Анастасия Гарнатка
«Посиделки в русской избе». Развлечение для детей ЗПР от 4 до 5 лет в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение «Посиделки в русской избе»
Програмное содержание :
• познакомить с историей и традициями русского народа;
• научить понимать обряды и обычаи;
• формировать интерес и уважение к традициям на Руси;
• активизировать интерес к истокам и историям своего народа;
• воспитывать нравственные качества личности.
Материал и оборудование:
• русская изба : русская печь, столы, скамейки, прялка;
Публикация «„Посиделки в русской избе“, Развлечение для детей ЗПР от 4 до 5 лет в рамках реализации программы „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Посиделки
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Русская изба
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
• для украшения избы: рушники, полотенца, салфетки, коврики; для "работы;
Ход мероприятия
Хозяюшки в русском костюме сидят в избе :
Хозяюшка 1 : Светит, светит месяц
Высоко, не низко.
Где же гости дорогие
Далеко ли? Близко?
Хозяюшка 2: Красны девицы
Да добры молодцы
Поскорее наряжайтесь
Да на посиделки собирайтесь!
Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах или платках :
Дети: Здравствуй, хозяюшка.
Хозяюшка:
Здравствуйте, гости, дорогие.
Давно вас поджидаю.
Милости прошу, садитесь.
Дети рассаживаются на скамейках, а хозяюшка ведет рассказ:
- В старые времена был такой обычай у русских людей : как заканчивались полевые работы,- собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали- коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице "от скуки бери дело в руки". Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто сарафан шьет. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Весело было! То песню запоют, то шуткой перебросятся.
ЧАСТУШКИ
Ребенок:
Жива традиция, жива
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова из прошлого, из нашего.
Ребенок:
Отдых - это не безделье,
Время игр, новостей,
Начинаем посиделки
Для друзей и для гостей.
Ребенок:
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
Ребенок:
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Хозяюшка: Ну что ж, девицы - красавицы да добры молодцы, я вам предлагаю завести хоровод.
Хоровод "Золотые ворота ". Дети занимают свои места.
Хозяюшка: На посиделках не только пели и плясали, но и загадки загадывали. (дети отгадывают загадки и объясняют назначение предмета; ответ высвечивается на мультимедиа).
1. Стоит жилище,
Деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это русская (изба)
2. Очень чёрная нога, возле печки… (Кочерга)
3. Книзу узок, верх широк. Не кастрюля … (Чугунок)
4. Чугунок он обнимает
И из печки вынимает.
А потом он встанет в строй
По соседству с кочергой (ухват)
Колыбель в избе висит
5. В ней младенец крепко спит (люлька)
Хозяюшка: Молодцы! Все загадки отгадали. А какие еще предметы русской избы вы знаете? (печь, прялка, рушник)
Хозяюшка: А еще в каждой избе был оберег от злых духов. (показ слайда)
Люди с давних времен верили, что обереги охраняют их от болезней, хищных зверей, стихийных бедствий и всего плохого. В наше время обереги не менее популярны. Можно, конечно, оберег и купить готовый, но лучше сделать его своими руками.
Сегодня нам предстоит сделать оберег – подкову (показ). Подкова вешается в дом на счастье. Причем, если повесить подкову над дверями концами вверх, она будет служить оберегом дома, если концами вниз привлекает в дом благополучие.
Прежде чем начать работу мы ознакомимся с правилами:
1) Нельзя делать оберег для себя, но можно для любого близкого человека. Более того – обереги, которые изготовлены кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми считаются самыми сильными.
2) Нельзя заставлять или вынуждать кого-либо делать оберег. Изготовление оберега возможно только на добровольных условиях.
Подкову можно украсить различными элементами, которые имеют свое символическое значение:
• горох, фасоль - богатство и изобилие в доме
• тыква, семена тыквы – символ плодородия, женского начала
• крупа – мир, лад в доме, желая этого, молодых осыпали крупой
• семечки, подсолнух - семейное счастье, гостеприимство
• мак- исполнение желаний;
• пшено - от сглаза;
• гречка- плодородие и достаток. (в этот момент ставятся столы с материалами для рукоделия)
Пройдите за столы. Перед вами на столах лежат подковы их нужно украсить. Сперва выкладываем узор из семян на подкове, затем аккуратно приклеиваем.
А сначала.
Пальчиковая гимнастика.
А теперь приступаем к работе. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (Дети самостоятельно выполняют работу, Хозяюшка помогает, звучит русская народная песня)
Все справились? У всех обереги получились? (да) Замечательно. Потрудились на славу.
Русский народ умел не только хорошо трудиться, но и отдыхать весело.
Давайте и мы с вами отдохнём, как встарь отдыхали!
Хотите поиграть? (слайд)
Игра с лентой
(Мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Вышел (имя) погулять
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись,
(Мальчик кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Мальчик: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.
Игра повторяется 2 раза.
Народная игра «У Маланьи у старушки» аудиозапись
Рефлексия: Для чего люди использовали подкову?
• Как можно повесить подкову?
• Кому бы ты хотел подарить подкову?
• А из чего бы ты хотел еще сделать подкову?
• Что тебе сегодня понравилось?
Хозяюшка: Пришла пора прощаться.