Вера Семенова
Открытое занятие для учителей-логопедов по развитию фонематических процесов у детей с ЗПР «В гостях у осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у осени»
Цель – развитие фонематических процессов у детей с задержкой психического развития.
Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря. Совершенствование навыков слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематического восприятия : умения узнавать и различать неречевые звуки, длительность звучания звуков речи, слов, близких по звуковому составу; развитие фонематического анализа, мышления, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением.
Публикация «Открытое занятие для учителей-логопедов по развитию фонематических процесов у детей с ЗПР „В гостях у осени“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: магнитная доска, полоски разной длины, паровоз с тремя вагонами, изображения птиц и животных из стихотворения (крот, мышь, еж, кот, кошка, лиса, зайка, лошадь, овечка, лягушка, кукушка, соловей, мартышка, мишка, костюмы осени и лисы для взрослого, корзинка с печеньем, музыкальные инструменты (бубен, погремушка, ложки, металлофон, барабан, ширма, сумка, флажки, резиновые игрушки (козел, черепаха, поросенок, гном, собака, кот, баран, кукла, овощи и фрукты (кукуруза, картошка, чеснок, помидор, груша, слива, капуста, банан, мяч.
Ход занятия.
Дети с воспитателем входят в зал под музыку.
Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие : к нам гости пришли. Давайте их поприветствуем.
Дети с воспитателем:
Здравствуй, солнце золотое! (поднять руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (развести руки в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок! (повернуться налево)
Здравствуй, маленький дубок! (повернуться направо)
Мы живем в одном краю –
Я вам всем привет дарю! (снова развести руки в стороны)
Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места. И еще одна гостья торопиться к нам. Хотите узнать, кто это? Тогда вам нужно отгадать загадку:
Приходит по луже,
Уходит по стуже.
Дети: Осень.
Под музыку выходит учитель-логопед – «Осень»
Осень : Здравствуйте, мои друзья,
Всех вас рада видеть я!
И для вас, мои ребятки,
В кузовке моем подарки.
Но, чтобы узнать, что лежит у меня в корзинке, нужно выполнить все мои задания. Вы готовы?
Дети: Готовы.
Осень : Дети, а какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Осень : Назовите мне приметы осени.
Дети: листья желтеют и опадают, ветер дует, солнце меньше греет, дни становятся короче.
Игра на различение длительности звучания.
Осень : Вот какие вы молодцы. Все приметы назвали правильно. Давайте покажем, как дует ветер. Каждому из вас я дам полоски – если полоска длинная, то ветер сильный и мы поем «У-у-у-у-у-у-у»; если полоска короткая, то ветер слабый и мы поем «У-у-у».
Дети выполняют задание логопеда.
Игра на развитие фонематического анализа.
Осень : А теперь, ребята, посмотрите, какой красивый паровоз у нас есть. Вы должны посадить туда пассажиров, а каких вы мне скажите сами, послушав мое стихотворение.
В комнате на полке в ряд
Сережины друзья стоят:
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.
Рядом с лисой – зайка косой.
Следом за ними – еж и лягушка,
Мышь, соловей и лесная кукушка.
Кошка Маруська и рыженький кот,
Лошадь, овечка и серенький крот.
Осень : Дети, назовите Сережиных друзей.
Дети называют зверей и птиц, которые упоминаются в стихотворении, логопед раздает им соответствующие картинки.
Осень : Теперь вы должны правильно посадить пассажиров. В первый вагон сажаем зверей, в названии которых один слог, во второй – в названии которых два слога, в третий – в названии которых три слога.
Дети прохлопывают слова, определяя количество слогов, и рассаживают животных и птиц по вагонам.
Когда ребенок определяет количество слогов в слове «лиса», выбегает лиса-воспитатель.
Лиса: Пробегала мимо, услышала, что про меня говорите.
Осень : Здравствуй, лисичка. Хочешь посмотреть, как дети выполняют мои задания? Хочешь поиграть с нами.
Лиса: Конечно, хочу. Я люблю играть.
Игра на узнавание и различение неречевых звуков.
Под звуки бубна дети кружатся, под ложки шагают, под металлофон приседают, под погремушку хлопают в ладоши, под звуки барабана прыгают (дети не видят музыкальные инструменты, а только слышат).
Игра на узнавание и различение слов, близких по звуковому составу.
Осень : Лисичка, я вижу у тебя в руках сумка. Поиграй с детьми, я раздам вам флажки, а вы будете их поднимать только тогда, когда я правильно скажу слово «сумка», если я скажу неправильно – вы флажок не поднимаете.
Осень произносит : сумка, чумка, сумка, кумка, тумка, зумка, сумка, шумка, сумка, думка, жумка, сумка.
Игра на узнавание и дифференциацию звуков.
Осень : Лисичка, а что у тебя в сумке?
Лиса: Здесь у меня подарки для моих друзей. Помогите их раздать.
Осень : Только подарки нужно раздать правильно – название подарка должно начинаться с того же звука, что и друг лисы.
Дети дарят поросенку помидор, собаке свеклу, кукле кукурузу, барану банан, черепахе чеснок, коту картошку, гному грушу, козлу капусту, называя первый звук в этих словах.
Лиса: Спасибо, ребята. Вы помогли мне угостить моих друзей.
Осень : А теперь вставайте в хоровод.
Подвижная игра «В огороде»
В огород пойдем,
Хоровод заведем.
(дети идут по кругу, держатся за руки)
В хоровод возьмем редиску,
С ней присядем низко-низко.
(приседать)
В хоровод возьмем морковку
И с морковкой спляшем ловко.
(плясать)
Вверх потянемся с лучком,
(тянутся вверх, поднявшись на носочки)
Побежим за кабачком
(бегут по кругу друг за другом)
И поскачем по дорожке,
Как зеленые горошки.
(скачут по кругу друг за другом)
Игра на различение и дифференциацию слогов.
Осень : Оставайтесь в кружке. Я буду кидать вам мяч и называть слог, а каждый из вас должен назвать мне слово, которое заканчивается на этот слог.
Ла - ла - свекла
Ук - ук – лук
Ок – ок – чеснок
Ва – ва – слива
Син – син - апельсин
Рин – рин – мандарин
Ор – ор - помидор
Та – та – капуста
Ша – ша- груша
Ан- ан- банан
Ец –ец – огурец
Итог занятия.
Осень : Молодцы, дети, вы правильно справились со всеми моими заданиями. Я вижу, что вы хорошие дети: помогли лисичке угостить ее друзей, дружно играете, ну а теперь пора мне уходить.
Воспитатель: Осень, а ты не забыла показать, что у тебя в корзинке? Ребята ведь правильно все сделали
Осень : Ах, да! У меня ведь здесь подарки для детей, но чтоб их получить, нужно отгадать мою загадку:
Стоят Ермачки,
Красные колпачки.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон им отдает.
Дети: Грибы.
В конце занятия осень раздает детям, лисе и гостям печенье – грибочки.