Ксения Гончаренко
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамоты»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте
Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Фея Грамоты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Закреплять понятие буква, звук, слог, предложение;
закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках;
закреплять умение делить слова на слоги;
закреплять навык звукобуквенного анализа слов;
закреплять графический образ букв;
учить составлять слова из букв и слогов;
продолжать учить работать со схемой предложения;
продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.
Материал к занятию :
Доска, картинка Феи Грамоты за каменной стеной, мяч, звуковые часы, магнитные картинки, раздаточные картинки, слоговые паровозики, пеналы, тетради.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Логопед в кругу с детьми:
Собрались все дети в круг,
Я- твой друг, и ты- мой друг,
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Введение в тему.
Послушайте пословицу: «Ученье - свет, а неученье - тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы) Правильно, кто учится, тот все знает, а знания приносят огромную пользу человеку; тому, кто не хочет учиться, приходится в жизни трудно. Сегодня я хочу пригласить вас в страну Знаний! Хотите отправиться за знаниями? Тогда вперед, к знаниям! (Бодрая музыка, дети идут за педагогом. Звучит тревожная музыка.)
Что-то произошло в стране Знаний (Обращает внимание детей на Фею Грамоты, спрятанную за каменной стеной) Узнали, кто это? Да, это Фея Грамоты, но Злой волшебник спрятал ее за каменной стеной. Что же делать? Поможем Фее Грамоты? Сможете?
Нам надо разрушить каменную стену. Стена очень крепкая, но от каждого выполненного вами задания стена будет постепенно разрушаться.
Готовы? Тогда начинаем!
Задание № 1 «Вопрос — ответ»
(логопед задает вопрос, дети отвечают)
Из чего состоит наша речь? (из предложений)
С какой буквы пишется начало любого предложения? (с большой)
Что ставится в конце предложения? (точка, восклицательный знак, вопросительный знак.)
Из чего состоят предложения? (из слов)
Из чего состоит слово? (из слогов)
Из чего состоит слог? (из звуков и букв)
Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)
Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)
Молодцы, мы справились с первым заданием и разрушили первый ряд каменной стены (убирается ряд)
Дети садятся.
Задание № 2 «Звуковой анализ слов»
Кто это прискакал к нам? (Выставляется изображение белки) Интересно, какие звуки живут в этом слове?
(Дети выполняют звуковой анализ слова. Предлагается какому-нибудь ребенку рассказать про свое слово, какие звуки живут в этом слове).
— Молодцы, стена продолжает разрушаться.
Задание № 3 «Подели слова на слоги и определи их количество»
Посмотрите, ребята, к нам приехал паровоз с вагончиками (домики). Все вагоны одинаковые? Чем отличаются? В паровозиках одно, два, три окошка. Звери хотят поехать на паровозике. Вам нужно расселить их по вагонам. Но для этого вам нужно разделить названия зверей на слоги (один слог — в вагончике с одним окошком, два — во втором и т. д.) Как мы сможем определить количество слогов? (При помощи хлопков. Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Дети выполняют задание.
Молодцы, вы правильно выполнили задание и разрушили третий ряд стены.
Задание № 4 «Составь предложения»
Перед вами карточки, на которых написаны части предложений. На одном столе карточки с началом предложения, на другом — конец предложения. Из получившихся предложений вам нужно составить рассказ о весне. Дети в парах, подбирая карточки, составляют предложения. Читают получившийся рассказ:
Наступила весна. Светит яркое теплое солнышко. Из теплых стран вернулись птицы. Появились первые цветы.
Молодцы, вы выполнили и это задание. Стена дальше разрушается.
Задание № 5. «Составь схему предложения»
— Ребята, вам нужно будет составить схемы к предложениям.
1. Наступила весна.
2. Из теплых стран вернулись птицы.
А теперь скажите, какое предложение подходит к этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три)
|___ ___.
Ох, нелегкий у нас путь, надо детям отдохнуть.
А теперь настал черед сыграть в игру «Большой-маленький».
(Игра с мячом. Дети встают в круг, ловят мяч. Логопед называет слово, а дети преобразуют его в уменьшительно- ласкательное суффиксальным способом)
мяч — мячик
подушка — подушечка
перо — перышко
стул — стульчик
стол — столик
дверь — дверка
книга — книжечка
лист — листочек
ведро — ведерко
куртка — курточка
платье — платьице
туфли—туфельки
ветер — ветерок
дерево — деревце
лиса — лисичка
верблюд — верблюжонок
кровать — кроватка
салфетка — салфеточка
ваза — вазочка
(Дети садятся за столы)
Задание № 6. «Составь слово»
Ребята, посмотрите, а слово РОМАШКА не простое, в нем еще есть слова. Педагог выкладывает слово РОМАШКА на доске. Буквы этого слова есть у вас на столах. Попробуйте составить из них другие слова.
Дети садятся за столы, выкладывают слова из букв разрезной азбуки, называют их.
(РОМА, МАШКА, МАША. КАША, КАМА, МАК, МАРШ, МОШКА ОМАР КОМАР КОРМ МРАК РАМА и т. д.)
Логопед:
— Молодцы, ребята, остался последний ряд стены.
Задание № 7 «Разгадай слово». Дети записывают слово на доске.
— Ребята, перед вами зашифрованное слово (алфавит, разгадав которое, вы окончательно разрушите злые чары волшебника и освободите Фею Грамоты.
Вам нужно отгадать загадки, записать друг за другом буквы и прочитать слово.
1) Загадка: Айболиту все сперва говорили букву… (А)
2) Самое жаркое время года начинается с этой буквы (Л)
3) Эта буква последняя в слове шарф (Ф)
4) Эта буква посередине в слове мак (А)
5) Этот звук звонкий парный брат глухого звука Ф… (В)
6) У ежа и у елки есть колючие…иголки…. Первый звук у слова иголки назови ну конечно это (И)
7) В слове рот и бегемот этот звук последний — вот. (Т)
Дети выполняют задание.
Логопед:
— Ребята, какое слово у вас получилось?
Дети:
— Алфавит!
Логопед:
— Молодцы, выполнили все задания и разрушили заколдованную стену. Смотрите, Фея Грамоты освобождена!
— Ребята, вам понравилось быть спасателями- освободителями?
— Да!
— Как вы думаете, почему вы смогли помочь Фее Грамоты? Почему у вас это получилось? (Ответы детей)
— Что было трудным для вас сегодня? (Ответы детей)
— Что запомнилось или понравилось больше всего? (Ответы детей)
— Вам нравится учиться? (Ответы детей)
— Да, когда все получается — мы радуемся! Вы стали совсем взрослыми, многому научились. Фея Грамоты благодарит вас, дарит вам…) и желает быть такими же успешными в школе.