Светлана Рычкова
Открытое занятие для подготовительной группы «Веселая филимоновская игрушка»
Комплексное открытое занятие для детей подготовительной группы.
Тема: «Веселая филимоновская игрушка»
Вид деятельности: продуктивная, познавательная.
Форма проведения: подгрупповая.
Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».
Задачи:
Публикация «Открытое занятие для подготовительной группы „Веселая филимоновская игрушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
«Социально коммуникативное развитие» формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
«Познавательное развитие»
Расширять представления детей в части декоративно-прикладного искусства.
«Речевое развитие»
Развивать связность и выразительность речи.
«Художественно-эстетическое развитие»
• Закрепить знания о филимоновской игрушке, ее характерных особенностях (история возникновения, цвета, элементы, через дидактическую игру;
• учить самостоятельно составлять узор по мотивам филимоновской росписи на новых по форме изделия (птицы-свистульки, используя знания, умения и опыт, полученные на предыдущих занятиях;
• согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей (голова, хвост);
• закреплять технические навыки рисования элементов росписи;
• воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
• расширять чувственно-эстетический опыт путем создания ассоциативных связей между сходными образами в различных видах искусства (музыка, поэзия, ритмопластика);
• прививать любовь к русской народной музыке.
«Физическое развитие»
Закреплять у детей умение передавать в действии выразительность образа.
Предварительная работа: Лепка филимоновских свистулек; знакомство с росписью филимоновских игрушек и повторение истории их происхождения; роспись контурных рисунков; игра с элементом театрализации; разучивание стихотворений.
Материал: Поделки из глины (птицы-свистульки, гуашь, кисти, вода; электронное письмо для детей, посылка, электронная дидактическая игра «Волшебный сундучок», электронная гимнастика для глаз.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель. Ребята, на наш адрес пришло звуковое письмо от филимоновских мастеров. Кто такие филимоновские мастера?
Дети. Это люди, которые изготавливают филимоновские игрушки.
Воспитатель. А где живут эти мастера?
Дети. В деревне Филимоново Тульской области.
Воспитатель. Правильно. Давайте послушаем письмо:
(Показ презентации)
«Здравствуйте, ребята!
Пишут вам народные умельцы из деревни Филимоново. С давних времен в нашей деревне многие поколения мастеров делают красивые глиняные игрушки, потом их расписывают яркими красками. Деревня наша называется Филимоново потому, что основателем был гончар Филимон (отсюда и Филимоново). Делали из филимоновской глины разные посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. Скоро в нашей деревне праздник, а у нас случилось несчастье: злой волшебник украл все игрушки-свистульки и краски, теперь мы остались без работы. Слышали мы, что вы тоже умеете делать такие игрушки. Помогите нам, пожалуйста, победить злого волшебника и вовремя начать праздник. Вышлите нам готовые свистульки».
Воспитатель. Ребята, мы недавно как раз делали с вами свистульки. Давайте их распишем и отправим филимоновским мастерам. Но прежде предлагаю вспомнить характерные особенности филимоновской игрушки: (проводится дидактическая игра «Волшебный сундучок» в электронном варианте)
1. Почему все звери схожи с жирафами и зебрами? (потому что глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры)
2. Какого цвета краски использованы в росписи? (белое сочетается с малиновым, зеленым (реже синим, лимонно-желтым)
3. Какой орнамент используется в филимоновской росписи? (штрихи, веточки, звездочки, овальные листики, пятна, полоски)
4. Как расписываются животные и птицы? (поперек туловища и шеи идут разноцветные полосы, они чередуются, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным цветом)
Воспитатель. Молодцы! Сейчас мы приготовим наши руки к работе.
(Проводится физкультминутка):
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте
Финиш – метров через двести!
Раз - два! Раз – два! Раз - два(3 раза)
Хватит – хватит, прибежали.
Потянулись, подышали!
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь
Выдох – вдох, выдох – вдох.
или
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать.
Руки поднимать, руки опускать.
Руки поднимать, руки опускать.
Приседать и вставать.
Приседать и вставать.
Прыгать и скакать.
Прыгать и скакать.
Воспитатель.
Ребята, а теперь возьмите свои заготовки.
Ребенок:
Нас слепили мастера.
Нас раскрашивать пора!
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у них видны.
Воспитатель.
За такими мастерами
Вряд ли кто угонится!
Оттого-то вместе с нами
Всем работать хочется!
(После этого дети садятся на места и под музыку работают. В середине практической деятельности провести электронную гимнастику для глаз).
Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас подойти ко мне с готовыми работами.
Что нам дома сидеть!
Вышли петь и плясать.
На других поглядеть
И себя показать!
Очень красивые и нарядные игрушки у вас получились!
Ребенок:
И узор из кругов и линий
Обегает подола край.
Желтый, красный, порою синий
В руки взяв, смотри и играй.
Воспитатель. Давайте представим себе, как встретились две птицы и стали похваляться своими узорами. Кто хочет разыграть такую сценку?
(Двое детей по очереди рассказывают, какой узор на теле своей игрушки)
Воспитатель. Ну, что ж ребята, пора игрушки собирать в посылку. Я уверена, что мы победили злого волшебника и в деревне Филимоново обязательно наступит праздник! Спасибо вам за помощь!