза. Как вы себя чувствуете?
3 часть. Ритуал прощания.
Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе! «Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.
Рефлексия.
- Что вы сегодня узнали нового? А что вам больше всего понравилось делать?
- Но мне хочется узнать, какое сейчас у вас настроение. Покажите смайлик, соответствующий вашему настроению. (выбор детей)
- Покажите свой выбор.
- Я рада, что у вас радостное настроение.
Мои дорогие друзья, пришло время нам прощаться. Вы молодцы, что справились со всеми заданиями сегодня, правильно выполняли упражнения и активно играли в игры. Сладкоежка хочет вручить вам свой подарок – медали в освоении умения владеть собой в различных ситуациях.
Мы говорим вам до свидания и до скорых встреч!