Получи документы

Конспект открытого занятия «Чтение былины»

Коростелева Светлана
Конспект открытого занятия «Чтение былины»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 6 лет на тему «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель:

Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Задачи:

Публикация «Конспект открытого занятия „Чтение былины“» размещена в разделах

- Дать представление о былинах, их происхождении, содержании, расширить представления детей о былинном образе богатыря Ильи Муромца; закрепить знания детей о военных доспехах и вооружении русских воинов;

- формировать художественно-речевые навыки, обогащать и активизировать словарь детей, побуждать к высказыванию своих мыслей полными предложениями ;

- воспитывать любовь к родному языку и Родине, уважение к её защитникам;

Материалы: оборудование (ИКТ, презентация, карточки с изображением военных доспехов и оружия

Ход

Воспитатель (переодетый в русский народный костюм) выходит из-за занавеса и обращается к детям: «Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. Ребята. Встаньте в руг, поздоровайтесь с гостями, друг с другом, да по доброму.

- Скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами живём?

Давным-давно наша страна называлась не Россия, а как, ребята?

Слайд

Воспитатель: «Ребята, хотите отправиться в путешествие в далекие-далекие времена»?

«Чтобы отправиться в далекие времена нужно отгадать загадки, слушайте загадки и отгадывайте»

(Дети загадывают поочерёдно, на экране появляются картинки-отгадки)

Слайд

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Слайд

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Слайд

Оружие — это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Слайд

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Слайд

Воспитатель обращает внимание детей на экран…

-Как можно одной фразой сказать, что это? (военные доспехи и оружие)

-Ребята, кому принадлежат эти предметы?

-Как вы думаете, о чём и о ком же мы будем сегодня говорить?

-В давние – давние времена, еще в древней Руси стояли на страже нашей Родины очень сильные люди – КТО? богатыри.

-Ребята, а каких богатырей вы знаете?

-Какими качествами должны обладать герои, воины, богатыри?

-Богатыри существовали очень давно, как же мы узнали об их подвигах?»

- Сегодня я хочу познакомить вас ещё с жанром устного народного творчества. Это былины. Давайте вместе повторим это слово.

Былины – это особые песни-сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Слово «былина» происходит от слова «быль» - правда, в этих старинных песнях поется о том, что было на самом деле. Но все-таки ребята, в них есть народный вымысел.

Исполнялись былины под звучание вот таких музыкальных инструментов. Это гусли. Послушайте. Как они звучат.

Слайд

О былинном герое Илье Муромце сложено много былин, с одной из них мы сегодня познакомимся.

Былина называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Слушайте внимательно, после мы с вами побеседуем. Обратите внимание на то, какими интересными словами, совсем не похожими на нашу современную речь.

Чтение былины.

Воспитатель:

Как называется былина?

Кто главный герой былины?

Из какого города выезжал и куда держал путь добрый молодец?

У какого города Илья встретил силушки темным-темно?

Как ему удалось побить силушку великую?

Как называется местечко, где произошла встреча Ильи Муромца и Соловья Разбойника?

Что происходило вокруг от посвиста соловьиного, покрика звериного?

Чем закончилась встреча с Соловьём разбойником?

Благодаря каким качествам Илья Муромец смог одолеть злодея?

Какие слова для вас были новыми? После занятия мы с вами раскроем суть этих слов

ФИЗМИНУТКА

Давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые и отважные богатыри.

Дружно встанем раз-два-три

(Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам приставим,

(Руку правую подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим, (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво. (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Наклонились влево - вправо (Руки на поясе, наклоны влево – вправо)

Получается на славу! (Руки вверх)

Ребята, а как вы думаете, что необходимо богатырю для защиты земли русской. (Военные доспехи, оружие, средство передвижения). Верно, давайте поиграем и соберем богатыря в дорогу.

Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»

Для этого вам надо разделиться на две команды, одна команда мальчиков «Добры молодцы», другая – команда девочек «Красны-девицы».

Из всех предложенных вам картинок нужно выбрать все, что может пригодиться богатырю в бою и объяснить свой выбор.

(Дети из разных команд поочерёдно называют выбранные предметы, называя, что это и для чего используется)

Команды обмениваются карточками, проверяют правильность выполнения задания друг другом.

Затем вместе с воспитателем обсуждают, какие картинки были лишними и почему.

Посмотрите, ребята, известных вам богатырей изобразил на своей картине русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он писал ее 20 лет! Кто вспомнит, как эта картина называется? («Богатыри»).

Кто хочет рассказать нам о картине? О богатырях?

Рассказ ребёнка о богатырях.

Три богатыря гордо стоят у заставы богатырской. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Он сильный и могучий. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Щит у Добрыни камнями украшен, меч у него булатный. Третий богатырь Алеша Попович. Он тоже храбрый и смелый воин.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Есть пословицы и поговорки о смелости, отваге. Давайте вспомним их.

Сам погибай, а товарища выручай.

Жить - Родине служить.

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

«Ну что, путешествие наше закончилось». (проходим на стульчики)

- Кто защищал Русь в древние времена?

- А кто защищает нас и нашу Родину в настоящее время?

- Как вы поняли, что такое былина?

- О чём в них рассказывается?

- Что в них особенного?

- С какой былиной мы сегодня познакомились?

-А вы хотите быть такими же сильными, как Илья Муромец и защищать нашу Родину? Что нужно для этого делать?

Самое важное быть добрым, ведь недаром в былинах говорится «Добро побеждает зло». Помните об этом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» в средней группе с ОВЗКонспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» в средней группе с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.

Конспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Заяц-хвастун» в средней группе для детей с ОВЗКонспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Заяц-хвастун» в средней группе для детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: продолжать развивать интерес детей к художественной.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода»Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия «Чтение потешки «Сорока-белобока» в ясельной группе Цель: вызвать у детей радость от слушания потешки, способствовать упрочению дружеской связи с ребенком и развить доверие. Воспитатель одевает.

Конспект занятия «Чтение стихотворения А. Барто «Милочка-копилочка» (старшая группа)Конспект занятия «Чтение стихотворения А. Барто «Милочка-копилочка» (старшая группа) Цель: обогащение социально-коммуникативного опыта детей в процессе ознакомления с творчеством А. Барто. Задачи: - продолжить знакомство.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Д]-[Д’], [Т-[Т’]. Чтение слогов, предложений» для старшей группыКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Д]-[Д’], [Т-[Т’]. Чтение слогов, предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками Д-Т.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол»Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» Цель: воспитывать у детей желание и умение слушать чтение, договаривать отдельные слова и фразы, вызвать стремление бережно относиться к.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Чтение былины»
Опубликовано: 6 ноября 2022 в 15:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия «Чтение былины»» (включая файлы) размещена пользователем Коростелева Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД