Капшурова Татьяна
Открытое творческое занятие театрального кружка «В гостях у кошек и мышек»
▼ Скачать + Заказать документы
СОГБУ «Демидовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Исток»
Открытое занятие
Театральные этюды
«Кошки-мышки»
Подготовила и провела
Воспитатель: Капшурова Т. Н.
Март 2020
Пояснительная записка
Публикация «Открытое творческое занятие театрального кружка „В гостях у кошек и мышек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Мышь. Все о мышках для детей
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
На занятии раскрывается понятие «Театральные этюды», их значение и важность в развитии детей. Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств. В игровой ситуации воспитанники легко принимают эти условия и начинают действовать в вымышленной ситуации.
Данное занятие имеет этапы : организационный момент, разминка, теоретическая часть, практическая часть, заключительная часть. Их последовательность обеспечивает целостность занятия. Работа начинается с разминки: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на дикцию и произношение.
Главным этапом занятия является «Театральные этюды». На данном занятии предлагается ряд практических заданий по направлениям: этюды и упражнения на проявление эмоций, на основе литературных произведений, на определенное заданное событие.
Сначала простые доступные этюды, затем более сложные. В процессе работы будут проходить обсуждения увиденного. В процессе занятия воспитанники будут учиться дисциплине, уважительному отношению друг к другу, терпению и трудолюбию.
Методическая цель: продемонстрировать технологию театральной игры.
Цель: продолжить знакомство воспитанников с видами театральных этюдов.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;
2. Познакомить с новыми видами театральных этюдов;
Воспитательные:
1. Создать атмосферу открытости и доверия;
2. Мотивировать к занятиям театральным творчеством;
3. Сформировать потребность в творческом росте, саморазвитии.
Развивающие:
1. Снять мышечные и психологические зажимы;
2. Создать условия для развития самостоятельной деятельности: импровизации, фантазии, внимания, чувства ритма посредством творческих заданий (создания образов, этюдов);
3. Закрепить навыки умения взаимодействовать с партнером, навыки работы в коллективе.
Методы обучения: Словесный метод, метод практической работы, метод получения новых знаний, метод театральной игры.
Форма организации: творческое занятие
Участники: воспитанники группы «Радуга»
Количество: 7 человек
Время проведения: 45 минут
Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийная презентация, иллюстрации с изображением животных, выставка книг о животных, подборка музыкальных фрагментов к этюдам, наглядный материал «Колобки» -эмоции.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
2. Разминка.
II. Основная часть.
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
III.Заключительная часть
1. Подведение итогов.
2. Рефлексия.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие театрального кружка : необычное тем, что на нем присутствуют гости. Занятие называется «Кошки-мышки». Сегодня вас ждет много интересного и необычного. А что необычного, вы узнаете немного позже.
Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами, как это принято у настоящих актеров в театре. (Дети хлопают) Молодцы.
Для начала я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли сегодня на занятие. Прислушайтесь к себе, какую эмоцию вы испытываете на данный момент. Оставьте свой «Автограф» в виде ладошки на нашем плакате. Педагог делает вывод: с каким настроение дети пришли на занятие.
2. Разминка
(слайд 1)
Начинаем наше занятие с дыхательной разминки. Напоминаю, что мы стараемся дышать диафрагмой, а не грудью.
а) Дыхательная и речевая разминка.
Цель: Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
Упражнение «Аромат». Представьте, что вы очутились в стране волшебных цветов. Вспомните свой любимый запах. Представьте, что вы вдыхаете этот аромат через нос, а выдыхать будете тонкой струйкой на свою ладошку. Чувствуете, как тепло льется на ладошку?
Упражнение «Комарик». Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.
б) Артикуляционная гимнастика в стихах.
Цель: подготовить речевой аппарат для дальнейшей работы.
Вот зарядка язычка:
- Влево, вправо, раз, два.
- Вверх, вниз, вверх, вниз,
- Язычок, не ленись!
- Губы, просыпайтесь,
- Ротик, открывайся!
- Язычок, покажись
- И зубов не страшись!
- А зубы-то, а зубы кусают даже губы.
- Кусаются, кусаются и не унимаются.
- А губы то хохочут, то сильно обижаются,
- То весело хохочут, то снова обижаются.
- Зубам надоело кусать – стали язык жевать.
- Язычок - не лист капустный,
он совсем, совсем не вкусный.
- Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь.
- Не сердитесь, не кусайтесь, вместе с нами улыбайтесь!
в) Разминка для всего тела.
Упражнения для снятия мышечных зажимов : танец «Арам-зам-зам».
г)Дикционное упражнение, упражнение на силу голоса
на основе скороговорки: «Хороши у бабушки пышки и оладушки».
II. Основная часть
1. Теоретическая часть.
Цель: мотивирование воспитанников к изучению нового материала (слайд 2-3)
-Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с театральными терминами. Для того, чтобы узнать какое слово у меня загадано, попробуйте разгадать загадки.
1) Гудит, шумит и воет,
Лопатой землю роет. (Экскаватор)
2) Есть у нас в квартире
Волшебное окно,
Что происходит в мире,
Покажет нам оно. (Телевизор)
3) Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться снова
Целый день. (Юла)
4) Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь — я рада стуку.
Но одного я не прощу —
Коль не подашь мне руку. (Дверь)
- Посмотрите внимательно на эти слова. И попробуйте составить слово из первых букв каждого слова.
Итак, ребята правильно вы отгадали-это этюд. Сегодня мы будем с вами разыгрывать театральные этюды. Это очень непростая, но удивительно интересная тема.
Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах? Ответы детей.
Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене. (слайд 4)
Вопрос: чем отличается этюд от упражнения? Ответы детей.
Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.
Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. (слайд 5)
Театральные этюды имеют свои правила и композицию. (слайд 6)
Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом и условиями);
2. События;
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Вопрос: Какие этюды мы с вами уже выполняли? Ответы детей:
- пластические,
- на память физических действий.
На самом деле очень много видов этюдов. Сегодня мы познакомимся с новыми видами (слайд7)
• этюды на проявление эмоций;
• этюды на основе литературного произведения;
• этюды на определенное заданное событие;
Обратите внимание на нашу книжную выставку. Каких животных вы видите? (Ответы детей).
У всех животных свой характер, свои повадки. Ребята, скажите, у кого дома есть кошки, мышки, хомяки? Значит, вы не понаслышке знаете, как ведут себя ваши питомцы. Тем лучше, потому что познакомиться с новыми видами этюдов и разобраться во всех премудростях нам сегодня помогут кошки и мышки. Итак, начинаем (слайд 8)
2. Часть практическая
1) «У норки полевых мышек». (слайд 9)
Сейчас мы с вами будем выполнять этюд на проявление эмоций; для этого я приглашаю вас встать.
Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щёчку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают.
Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.
Сначала они удивились, потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех. С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись. И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи, в глазах опечаленный вечер.
И слёзы вот-вот побегут. Но тут лучик солнца украдкой,
По щёчке скользнул нежно-гладкой. И всё засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись. Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали: Ура! Ура!
(3 минуты)
Ребята, назовите какие эмоции, вы показали мимикой и жестом? (удивление, обида, печаль, радость).
Как вы понимаете, такое выражение «Как мышь на крупу, все надулись»? (это значит обидеться без причины). Представьте, что мышка обиделась на крупу, которую ест. Это глупо, правда? Так и вы иногда обижаетесь, а сами не знаете на что.
2) «В деревенской избе». (слайд 10)
Этюд на основе литературного произведения. Я прочитаю вам сказку «Кот и мыши», а ваша задача как можно точнее ближе к тексту разыграть предложенную историю (выбираем кота и мышей).
-Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко, настойчиво кушать просил,
Да чуть потише на печке храпел-
Вот Вам и все что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал,
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот: "Брысь!»
- И врассыпную они понеслись.
(А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что)
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом, чуть потише, смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся и громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.
Обсуждение выполненного этюда, что получилось, что не получилось, почему.
(10 минут)
3)Из избы мы не уходим, продолжаем все там же.
Следующий этюд на определенное заданное событие «Кот и мыши». (слайд 11)
Здесь задача мышей – съесть сметану. Для этого мыши идут на риск - им необходимо пройти мимо кота.
Я приглашаю 5 детей, один играет кота, остальные мышек.
Обсуждение сыгранного этюда.
(7 мин)
III.Заключительная часть
Подведение итогов.
Итак, мы познакомились на занятии с тремя новыми видами театральных этюдов. Какими?
• этюды на проявление эмоций;
• этюды на основе литературного произведения;
• этюды на определенное заданное событие;
(ответы детей)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Этюд- это маленькая история, разыгранная на сцене.
(индивидуальное и групповое проговаривание)
Вам понравилось разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что не вызвало трудности? (Ответы детей)
Рефлексия:
- Здорово, ребята вы большие молодцы. Совсем скоро мы с вами вновь вернемся к этюдам, на последующих занятиях, а сейчас я вас попрошу, как и в начале занятия оставить свои «автографы» в виде кошачьего следа на «Колобках» (с помощью наглядного материала «Колобки» - эмоции, «кошачья лапка»). Включить песенку «Кошки и мышки» Г. Гладкова.
Итог (слайд 12)
- Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось. «Театр – это улей. Одни пчёлы строят соты, другие собирают цвет, третьи воспитывают молодое поколение, – говорил К. С. Станиславский, – а у всех вместе получается чудесный ароматный продукт их работы – мед… Но для этого нужно постоянно, изо дня в день, много, упорно, а главное дружно работать…» Всего вам доброго!
Список литературы:
1. Алянский Ю. Л. «Азбука театра» М., Современник. 1998 г
2. Артемьева Л. В. «Театральные игры школьников» М., Просвещение,1991 г
3. Булатова О. С. «Педагогический артистизм» М., Академия, 2001 г
4. Енин А. В. «Учитель-актер» Воронеж, 1998 г
5. Ершов П. М. «Технология актерского искусства» М., ТОО «Горбунок», 1992г
6. Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 1982г
7. «Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 1989
8. Интернет-ресурсы:
• https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html
• https://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский портал «Солнышко»