Елена Филиппова
Открытая образовательная деятельность по развитию речи для детей средней группы «Кошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнение детей в правильном и чётком произнесении звука ш (изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках). Развитие фонематического слуха.
Задачи:
Образовательные: отрабатывать навык в правильном построении предложений; обогащать словарный запас; знакомить детей с различными мастями кошек; упражнять в количественном и порядковом счёте до 5-и; закреплять знание детьми геометрической фигуры круг; закреплять знание детьми цветовой гаммы; формировать умение работать в парах, согласовывать свои действия.
Публикация «Открытая образовательная деятельность по развитию речи для детей средней группы „Кошки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие: развивать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные: воспитывать бережное, заботливое отношение к кошке.
Оборудование: картинки: кошки разных мастей (белая, чёрная, рыжая, дымчатая, полосатая); презентация «Что делает кошка?»; корзина; мягкая игрушка кошка; 5 заготовок из картона для аппликации (корзинки); 10 картонных бантиков красного, жёлтого, синего, белого, зелёного цветов; заготовки клубочков красного и жёлтого цветов для рефлексии, ноутбук, проектор, экран.
Предварительная работа: разучивание физкультминуток, пальчиковой игры, стихов; психогимастики.
Интеграция областей: развитие речи, познание (ФЦКМ, ФЭМП, художественное творчество (аппликация).
Ход занятия:
Свободный вход: дети свободно играют.
Восп. : Дружно за руки возьмёмся,
В хоровод мы соберёмся.
- Какая фигура у нас получилась? (Круг.)
- Наш круг похож на солнце. Давайте поздороваемся.
Психогимнастика
Здравствуй солнце золотое, Сделать руками круг.
Здравствуй небо голубое, Руки вверх.
Здравствуй вольный ветерок, Махать руками над головой.
Здравствуй маленький цветок, Присесть.
Здравствуй утро, здравствуй день, Хлопки.
Нам здороваться не лень. Взяться за руки, поднять вверх.
Воспитатель вносит корзину, прикрытую салфеткой.
- Ребята, я вам принесла корзину, а в ней кто-то спрятался. Хотите узнать кто? Тогда отгадайте загадку:
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(кошка)
- Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.
Дети гладят кошку.
- Вы знаете, что умеет делать кошка? Вставайте около стульчиков, вы сейчас мне расскажете по очереди, что умеет делать кошка. Воспитатель показывает презентацию. Дети полным предложением по очереди называют, что делает кошка.
Целеполагание:
Воспитатель показывает последний слайд и спрашивает:
- Что делает кошка? (Злится, шипит).
- Какой звук мы слышим, когда кошка злится и шипит? (ш).
- Кошечка вам подсказывает, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (ш).
- Как мы будем с ним знакомиться? (Воспитатель показывает картинки. Дети с опорой на картинки называют приемы работы со звуком.)
- Мы будем играть в речевые игры, а кошка будет нас знакомить со своими подружками.
- Чтобы правильно произнести звук «ш», нужно сделать гимнастику для губ и языка. Воспитатель показывает сторону Речевого куба, где изображена «Воронка», а затем «Чашечка». Дети выполняют упражнения.
- Сделайте одновременно «Воронку» и «Чашечку» и длительно произнесите звук «ш».
- Приготовили ладошки. Хлопните, если услышите звук «ш» среди других звуков.
Л Ш Б Т Ш М Ш В Ш
- Молодцы, вы справились с первым заданием, кошечка знакомит вас с первой своей подружкой.
Слайд или открыть картинку с дымчатой кошкой. (1)
- Послушайте внимательно про неё стихотворение.
Р. : Чья это фигурка,
Дымчатая шкурка,
Ждёт то снаружи, то внутри.
Жмётся к двери, просит: "Отвори!"
Это наша Мурка,
Кошечка-кошурка.
- Какого цвета шёрстка у Мурки? (Дымчатая - хором.)
- Выполняем следующее задание. Я говорю часть слова, вы добавляете слог -ши-.
Камы… гало…
Малы… каранда…
- Добавьте слог -ша-.
Ната… Ма…
ка… но…
- Молодцы, знакомьтесь с другой подружкой.
Слайд или открыть картинку с рыжей кошкой. (2)
- Какого цвета шёрстка у этой кошки? (Рыжая - хором.)
- Давайте отдохнём и покажем кошачьи повадки.
Физкультминутка «Кошкины повадки»
Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп. Дети ходят на цыпочках.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой. Легкие и быстрые прыжки на месте.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно. Неспешная грациозная ходьба с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой, слегка покачиваясь.
Восп. : Послушайте стихотворение и назовите слова со звуком -ш-.
А у кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
- Молодцы, все слова со звуком -ш- назвали. С вами хочет познакомиться ещё одна кошечка.
Слайд или открыть картинку с белой кошкой. (3)
- Какого цвета шёрстка у этой кошки? (Белая - хором.)
- Что делает кошка? (Спит.)
- Послушайте про неё стихотворение.
Р. : Вот кошка дремлет на окошке,
Мурлычет - просто благодать.
А что сегодня снится кошке –
Лишь мышка может отгадать.
- Хотите узнать какого цвета шёрстка у следующей кошки? Тогда проговорите словосочетания со звуком -ш- по очереди:
Большая ромашка. Петушиное пёрышко.
Букашка на ромашке. Пшённая каша.
Лягушка-квакушка. Хорошая рубашка.
У малышки пышка. Шелушить шишки.
Мешать кашу. Шикарная машина
Мешок пшена. Широкий ремешок.
- Какай звук есть в каждом слове словосочетаний?
- Молодцы, смотрите на новую гостью.
Слайд или открыть картинку с чёрной кошкой. (4)
- Какого цвета шёрстка у этой кошки? (Чёрная - хором.)
- Давайте отдохнём и про неё расскажем.
Физкультминутка «Кошка».
Как у нашей кошки Показать ушки.
Чёрненькие ножки, Выставлять ножки.
Мяконькие лапки, Погладить тыльную сторону ладоней.
Ноготки - царапки. Показать.
Поцарапаем немножко. Показать.
Не ребята мы, а кошки. Мотать головой, показать ушки ладонями.
Восп. : Повторите хором чистоговорку: Кошка на окошке штанишки шьёт.
Воспитатель использует кубик. Дети произносят чистоговорку: девочки медленно (черепаха, мальчики шёпотом (мыши, по желанию –
грубым голосом (медведь, хором – быстро (автомобиль).
- Молодцы, смотрите на последнюю подружку нашей кошки.
Слайд или открыть картинку с серой полосатой кошкой. (5)
- Какого цвета шёрстка у этой кошки? (Серая, полосатая - хором.)
- Давайте посчитаем и скажем, сколько всего подруг у нашей кошки.
Дети хором считают.
- Теперь посчитаем по порядку. Дети хором считают.
- Скажите, какая по счёту рыжая кошка? (Белая, дымчатая, полосатая, чёрная).
Игра «Что изменилось?»
Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет местами 2 картинки. Дети говорят, что изменилось. Повторить 2 раза.
Восп. : Кошечки любят спать в корзинках. А корзинки должны быть красивыми. Чем можно украсить корзинку? (Предположения детей.)
- Я предлагаю украсить корзинки для кошек разноцветными бантиками.
Воспитатель предлагает взять детям бантики с подноса и найти свою пару по цвету бантика.
- Скажите какого цвета у вас бантики? (Красные, жёлтые, синие, белые, зелёные.)
- Вы собрались в пары, и теперь работать будете в парах: приклеивать бантики на корзиночки куда захотите.
Воспитатель каждую корзиночку помещает под картинку кошки.
- Теперь у каждой кошки есть спальное место.
Рефлексия:
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Самооценка и оценка:
- Что понравилось вам на занятии?
- Молодцы, сегодня на занятии вы внимательно слушали, отвечали на мои вопросы, читал стихи, с удовольствием выполняли задания, играли. Если вам всё понравилось, то подарите кошечкам клубочки, чтоб они с ними играли.
Свободный выход:
- Кошечке понравилось у нас, и она захотела остаться с вами и поиграть.