Анастасия Мацура
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Волшебная книга Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Широкоярская средняя общеобразовательная школа структурное подразделение – детский сад»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
Тема: «Волшебная книга Осени»
Воспитатель: Мацура А. С.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Волшебная книга Осени“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книга. Конспекты занятий на тему книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени; уточнить представления детей об изменениях в не живой и живой природе осенью.
Задачи:
• Продолжить учить детей выделять характерные признаки трех основных месяцев : сентября, октября и ноября.
• Развивать речь детей, память, внимание, умение классифицировать, сравнивать, обобщать.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование:
Книги, муляжи овощей, шапочки животных, картинки птиц, картинки грибов, осеннее дерево, осенние листья, игрушка белка, корзинки, магнитофон и аудиокассеты, магнитная доска.
Вхождение в занятие (сюрпризный момент)
Захожу в группу с конвертом в руках.
-Здравствуйте дети! Меня зовут А. С., я принесла вам необычное письмо.
- Давайте вместе посмотрим, что в конверте. (Достаю кассету)
- Дети- это звуковое письмо.
- Хотите знать от кого оно?
- Давайте послушаем (включаю кассету)
-Содержание звукового письма:
-Здравствуйте, ребята! Наверно вы удивились, получив такое необычное письмо, и не знаете от кого оно. Слушайте загадку и тогда вы сразу догадаетесь.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я….
Правильно, я – Осень.
Вы вновь удивлены? Уже пришла зима, а звуковое письмо от осени. Все правильно, просто мне очень жаль, что я не успела с вами попрощаться и услышать, что вы обо мне знаете и помните. По осенним листьям в группу идите, там мой сюрприз найдите. Удачи вам друзья!
- Ребята, хотите узнать, какой сюрприз приготовила нам осень?
- Давайте, пойдем и посмотрим. (Дети и воспитатель заходят под музыку в группу и видят большую книгу)
Основная часть.
- Воспитатель читает:
Волшебная книга Осени.
Чтобы книгу волшебную прочитать приметы осенние надо назвать. (Называют приметы)
- Кто ребята назовет первую примету?
- Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше).
- А какое небо осенью? (хмурое, серое, пасмурное).
- Что происходит осенью с деревьями и кустарниками? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые).
- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (листопад).
Листья кружатся, летят, что же это?.
- Молодцы! Вы много примет назвали.
- Волшебная книга открывается. (мнемотаблица приметы осени)
1 Страница.
Сентябрь
Вот и осень к нам пришла,
Листья пожелтели.
И в далекие края
Птицы улетели.
Грустно стало на дворе,
Солнышко не греет.
Только дождик целый день
Сеет всё и сеет.
Лишь рябина красная стоит, не унывает.
Осень она празднует, бусы одевает.
- Вам понравилось стихотворение?
- Попробуйте повторить стихотворение со мной, что бы лучше запомнить осенние приметы (повторяют).
- Помогли вам картинки- подсказки?
- У осени ребята есть три помощника, вы все конечно их знаете. Это три осенних месяца. Назовите их, пожалуйста. (сентябрь, октябрь, ноябрь). Правильно назвали.
- Первый месяц-сентябрь. Открываю 2 страницу.
-А кто из вас знает, как по-другому называли сентябрь?
- Сентябрь – «рябинник».
- Как вы думаете, почему его назвали «рябинником»? (в сентябре созревают ягоды рябины).
- Правильно.
- А еще в сентябре в лесу созревают ягоды клюква и брусника.
Вот сколько ягод можно собрать в лесу.
- А что ещё в сентябре можно собрать в лесу? (грибы, орехи).
- На полянку пойдем, грибы найдем.
Загадываю детям загадки
Стоит гриб Ивашка - белая рубашка,
А шляпка надета – шоколадного цвета.
(Белый гриб)
Шляпка красная, в горошке
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид
Он опасен, ядовит.
(Мухомор)
Возле пней и на лужайке
Мы всегда гуляем стайкой.
Очень дружные ребята
Называют нас…
(Опята)
Грибы похожи на опят,
Но спрятан в них опасный яд.
Беру сама.
Угадать совсем не сложно
То что он опё нок ложный:
Он окрашен в яркий цвет
На ноге бахромки нет,
Нет чешуек на берете,
Вы его не рвите, дети!
Ставлю на место.
- Все загадки отгадали.
- Всё хорошо запомнили? Съедобные грибы от ядовитых отличите?
- Давайте съедобные грибы соберём и белочке отнесём.
- Урожай, ребята, не только в лесу собирают.
- Вы собирали урожай?
-А где? (в садах, огородах).
Сентябрь уборкою велик,
Отдыхать не велит.
Ну-ка, маленький народ, -
Пойдем на огород.
-Что видите на грядке в нашем огороде? (Овощи)
-Давайте поиграем в игру: «Вершки и корешки»
Вершками будем называть съедобный плод на стебле, а корешками съедобный корень.
-Возьмите с грядки по одному овощу.
Две корзины
-Будьте внимательны! (в эту корзинку несем корешки, а во вторую вершки)
- А теперь пойдем к волшебной книге и проверим (если дети ошиблись, уточнить и исправить)
-Вот какой у нас богатый сентябрь- «Рябинник», а еще его называют месяцем «Птичьих стай»
Курлыканье журавлей (Магнитофон)
-Птицы улетают.
- Как называются птицы улетающие в теплые края? (перелетные)
- Ребята посмотрите как много птиц, если среди них перелетные? (грач, скворец, чиж, гуси, утки, журавль, ласточка, цапля, кукушка)
- Возьмите одну перелетную птицу.
- Давайте их поместим под солнышко.
- А почему эти птицы остались? (они зимуют рядом с человеком)
-Как называются птицы, которые не улетают в теплые края?
- Давайте зимующих птиц поместим под снежинку.
- Птиц проводили. Пора книгу дальше читать.
Октябрь
- Назовите второй осенний месяц. (октябрь)
- Второй помощник осени, месяц октябрь.
- Кто-нибудь ребята, знает другое название этого месяца?
В народном календаре его называли – «листопадник».
-Как вы думаете почему его так называли? (с деревьев опадали листья)
Октябрь. Погода развлекается:
С утра нам солнце улыбается,
А днем затянут небо тучи,
И льет холодный дождь колючий.
Внезапно ветер налетает,
С деревьев листья обрывает,
И над землею шлейфом ярким.
Кружит их по алеем парков.
Давайте с последними осенними листочками поиграем.
Разбрасываю листья
Листву ребята собирайте
Игру со мною начинайте.
Музыка Динамическая пауза.
Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят
Листья опять закружится хотят.
Кружусь к книге
С ветерком мы закружились
Под деревья опустились.
- Ребята скажите с каких деревьев листья собирали? (рябина, береза, клен) Правильно назвали, молодцы!
- Каждый лист ложится под свое дерево
- Страницу открываем, что нас ждет узнаем.
Ноябрь
Последний месяц осени- ноябрь.
- В народном календаре ноябрь называли «Полузимник»
- Почему как вы думаете? (снег лежит на земле, но еще не зима)
Открываю страницу
-Ребята, внимание, для вас в волшебной книге новое задание.
- Назовите зверей которых спрятала Осень.
-Каких животных вы видите? (медведь, белка, заяц, еж)
- Вокруг повернись и в зверей превратись Раздаю шапочки
- Расскажите, мне звери лесные, как вы к зиме приготовились?
- Слушайте внимательно, сейчас узнаем, кто первый расскажет.
Выход детей в шапочках животных сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит.
- зайцы (шубки поменяли) Для чего? Чем питаются?
-медведи (все лето ягоду, коренья, рыбу ели, жир запасали, берлогу готовили)
- белки (шубку поменяли рыжую на серую, орешки, желуди в дупло положили, грибы, ягоды на ветки повесили)
-ежи (Зачем еж несет листья на колючках?) (выстилать норку, готовиться к спячке)
- Молодцы звери, хорошо к зиме подготовились.
- Вокруг повернись и в детей превратись.
Забрать шапочки
- В волшебной книге есть дневник наблюдений за погодой.
- Давайте с вами вспомним какая погода была осенью.
- А помогут нам картинки в волшебной книге.
- По одному выходите, картинку найдите. (дети объясняют свой выбор)
- Молодцы справились.
- Погода осенью была разная, веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Но мы все очень любим осень, правда ребята?
Итог занятия
Закрываю книгу.
Всю волшебную книгу мы с вами прочитали, Осень вам в подарок оставила еще одну книгу, но страницы в ней не заполнены. Живут на страницах этой книги только ее помощники : 1 месяц-сентябрь, как его в народе называли? (рябинник, 2 месяц – октябрь (листопадник, 3 месяц –ноябрь (полузимник)
-Сумеете ли вы оживить книгу и сделать ее волшебной как у осени? (Да)
-Тогда давайте вспомним, что может быть на этих страницах?
-Что вы поместите на этих страницах?
- Иди (Имя ребенка) держи ладошки, скажи что бы ты поместил?
-Мы не чего не забыли? Все высказались?
Осень дарит вам эту книгу, теперь она ваша. Заполняйте ее, покажите и расскажите другим ребятам, станьте такими же волшебниками как она. Пора ребята прощаться. До свидания!
Дети выходят под музыку.