Василенко Галина Анатольевна
Отчёт учителя-логопеда об использовании современных технологий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт учителя-логопеда Василенко Г. А.
об использовании современных технологий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
На сегодняшний день в моем логопедическом опыте имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но я сталкиваюсь с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества детей с отклонениями в развитии. У таких детей наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей — это тяжелый труд. Поэтому мне приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Публикация «Отчёт учителя-логопеда об использовании современных технологий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, более эффективной и результативной.
Виды инновационных технологий, используемых мной в логопедической практике с детьми с отклонениями в развитии:
1. Здоровьесберегающие технологии: направлены на сохранение и укрепление здоровья детей (описаны подробно в пункте 1.4.)
• артикуляционная, дыхательная, пальчиковая, зрительная гимнастика, физминутки, самомассаж;
• логоритмика;
• кинезиологические упражнения;
• Су-Джок терапия.
Результатом использования здоровьесберегающих технологий является: повышение успеваемости детей с ОВЗ, улучшение внимания, восприятия; снижение уровня заболеваемости; повышение работоспособности, выносливости; развитие психических процессов; улучшение зрения; развитие общей и мелкой моторики; повышение речевой активности.
2. Образовательные технологии:
• Синквейн – способствует обогащению и актуализации словаря; использую для закрепления изученной лексической темы в игровой форме. У детей развиваю словарный запас, обобщающие понятия: слово-предмет, слово - признак, слово - действия, согласовывать слова в предложении.
Метод дидактического синквейна использую с детьми с ОВЗ в развитии связной речи. Например, по теме «Домашние животные»: 1. Лошадь 2. Сильная, длинноногая. 3. Скачет, перевозит, ржёт. 4. Лошадь живёт в конюшне. 5. Домашнее животное.
Результатом использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
• Мнемотехника – обеспечивает запоминание и увеличение объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для: обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов. Например, по лексической теме «Овощи» придумываем с детьми описательный рассказ об объекте по схеме: Что это? Опиши его: цвет, размер, форму. Какой вкус? Какой на ощупь? Где растёт? Что можно приготовить?
Для автоматизации поставленных звуков использую мнемосхемы чистоговорок: «Звуки Р-Рь»
Результатом использования данной технологии является: облегчение детям с ОНР в овладении связной речью, т. к. использование картинок, символов, целом развивает речемыслительную деятельность детей.
• ТРИЗ – методы направлены на умения классифицировать объекты окружающего мира по разным основаниям; способствуют освоению детьми типовым приемам фантазирования для развития воображения и решения проблем.
Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми использую при автоматизации звуков, обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи.
При использовании ТРИЗ- приёмов по обогащению словаря подбираем слова по каждой лексической теме. Использую игры: «Предмет-признак», «Подбери картинку», «Наоборот», «Эхо», «Да-нет»;
Для развития звукопроизношения и обучению грамоте применяю игры: «Карусель звуков», «Круги Луллия» - учимся дифференцировать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки, делить слова на слоги.
Для развития связной речи у детей с ОНР использую методы: «Системный оператор», «Хорошо - плохо», «Угадай, что я загадала?» и др.
Результатом использования ТРИЗ- технологии является то, что совершенствуются такие психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
3. Цифровые образовательные технологии - направлены на положительное воздействие на различные стороны речи, расширять уровень образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.
Активно применяю в коррекционном процессе: обучающие компьютерные программы – «Обследования произношения по Каше», «Логопедическое обследование детей» В. Акименко; компьютерных игр: «Игры для Тигры» для детей с ОНР, игры с сайта «Мерсибо» - «Конструктор картинок»; компьютерных презентаций на всех этапах коррекции звукопроизношения в индивидуальных и групповых занятиях, как наглядный дидактический материал, а также обучающие проекты для родителей: «Профилактика речевых нарушений», «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда» и др.
Результатом использования данной технологии является: повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания.
4. Инновационные психокоррекционные технологии:
• Сказкотерапия – применяю для развития связной речи детей с ОНР на подгрупповых занятиях с применением различных видов театра: пальчиковый, настольный, фланелеграф, теневой;
• песок-терапия - использую для развития моторики пальцев, снятия напряжения на индивидуальных занятиях по развитию связной речи, лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ;
• психогимнастика – применяю для тренировки психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения под музыку на логоритмических занятиях.
Результатом использования психокоррекционных технологий : является развитие положительного психологического настроя детей на занятиях, снятия напряжения и развития речи у детей с отклонениями в развитии.
5. Сенсо - моторные технологии:
Игры «Воскобовича»- применяю в логопедической работе на развитие лексико-граматичесого строя речи: «Игровизор», «Квадрат Воскобовича»;
для обучения грамоты: «Конструктор букв» «Ромашка», «Теремки Воскобовича». Для развития связной речи создается развивающая среда «Сказочный лес». С разными героями дети путешествуют по этой чудесной стране, узнают много нового.
Результатом использования сенсо-моторных технологий является развития у детей с отклонениями в развитии моторных и речевых функций.
6. Организационные инновационные технологии
Квест –технология - представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи. Это приключенческая ролевая игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. Участвуя в квесте, дети получают заряд положительных эмоций, возможность показать свои знания, развивают коммуникативные навыки. Провела открытое занятие Квест –игра «Путешествие в зоопарк к животным жарких стран»
Результатом внедрения в практику квест-технологии помогла детям с нарушением речи справиться с застенчивостью, способствовала развитию речи, памяти, внимания, расширению кругозора, развили умение слушать и слышать другого, активизировали речевое общение, повышает эффективность коррекционной работы.
Вывод: Практика подтверждает, что использование инновационных технологий обучения и воспитания позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом у детей с отклонениями в развитии.