Римма Купчина
Открытое логопедическое занятие «Закрепление навыков произношения звука [Ш] в разговорной речи»
Открытое логопедическое занятие «Закрепление навыков произношения звука (Ш) в разговорной речи»
Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в разговорной речи.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
- формировать лексико-грамматический строй;
- упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
Публикация «Открытое логопедическое занятие „Закрепление навыков произношения звука [Ш] в разговорной речи“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- закрепить навык произношения звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в связной и разговорной речи.
2. Коррекционно-развивающие:
-развитие нужных артикуляционных движений для данного артикуляционного уклада (комплекс специальной артикуляционной гимнастики)
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, через отгадывание загадок и постановку вопросов;
- развитие тонких движений пальцев рук;
-развитие зрительного внимания, прослеживающей функции глаз, зрительно-двигательной координации;
-активизировать зрительно- пространственные навыки ориентировки на листе бумаги, развивать зрительное внимание, пространственное мышление;
-активизировать зрительную функцию фиксации, прослеживания; развивать сохранные движения глаза и руки;
-учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями.
3. Коррекционно-воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- умение слушать сверстников и логопеда;
- воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости;
- воспитывать интерес к содержанию занятия, желание говорить правильно.
4. Методы и приёмы логопедического воздействия :
-Наглядный метод (использование пособий, картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи);
-Метод моделирования (использование схем);
-Практический метод ;
- Игровой метод.
5. Предварительная работа:
-Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Ш»;
-Подробное изучение характеристики звука по артикуляционным и акустическим признакам;
-Постановка, автоматизация и дифференциация звука «Ш». Отработка звука в слогах, словах, словосочетаниях, связной и в свободной разговорной речи;
-Развитие фонетико-фонематических процессов упражнениями с определением позиции звука в слове;
-Формирование навыков звуко- буквенного анализа и синтеза слов;
-Наращивание словарного запаса и активизация пассивного словаря путём отгадывания загадок и обсуждения проблемных вопросов;
-Формирование лексико-грамматического строя речи : составление словосочетаний с опорой на картинки; составление предложений с опорой на картинки; упражнения на словоизменение с заменой звука; работа с деформированной фразой;
-Совершенствование навыков связной речи, работа с цепным текстом, пересказ.
Оборудование: магнитофон, 2 записи инструментальной музыки, таблица характеристики звука (Ш, ватман с упражнением, поднос – 2шт., мяч, мольберт, доска, сундук, шары.
Раздаточный материал: 6 зеркал на подставке, слоговые таблицы; розетки с песком 6шт., влажные салфетки 6шт., дидактическое пособие «Поезд» для определения позиции звука в слове 6шт., цветные фломастеры, предметные картинки, схема цепного текста.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я вижу, у вас замечательное настроение. Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.
Сегодня мы покажем нашим гостям, как правильно и красиво научились произносить звук [ш]. Занимайте свои места.
2. Артикуляционная гимнастика. Подготовим наши язычки к занятию, выполним артикуляционную гимнастику.
Все ребятки по порядку
Утром делают зарядку, (улыбка-поцелуй)
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Язычок знаком нам, дети,
Мы его улыбкой встретим.
Это язычок пришёл. (Лопаточка)
Влево - вправо зашагал (упражнение «Часики») .
Всё, что нужно увидал
Погулял совсем немножко,
Широко открыл окошко (упражнение «Бегемотики»).
Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
Тётушка щёчка (упражнение «спрячь конфетку»)
Племянника ждёт.
Блинчики с маком
К обеду печёт (упражнение «Блинчики»).
Кашу сварила, чай заварила, (упражнение «Чашечка»)
Даже варенья банку открыла.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает (упражнение «Чашечка», просунуть язык между губ и дуть на кончик языка) .
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье, (упражнение «Вкусное варенье»)
Да и кашка манная –
Просто объедение.
Он поел совсем немножко,
Широко открыл окошко (упражнение «Окошко») .
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают. (упражнение «Индюк»)
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
Поиграл наш Язычок,
Лёг поспать он и молчок. Шшшшшш
Молодцы, язычок наш стал послушным и ему будет легко правильно произносить звук «Ш».
3. Уточнение артикуляции.
Ребята, вспомним артикуляцию этого звука
- Что происходит с губами? Зубами? как расположен язык?
Ответы детей. (губы приоткрыты, вытянуты; зубы сближены, но не соприкасаются, кончик языка приподнят к нёбу, напоминает «чашечку»)
- А какая воздушная струя?
Ответы детей. (воздушная струя сильная, широкая, тёплая)
- Ребята, а звук «Ш» какой он: гласный или согласный?
- Звонкий или глухой? - Твёрдый или мягкий?
Ответы детей. (согласный, глухой, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом.)
-На что похож звук «Ш»? (на шипение гуся, змеи).
- Скажите, можем ли мы увидеть звук?
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё его сказать.
Платья звукам надеваем,
Звуки в буквы превращаем.
- Какой же буквой обозначается звук «Ш» на письме? Правильно, буквой Ш.
- Давайте звук «Ш» превратим в букву Ш и напишем её пальчиком на песке.
Молодцы. Чтобы справиться со следующим заданием, нам нужно подготовить глазки. Встанем и выполним гимнастику для глаз, напоминаю, что все движения выполняются только глазами. Снимите свои очки.
5. Зрительная гимнастика
Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
- Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!
Молодцы, присаживайтесь.
6. Упражнение «Подружи звуки». (Индивидуальная работа)
Дети, посмотрите, у каждого из вас на столе лежит карточка со звуками, вам необходимо их подружить. Прочесть. Чтобы сделать это нужно провести пальчиком от звука Ш к гласному и наоборот от гласного к звуку Ш. Повторите каждый слог. Молодцы, хорошо справились с заданием.
6. Упражнение «Рифмы».
Ребята, а вы у меня умные? Сообразительные? Тогда предлагаю вам ещё одно упражнение. Внимательно послушайте начало фразы и закончите её подходящими словами. Например: Шок-шок-шок-шок- дедушка несёт мешок.
Ши-ши-ши-ши- вот играют (малыши) .
Уш-уш-уш-уш- я приму горячий (душ) .
Аш-аш-аш-аш- это синий (карандаш) .
Ишни-ишни-ишни- созревают (вишни) .
Шок-шок-шок-шок- разбудил нас (петушок) .
Ша-ша-ша-ша- наша Маша (хороша).
Молодцы!
7. «Доскажи словечко».(Индивидуальная работа)
1А загадки вы отгадывать любите?Тогда будьте внимательны, за каждый правильный ответ вы получите картинку….Назовите каждый свою картинку. Не забывайте правильно произносить звук (Ш)
2. У каждого из вас на столе лежит поезд. Поезд - это слово. Опираясь на картинку определите, где находится звук Ш в слове : в начале, в середине или в конце слова. Поставьте картинку в соответствующий вагон.
1. Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким;
Делать стулья и столы, красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке сам я делаю (игрушки) ;
2. В подполье, в каморке живёт она в норке,
Серая малышка, кто это? (мышка) ;
3. Я рубашку сшила мишке и сошью ему… (штанишки) ;
4. Целый день поёт щегол в клетке на окошке.
Третий год ему пошёл, а он боится… (кошки) ;
5. Стреляю, точно пушка,
Зовут меня (хлопушка) ;
6. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно (карандаш) .
Хорошо.
8. Пальминг. Давайте немного отдохнем и подготовим глазки к следующему заданию Встаньте и снимите очки. Разотрите руки, пока не почувствуете тепло. Приложите их к глазам. Отлично Готовы?
9. Упражнение «Аналогии». (Коллективная работа)
Подойдите ко мне. Рассмотрите внимательно картинки на ватмане, найдите пару и соедините их фломастером друг с другом. Составьте словосочетания. Например: дедушка и бабушка
шиповник и шмель, мышь и кошка, картошка и мешок, душ и шампунь, шайба и клюшка, камыш и лягушка.
Молодцы, предлагаю немного отвлечься и выполнить физкультурную минутку.
10. Физкультурная минутка "Мишка вылез из берлоги"
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо) .
Потянулся он со сна:(потягивания-руки вверх) .
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой) .
Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд-назад) .
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки ( наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот) .
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся (гладят живот)
И на брёвнышке уселся. (дети садятся).
11. Упражнение «Новые слова».
Ребята, предлагаю поиграть в интересную игру «Новые слова». Превратим одни слова в другие. Я буду бросать мяч называя слово, а вам необходимо заменить в нём первый звук на звук Ш и бросить мяч мне обратно.
ПАР-ШАР. ГАРИК-ШАРИК
ТАПКА-ШАПКА. ВАЛУН-ШАЛУН
ГУБЫ-ШУБЫ. ТОЛК- ШОЛК
ТОПОТ-ШЁПОТ. ФЕЯ-ШЕЯ
МЫЛО-ШИЛО. ЗОВ-ШОВ
СПОРЫ-ШПОРЫ. ДАЛЬ-ШАЛЬ
Молодцы, какие вы внимательные и сообразительные. Присаживайтесь на свои места.
12. Упражнение «Помогите придумать предложения».
Ребята, посмотрите на картинки и придумайте интересные предложения. Например: шиповник – шампунь. Из шиповника делают шампунь.
шуба-швейная машинка,
шапка-мышонок,
Лягушонок-камыши,
петушок-крыша,
шарф – шея,
штаны – Антошка.
13. Игра «Кошки-мышки».
А ещё, у меня есть интересный рассказ о кошке Машке, послушайте его:
У Алёши живёт кошка Машка.
Кошка Машка любит ловить мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догнала мышек.
Как зовут мальчика? Кто живёт у Алёши? Что любит делать кошка Машка? Что делают мышки? Почему кошка Машка догнала мышек?
Перескажите рассказ, опираясь на картинки. Молодцы и с этим сложным заданием вы справились.
14. Упражнение «Исправь предложение»
Ребята, без вашей помощи мне никак не справиться. Помогите мне разобраться в путанице. Поможете? Послушайте предложения, найдите ошибки и исправьте их. Скажите правильно.
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
Маша надела голову на шапку.
Лужайка летает над шмелем.
У шеи шарфик на мишке.
Молодцы! Спасибо вам огромное.
Наше занятие подошло к концу, все очень хорошо поработали. Чем мы с вами занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось? Ответы детей
Я вами очень горжусь и люблю вас. И приготовила маленький сюрприз.
Ребята, а что мы с вами забыли сделать? Правильно, попрощаться.
Прощаются с гостями и уходят.