Ольга Ефремова
Открытое НОД в средней группе «Путешествие Нолика в волшебную страну песка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ НОЛИКА В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ПЕСКА».
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно-экспериментальной деятельности с песком.
Задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
Публикация «Открытое НОД в средней группе „Путешествие Нолика в волшебную страну песка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
- знакомить детей со свойствами и видами песка : сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
- при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать простейшие выводы
- учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
-развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- развивать у детей речевую активность, обогащая словарь детей названиями свойств и видов песка (влажный, сухой, сыпется, движется);
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
- развивать творческую активность детей.
Воспитательные:
-воспитывать личностные качества - способность сопереживать, сочувствовать,
-воспитывать аккуратность в работе с песком; соблюдение правил техники безопасности;
-вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями;
-желание заниматься, умение доводить начатое дело до конца.
Материал и оборудование:
Пластиковые тарелки с сухим и сырым песком (на каждого ребёнка, тарелочки с кинетическим песком, пластиковые ложечки (на каждого ребенка, коктейльные трубочки (на каждого ребёнка, формочки, цветной песок в баночках, заготовки картинок с шаблонами условного знака фиксиков, влажные салфетки, клеёнки, сосуд или ёмкость с водой, гидрофобный песок, фартуки (на каждого ребенка, костюм Нолика, магнитофон, диск, один песочный стол, обработанный песок (просеян, промыт и прокалённый в духовке).
Предварительная работа:
Опыты и игры с песком в уголке «вода - песок», на участке детского сада, «Здравствуй песок!», «Песочный дождик!», «Забавные отпечатки!», «Узоры на песке!». Заучивание наизусть правил безопасного поведения во время игры с песком.
Чтение стихотворений С. Маршак «Желтая страница», В. Берестов «Песочница», загадывание загадок о песке. Ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», наблюдения и игры на прогулках.
Методы и приемы
Словесный, наглядный, практический, игровой.
Беседа, проблемная ситуация, игры с песком, опыты, динамическая пауза, пальчиковая игра, рисование песком.
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Ожидаемый результат
Умение выполнять действия с сухим и влажным песком. Проявление у детей контроля за своими действиями. Проявление интереса к результату деятельности и чувства удовлетворенности от деятельности.
Развитие умственных способностей, проявляющихся в умении делать предположения, выводы.
Ход НОД
Воспитатель: Дети посмотрите, к нам сегодня пришло много гостей, давайте поздороваемся с гостями.
Дети: (Здороваются с гостями)
Организационный момент:
Дети встают полукругом около воспитателя.
С добрым утром! С новым днем!
С новым солнцем за окном!
Хорошо когда мы вместе! Все на месте? Все ли тут?
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись!
Воспитатель обращает внимание детей на шум, который слышится за дверью.
Открывается дверь из-за неё выглядывает Нолик.
Нолик : Интересно где это я? Куда я попал?
Воспитатель: Это детский сад, группа «Любознайки».
Нолик : Ну тогда я правильно попал.
Нолик заходит в группу, держит в руке ведёрко с песком.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете Кто это?
(Ответы детей)
(если дети не называют, то воспитатель читает загадку)
Симка в школе не ленится,
Все узнать она стремится.
Симка учится без двоек.
Совсем другое дело… (Нолик)
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с Ноликом, Здравствуй Нолик!
Нолик : Здравствуйте!
Воспитатель: Нолик, что ты принёс детям?
Нолик : А я не знаю, что это такое, может вы мне скажите?
Дети: Песок
Нолик : Песок, а что с ним делать? Я совсем не знаю?
Воспитатель: Не расстраивайся Нолик. В волшебной стране, куда мы сейчас отправимся, ты узнаешь много нового и интересного о песке.
Ребята, а вы любите играть с песком? (Ответы детей). Тогда я вам предлагаю отправиться в наше путешествие в Волшебную страну песка. Согласны? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, прежде чем мы отправимся в песочную страну, давайте наденем фартучки, чтобы не испачкать свою одежду.
Воспитатель: Чтобы попасть в Волшебную страну песка, я знаю волшебные слова.
Реснички опускаются
Глазки закрываются
Покружились, покружились
В стране песка мы очутились
Воспитатель: Вот, ребята мы оказались в Волшебной стране песка. Проходите, посмотрите, как много здесь песка.
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом
Правила песочной страны.
Ребята давайте вспомним правила безопасности во время игры с песком.
Здесь нельзя кусаться, драться
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря-
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Стран чужих не разорять!
Воспитатель: Песок - мирная страна.
Дети, поняли меня!
А теперь давайте поздороваемся с песочком.
Положите свои ладошки на песочек и погладьте его. Скажем: "Здравствуй, песочек, милый наш дружочек»! Я познакомлю вас с некоторыми способами приветствия.
Воспитатель: (играет релакс)
1) Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутренней стороной, потом внешней, отдадим песку частичку нашего тепла. Какой песок на ощупь? (сухой, теплый)
2) В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит. (Воспитатель из своего кулачка сыплет песок на ладонь, затем повторяют дети).
3) А теперь оставим следы с помощью наших пальчиков, как «идут жители этой страны верблюды, ящерицы» - пальчики идут переваливаясь.
4) «Ползут змейки» - пальчики делают поверхность песка волнистой.
Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли с песком. А вам приятно было играть с песком? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а всели правила мы соблюдали, что мы забыли сделать? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. Чтобы узнать больше о нем, я приглашаю вас пройти в лабораторию. Здесь мы будем исследовать свойства песка, ставить опыты.
Воспитатель: Нолик ты тоже пожалуйста присоединяйся к ребятам и учись вместе с ними.
Посмотрите перед вами есть всё необходимое для проведения исследования.
Опыт 1. «Свойства песка»
Воспитатель: Дети в тарелочках у вас песок. Своей рукой прикоснитесь к песку, который лежит в золотой тарелочке. Скажите пожалуйста какой это песок? (ответ ребенка). Каждое свойство песка будем обозначать карточкой. У меня карточка где нарисовано солнышко, значит мы будем говорить о сухом песке. Теперь приложите ладошку на другой песок. Какой это песок? (ответ ребёнка). У меня карточка где нарисована тучка с капельками, которая говорит, что мы будем разговаривать о сыром песке. Какого цвета сухой песок? (ответ ребёнка). Сухой песок светлый, поэтому кружок у меня будет светлого цвета.
Какого цвета сырой песок? (ответ ребёнка). А сырой песок темный, значит кружок будет более тёмного цвета.
Вывод: Сухой песок, светлого цвета, а сырой песок, тёмного цвета.
Опыт 2. «Сыпучесть песка».
Воспитатель: Наберите ложечкой сухой песок из тарелочки и высыпьте его обратно в тарелочку. Что делает песок?
Дети: Сыпется.
Воспитатель: Легко ли сыпется песок (легко)
-Почему он легко сыпется (сухой, сыпучий).
- А теперь попробуйте набрать ложечкой сырой песок и высыпьте его обратно в тарелочку.
-Легко ли сыпется сырой песок (не сыпется)
-А почему ребята он не сыпется (мокрый, тяжёлый и он лепится).
Вывод: Сухой песок легко сыпется, потому что он сухой и сыпучий, песчинки не держатся друг за друга, а сырой не сыпется, песчинки слипаются и держатся друг за друга. Закрепляем карточку сухой песок сыпучий, а сырой песок не сыпучий.
Опыт 3. «Движение песка» (дыхательное упражнение)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться?
А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок. Что происходит?
Дети: Песок движется и песчинки не прилипают друг к другу.
А теперь подуйте на сырой песок. Что происходит?
Дети: Песок не движется
Вывод: Сухой песок легко движется и песчинки не прилипают друг к другу, а сырой песок не движется, песчинки прилипают и держатся друг за друга, становится тяжелыми.
Закрепляем карточку сухой песок лёгкий, а сырой песок тяжёлый.
Опыт №4. «Свойство сухого и сырого песка»
Воспитатель: А теперь возьмите формочки и попробуйте формочкой определить свойства сухого и сырого песка.
Вывод: Значит, сухой песок не имеет форму, а сырой песок имеет форму. Закрепляем карточку, сухой песок не имеет форму, сырой песок имеет форму.
Воспитатель: Давайте расскажем, что же нового мы узнали, о каких свойствах песка (ответы детей) (.Сухой песок светлого цвета, сыпучий, песчинки не держатся друг за друга. Если на него дуешь, он движется.
Сухой песок не имеет формы. Мокрый песок тёмного цвета, не сыпется, песчинки слипаются, держатся друг за друга. Если на него дуешь, он не движется. Сырой песок имеет форму.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что песок бывает кинетическим? Встречали ли вы такой песок? (Ответы детей) Нолик, а ты встречал такой песок? Нолик : Нет, не встречал.
Дети, давайте еще раз вспомним и исследуем его свойства
Опыт 5 «Свойства кинетического песка»
Воспитатель: Дети перед вами на тарелочке лежит кинетический песок.
На вид он похож на обычный влажный песок, но при этом легко расползается сквозь пальцы и не липнет к рукам.
Попробуйте взять его в руку. Какой песок на ощупь?
Ответы детей (мягкий, живой, пластичный, пористый)
Слепите из песка шарик, почувствуйте какие плотные получаются фигуры, а затем просто надавите на шарик пальцем и смотрите как он расползётся по поверхности, при этом не рассыпаясь на отдельные песчинки.
Вывод: Кинетический песок похож на влажный песок, и при этом легко расползается сквозь пальцы и не липнет к рукам.
Воспитатель: Ребята я хочу познакомить вас ещё с одним удивительным песком, который называется «Гидрофобный».
Гидрофобный песок обладает такими свойствами, что при попадании в воду он остаётся совершенно сухим.
Сейчас я вам наглядно покажу как это происходит.
Передо мной стоит сосуд(ёмкость) с водой, сейчас я буду в него (неё) медленно насыпать гидрофобный песок
Ребята посмотрите, какие интересные фигурки создает гидрофобный песок.
А теперь я возьму ложечку и попробую достать песок из сосуда(ёмкости). Что мы видим, песок остался совершенно сухим и не впитал воду.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Гидрофобный песок не впитывает воду, и остаётся совершенно сухим при попадании в воду.
Но об этом мы подробнее изучим на следующем занятии.
А сейчас ребята предлагаю вам, немножечко передохнуть.
Приготовились на физкультминутку.
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Мы песчинки, мы песчинки
Сядем дружно все в кружок.
Мы песчинки, мы песчинки
Получается песок.
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: Мы много узнали о песке, а теперь я приглашает вас в творческую мастерскую. Где мы сделаем Нолику и его друзьям подарки.
Воспитатель: Рассаживайтесь за столы. Дети садятся на выбранные ими места.
Воспитатель: Нолик, а ты пожалуйста присядь, отдохни, посмотри, как дети будут делать для тебя и твоих друзей подарки.
Посмотрите, что здесь приготовлено для вас?
(картинка, цветной сухой песок, ложечки, тарелочки, салфетки).
Воспитатель: Но прежде всего, давайте вспомним правила рисования песком. Чего нельзя делать?
- Нельзя брать песок в рот!
- Нельзя бросать песок в глаза!
- Нельзя вдыхать песок!
-И, конечно, после рисования песком необходимо вымыть ручки или протереть влажной салфеткой.
Практическая часть:
Перед вами лежит картинка с нанесённым рисунком - это условный знак фиксиков. При выборе цветовой гаммы для картинки можете ориентироваться на сам рисунок, как подсказку который лежит перед вами.
Снимайте верхний защитный слой бумаги и засыпайте его песком выбранного цвета. Старайтесь заполнять картинку полностью, без пробелов. Излишки песка стряхните в тарелочку.
Воспитатель: Дети, чтобы приступить к рисованию песком, давайте для начала разомнём наши пальчики (не вставая с места)
Пальчиковая игра
Вот помощники мои
Их, как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять-
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Воспитатель: Вот теперь вы готовы к рисованию.
Дети рисуют песком. Индивидуальная помощь и контроль воспитателя.
После работы дети вытирают руки салфеткой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные картинки у нас с вами получились. Давайте покажем нашим гостям.
Воспитатель: Теперь мы можем подарить их Нолику, чтобы он не забывал о нашем с вами путешествии в песочную страну.
Ребята, но нам пора возвращаться в детский сад. И, конечно же, нам надо попрощаться с песком! Повторяйте все за мной: "Спасибо, милый наш песок, Ты нам умнее стать помог. До свидания, песочек!
Дети, чтобы мы снова вернулись в свою группу, нам нужно сказать волшебные слова возвращения.
Реснички опускаются
Глазки закрываются
Покружились, покружились
В детский сад мы возвратились
Воспитатель: Вот мы снова в нашей группе. Ребята, понравилось вам наше путешествие в Волшебную страну песка? А тебе Нолик?
Нолик : Да очень, очень! Ребята спасибо вам за все. Вы меня сегодня очень многому научили, много нового я узнал от вас. Спасибо за подарки и за волшебство.
Нолик : Ребята у меня для вас тоже есть подарок (пластилин для творчества).
Воспитатель: Ребята давайте скажем Нолику спасибо за подарок
(Дети говорят «Спасибо!»)
Нолик : Но мне пора бежать к друзьям им столько многое надо рассказать.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с Ноликом ( Дети говорят: «До свидания!»)
Нолик : До свидания!
Итог: Ребята, что больше всего вам запомнилось в путешествии? (ответы детей). Какое у вас сейчас настроение? Наше путешествие закончилось. Давайте всем скажем "До свидания!" Ну а вам, ребята, Спасибо! Вы большие молодцы!