Екатерина Нор
Тематическое музыкальное занятие в старшей группе «Три чуда» Н. А. Римского-Корсакова«
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое музыкальное занятие в старшей группе :
«Три чуда из сказки «о Царе Салтане!»
Н. А. Римского-Корсакова».
Цель: вызвать интерес к музыкальной деятельности с помощью ярких музыкальных впечатлений, на основе «Сказки о царе Салтане» и музыки Римского-Корсакова.
Задачи:
- научить слушать музыку, понимать её настроение, рисовать её в своём воображении;
Публикация «Тематическое музыкальное занятие в старшей группе „Три чуда“ Н, А, Римского-Корсакова„» размещена в разделах
- развивать навыки музыкального восприятия путём обогащения разнохарактерными интонациями;
- развивать творческие способности, творческую инициативу и самостоятельность детей;
- на основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;
- обогащать духовный мир детей.
Оборудование: слайд-шоу «Три чуда» Римского-Корсакова, Три муз. фрагмента, «Полет шмеля», «Кораблик», звуки – жужжания: комара, мухи, шмеля.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент. Музыкальное приветствие. Слайд 1
II. Основная часть. Волшебная музыка открывает сегодня нашу встречу! Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете. Послушайте её начало: Слайд 2
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, - Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир приготовила б я пир».
«Кабы я была царица,- говорит ёё сестрица, -
То на весь бы мир одна Наткала б я полотна». – (ответы детей)
Да, это строки из «Сказки о царе Салтане». А написал её великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Слайд 3. У этой сказки длинное название – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». Слайд 4.
На сюжет этой сказки композитор Н. А. Римский-Корсаков написал музыку для оперы. Только название у неё он немного сократил – «Сказка о царе Салтане».
Вы, наверное, уже догадались из названия, мы услышим музыку всех трёх чудес, тоже соединённую в один музыкальный рассказ. Это самое большое оркестровое вступление в опере. Слайд 5. Огромная красочная картина. Все три чуда - волшебная белочка, 33 богатыря, выходящие из моря, превращение лебедя-птицы в прекрасную царевну - предстают перед нами в полном блеске. Оркестр подробно рисует каждое из чудес.
Слайд 6 Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах На поднятых парусах
Мимо острова крутого, Мимо города большого;
Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят.
Послушайте, как музыка изображает плывущий кораблик, выстрел пушки отметим хлопком в ладоши.
СЛУШАНИЕ ТЕМЫ «КОРАБЛИК»
- Какое первое чудо увидели корабельщики на этом острове? (белочка) Слайд 7
Видят, белочка при всех Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает,
В кучки равные кладет И с присвисточкой поет
При честном при всем народе: Во саду ли в огороде.
- Послушайте музыку «Белочка»
СЛУШАНИЕ ТЕМЫ «БЕЛОЧКА»
Какая музыка изображает Белочку? (она напевная, плавная, звонкая) Предлагаю поиграть и мелодию передаёт муз. инструмент ФЛЕЙТА Слайд 8
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «БЕЛОЧКА» (в кругу)
Какое второе чудо увидели корабельщики в следующий раз? («Тридцать три богатыря») Слайд 9
…море вдруг Всколыхалося вокруг, Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге тридцать три богатыря;
В чешуе как жар горя, идут витязи четами,
И блистая сединами, дядька впереди идет и ко граду их ведет.
СЛУШАНИЕ ТЕМЫ «33 БОГАТЫРЯ»
Ребята, а кто такие богатыри? (сильные, мужественные, они охраняют землю от врагов). А какой муз. инструмент главный в этом фрагменте. Слайд 10
ИМПРОВИЗАЦИЯ 33 БОГАТЫРЯ (мальчики)
Какое третье чудо случилось по просьбе князя Гвидона? (превращение лебедя в царевну) Слайд 11
Тут она, взмахнув крылами, полетела над волнами
И на берег с высоты опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулась:
Месяц под косой блестит, во лбу звезда горит;
А сама-то величава, выступает, будто пава,
А как речь-то говорит, словно, реченька журчит.
Сначала плывет лебедь, музыка будет звучать тихо, плавно, неторопливо. А затем вы должны услышать «всплеск» музыки и превращение лебедя в царевну.
ИМПРОВИЗАЦИЯ ДЕВОЧЕК. МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА «ЦАРЕВНА»
А кто мне скажет, в кого лебедь превращала князя Гвидона? (в муху, в комара, в шмеля) Слайд 12
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО ЖУЖЖИТ» (комар, муха, шмель)
- Хорошо, по жужжанию вы узнали этих насекомых. Послушайте, как с помощью музыкальных инструментов композитор Римский-Корсаков передал жужжание шмеля. Музыка так и называется «Полет шмеля»
И опять она его Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал; Судно на море догнал,
Потихоньку опустился На корму - и щель забился.
СЛУШАНИЕ ТЕМЫ «ПОЛЕТ ШМЕЛЯ»
Похожа музыка на жужжание шмеля? А кто услышал, на каких инструментах было исполнено это произведение? (скрипки и фортепиано) Слайд 13
- Посмотрите на эти инструменты и запомните их. А теперь немного подвигаемся.
ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,
Качаем головой. Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем, и бегаем бегом, и бегаем бегом.
- Понравилась вам наша сказка? Но чтобы узнать всю сказку нужно её почитать. Попросите своих мам, пап, чтобы они еще раз почитали вам «Сказку о царе Салтане», и нарисуйте дома наиболее запомнившиеся её фрагменты.