Коростелева Светлана
Конспект открытого занятия «Чтение былины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 6 лет на тему «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель:
Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия „Чтение былины“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Дать представление о былинах, их происхождении, содержании, расширить представления детей о былинном образе богатыря Ильи Муромца; закрепить знания детей о военных доспехах и вооружении русских воинов;
- формировать художественно-речевые навыки, обогащать и активизировать словарь детей, побуждать к высказыванию своих мыслей полными предложениями ;
- воспитывать любовь к родному языку и Родине, уважение к её защитникам;
Материалы: оборудование (ИКТ, презентация, карточки с изображением военных доспехов и оружия
Ход
Воспитатель (переодетый в русский народный костюм) выходит из-за занавеса и обращается к детям: «Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. Ребята. Встаньте в руг, поздоровайтесь с гостями, друг с другом, да по доброму.
- Скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами живём?
Давным-давно наша страна называлась не Россия, а как, ребята?
Слайд
Воспитатель: «Ребята, хотите отправиться в путешествие в далекие-далекие времена»?
«Чтобы отправиться в далекие времена нужно отгадать загадки, слушайте загадки и отгадывайте»
(Дети загадывают поочерёдно, на экране появляются картинки-отгадки)
Слайд
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Слайд
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Слайд
Оружие — это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Слайд
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Слайд
Воспитатель обращает внимание детей на экран…
-Как можно одной фразой сказать, что это? (военные доспехи и оружие)
-Ребята, кому принадлежат эти предметы?
-Как вы думаете, о чём и о ком же мы будем сегодня говорить?
-В давние – давние времена, еще в древней Руси стояли на страже нашей Родины очень сильные люди – КТО? богатыри.
-Ребята, а каких богатырей вы знаете?
-Какими качествами должны обладать герои, воины, богатыри?
-Богатыри существовали очень давно, как же мы узнали об их подвигах?»
- Сегодня я хочу познакомить вас ещё с жанром устного народного творчества. Это былины. Давайте вместе повторим это слово.
Былины – это особые песни-сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Слово «былина» происходит от слова «быль» - правда, в этих старинных песнях поется о том, что было на самом деле. Но все-таки ребята, в них есть народный вымысел.
Исполнялись былины под звучание вот таких музыкальных инструментов. Это гусли. Послушайте. Как они звучат.
Слайд
О былинном герое Илье Муромце сложено много былин, с одной из них мы сегодня познакомимся.
Былина называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Слушайте внимательно, после мы с вами побеседуем. Обратите внимание на то, какими интересными словами, совсем не похожими на нашу современную речь.
Чтение былины.
Воспитатель:
Как называется былина?
Кто главный герой былины?
Из какого города выезжал и куда держал путь добрый молодец?
У какого города Илья встретил силушки темным-темно?
Как ему удалось побить силушку великую?
Как называется местечко, где произошла встреча Ильи Муромца и Соловья Разбойника?
Что происходило вокруг от посвиста соловьиного, покрика звериного?
Чем закончилась встреча с Соловьём разбойником?
Благодаря каким качествам Илья Муромец смог одолеть злодея?
Какие слова для вас были новыми? После занятия мы с вами раскроем суть этих слов
ФИЗМИНУТКА
Давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые и отважные богатыри.
Дружно встанем раз-два-три
(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам приставим,
(Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим, (Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво. (Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево - вправо (Руки на поясе, наклоны влево – вправо)
Получается на славу! (Руки вверх)
Ребята, а как вы думаете, что необходимо богатырю для защиты земли русской. (Военные доспехи, оружие, средство передвижения). Верно, давайте поиграем и соберем богатыря в дорогу.
Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»
Для этого вам надо разделиться на две команды, одна команда мальчиков «Добры молодцы», другая – команда девочек «Красны-девицы».
Из всех предложенных вам картинок нужно выбрать все, что может пригодиться богатырю в бою и объяснить свой выбор.
(Дети из разных команд поочерёдно называют выбранные предметы, называя, что это и для чего используется)
Команды обмениваются карточками, проверяют правильность выполнения задания друг другом.
Затем вместе с воспитателем обсуждают, какие картинки были лишними и почему.
Посмотрите, ребята, известных вам богатырей изобразил на своей картине русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он писал ее 20 лет! Кто вспомнит, как эта картина называется? («Богатыри»).
Кто хочет рассказать нам о картине? О богатырях?
Рассказ ребёнка о богатырях.
Три богатыря гордо стоят у заставы богатырской. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Он сильный и могучий. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Щит у Добрыни камнями украшен, меч у него булатный. Третий богатырь Алеша Попович. Он тоже храбрый и смелый воин.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
Есть пословицы и поговорки о смелости, отваге. Давайте вспомним их.
Сам погибай, а товарища выручай.
Жить - Родине служить.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
«Ну что, путешествие наше закончилось». (проходим на стульчики)
- Кто защищал Русь в древние времена?
- А кто защищает нас и нашу Родину в настоящее время?
- Как вы поняли, что такое былина?
- О чём в них рассказывается?
- Что в них особенного?
- С какой былиной мы сегодня познакомились?
-А вы хотите быть такими же сильными, как Илья Муромец и защищать нашу Родину? Что нужно для этого делать?
Самое важное быть добрым, ведь недаром в былинах говорится «Добро побеждает зло». Помните об этом.