Наталья Тимофеева
Конспект открытой прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
открытой прогулки во второй младшей группе №9
на тему:
«Наблюдение за насекомыми осенью»
Воспитатель: Тимофеева Наталья Александровна
Псков
2019
Тема. Наблюдение за насекомыми осенью.
Публикация «Конспект открытой прогулки „Наблюдение за насекомыми осенью“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Цель: Систематизация представлений о поведении насекомых осенью. Вызвать интерес к окружающему миру.
Задачи:
Здоровьесберегающая: обеспечить психологическую комфортность детей в ходе образовательной деятельности.
Образовательные: - закрепить представления о насекомых;
-способствовать развитию речи детей посредством запоминания потешек, стихотворений.
-узнавать и называть представителей насекомых :
-активизировать и обогащать словарь детей за счет слов: насекомые, жуки, муравей, божья коровка, осень, холодно, спрятались, спят.
Развивающие: - Сформировать знания о жизни божьей коровки, муравьев, кузнечиках, жуках; познакомить с особенностями поведения в холодный период года;
-Развивать фразовую речь;
- Продолжать учить детей выполнять простые движения (повторять за воспитателем, ходить, не наталкиваясь друг на друга и останавливаться с окончанием игры.)
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к животному миру.
- вызывать положительные эмоции у детей.
Оборудование и материалы:
-лопатки, грабли, ситечки для просеивания песка и мусора;
- обручи; веревки; 2 длинные веревки (2 5—3 м);
- муляжи насекомых (муравей, жук, божья коровка, муха);
-поднос; пакет для мусора;
- корзина с яблоками.
Формирование словаря детей: осень, холодно, насекомые, жуки, божья коровка, муравьи, спрятались, спят.
Предварительная работа: беседы о насекомых, дидактические игры «Насекомые вокруг нас» (Четвертый лишний); «Чья тень»; «Кто лишний»; загадки и стихи о насекомых, предметные картинки с изображением насекомых; картинки с изображением осени, маски муравья, дождика. Вырезанные для рефлексии картинки солнышка и тучки. Работа с иллюстрированным материалом: В. Бианки : «Как муравьишка домой спешил», К. И. Чуковский: «Муха –цокотуха», И. А Крылов «Стрекоза и муравей».
Ожидаемый результат: создать положительный климат, вызывать положительные эмоции у детей. Систематизировать представления о поведении насекомых осенью.
Сокращения: В. – воспитатель
1. Организационный этап. В группе дети получают письмо от Осени : «Здравствуйте, дорогие, дети! Уже больше месяца я у вас в гостях. Повсюду оставила я свои следы. Попробуйте отыскать их на полянке, и вас ожидает сюрприз!»
2. Основной этап: Ход наблюдения. Цель: учить анализировать и делать выводы, опираясь на личный опыт. В. А какие признаки осени вы знаете, дети? Предполагаемые ответы детей: На улице уже холодно, листья опадают и меняют свой цвет, птицы улетают в теплые края, идет дождь, ветер, на дорогах лужи, люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель предлагает отправиться в лес. Спрашивает у детей, на чем они хотели бы поехать и действует по ситуации: (Дети имитируют посадку в транспорт и отправляются на поляну.)
1. Дети предлагают отправиться на поезде, цепляются друг за друга –они вагончики, а воспитатель паровоз. Звучит гудок, и поезд отправляется в путь со словами: «Поехали— «чух-чух-чух» (Загудел паровоз. И вагончики повез. «Ча-ча, чу-чу, Далеко я укачу») ;
2. Предлагают отправиться на машине: Пассажиры все на месте! Тогда отправляемся:«Бип-бип!»;
3. Или отправиться на самолете: «У-У-У»(руки расставили в стороны и полетели).
Остановка на поляне.
Проблемная ситуация: В. А Куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок? Где все жуки, муравьи и бабочки?
Дети: Осень наступила, становится холоднее, насекомые спрятались от холода.
В. От кого или чего они спрятались? (Им стало холодно). Куда они спрятались? (В трещины стволов деревьев, в щели домов). Что они там делают? (Они засыпают). Давайте найдём места, где спрятались насекомые, чтобы не погибнуть в течение долгой холодной зимы (Под корой деревьев, в опавших листьях).
В. А давайте попробуем отыскать насекомых, может быть, сегодня нам повезет и мы с вами увидим их. (В. предлагает детям собрать сухие листья с земли и просеять.) Дети кладут найденных насекомых на поднос и идут усаживаться на скамейки.
Вывод: В листьях много разных живых существ.
В. Предлагаю рассмотреть их и вспомнить потешку про «Божью коровку». (Все вместе)
Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого!
(Саша Б)
Знают все: у муравья
Очень дружная семья.
Летом дружно строят дом,
А зимой спят дружно в нем!
Коваль Т.
Муха крыльями махала,
Муха, хрупкая устала,
Муха села отдыхать,
Лапки стала потирать.
Тесленко А.
Потешка и стих. Цель: Воспитывать интерес к поэтическому слову.
В. А теперь, дети, давайте уложим наших насекомых спать в их домики.
Д/игра «Что умеют делать насекомые?» Цель. Развивать фантазию, умение выражать свои мысли, активизировать глаголы в речи детей. Развивать координацию движений; развивать ориентацию в пространстве; формировать звукопроизношение
В. Дети. вы молодцы, хорошо знаете потешки. А давайте вместе подумаем, что умеют делать насекомые?
В. с детьми проговаривает, что насекомые умеют летать, ползать, жужжать, махать крылышками. Муравей ползает. Жук жужжит (ж-ж-ж, муха (з-з-з, комар (з-з-з-). А давайте дружно вспомним веселый стишок про жука.
В. вместе с детьми:
-Жу-жу, жу-жу, жу,
Я летаю и жужжу.
Жу-жу, жу-жу, жу,
С мухами всегда дружу.
Жу-жу, жу-жу, жу,
Хочешь, сказку расскажу?
Жу-жу, жу-жу, жу,
Я веселый жук жу-жу.
П/игры Подвижная игра «Муравьи и дождик» Цель: учить ориентироваться в пространстве, бегать, не сталкиваясь друг с другом, действовать после сигнала. Развивать двигательную активность.
В. предлагает детям превратиться в муравьишек. Дети становятся в круг, держатся за руки, закрывают глаза и произносят шепотом волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья».
В. (Надевает детям маски муравья). А вот теперь открываем глаза. Вот сколько у меня муравьишек!
Для превращения в дождик :
Раз, два, три …
…имя ребенка
В дождик превратись.
Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. Воспитатель, шепотом предлагает детям - «муравьишкам» рассказать потешку про дождик.
Дождик: Дождик, дождик, кап-кап!
Мокрые дорожки,
Нам нельзя идти гулять:
Мы промочим ножки.
По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей». Игра повторяется два раза.
Трудовая деятельность
Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.
В. Дети а вы знаете, что муравей самый сильный на земле. Он может перенести на себе груз в 10 раз тяжелее собственного. Муравей хоть и маленький, но настоящий силач! Они очень дружны, и все заняты делом.
В. предлагает детям, игравшим дождика, тоже «превратиться в трудолюбивых муравьишек» - и вместе с другими детьми прибрать на участке мелкий мусор: веточки, палочки, камешки (в пакет для мусора).
Индивидуальная работа. Цель: Учить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие. Ходьба по дорожке — между двумя параллельно лежащими веревками (ширина 35—30 см).(С Аней Д., Ритой С., Антоном Ф.). Дети стоят. Воспитатель приглашает детей по одному, берет малыша за руку и помогает пройти. Каждый ребенок повторяет упражнение 2—З раза.
Примечание. Занятие проводится в бодром темпе. Воспитатель старается
заинтересовать каждого ребенка, застенчивых детей и вновь пришедших в детский сад приглашает выполнить упражнение, подбадривая. Но если ребенок отказывается, то пусть он понаблюдает за ходом занятия. Это поможет малышу быстрее привыкнуть к новым условиям.
Дети собираются в круг. В. предлагает детям превратиться обратно в детишек.
Дети становятся в круг, держатся за руки, закрывают глаза и произносят шепотом волшебные слова : «Я хочу на веки стать человеком!».
В. Дети, вам понравилась прогулка?
Ответы детей : Да.
Воспитатель говорит, что теперь осень будет довольна, что наши детки узнали о насекомых. И просит пообещать Осени, что дети не будут беспокоить их. Пускай они спят, встретимся мы с ними весной.
В. вручает детям в подарок от осени корзину с яблоками.
Звучит гудок, и поезд отправляется в путь со словами: поехали— «чух-чух-чух». (Загудел паровоз. И вагончики увез. «Ча-ча, чу-чу, далеко я укачу»).Отправляемся в сад.
Заключительный этап: рефлексия. В. Предлагает детям выбрать настроение: “Солнышко” – мне радостно, “тучка” – мне грустно.
Но это тоже – самостоятельный выбор ребёнка и настройка на позитив.
Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом. Цель: воспитывать желание детей играть сообща, помогать друг другу.
Список использованной литературы:
1. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет. М. : -Мозаика-Синтез, 2010
2. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведение прогулок для детей 3-7 лет. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕС» 2008
3. Художественная литература: В. Бианки : «Как муравьишка домой спешил», К. И. Чуковский : «Муха –цокотуха»; И. А Крылов «Стрекоза и муравей».