Евгения Косарева
Отчёт по теме самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В этом учебном году мной была выбрана тема «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности». Развитием речи я занимаюсь уже второй год. В прошлом году, реализуя работу по теме «Развитие речи детей раннего возраста посредством различных видов деятельности» я добилась положительных результатов и решила продолжать работу, чтобы не потерять уже имеющиеся достижения и добиться новых результатов.
Публикация «Отчёт по теме самообразования „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Цель работы следующая – повышение компетентности педагога в вопросах развития речи детей и создание условий для всестороннего развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Достижение цели осуществляется посредством решения следующих задач. Их я разделила на 3 группы:
1. По теме самообразования :
• Изучить теоретическую и методическую литературу по теме работы;
• Провести диагностику речевого развития детей 2 младшей группы Б «Рябинка»;
• Составить перспективный план работы по результатам диагностики и апробировать его;
• Провести повторную диагностику и выявить динамику изменения уровня речевого развития детей;
• Предоставить коллегам результаты проведённой работы.
2. Работа с детьми:
• Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков;
• На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;
• Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
• Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа;
• Учить детей получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами;
• Обучать умению вести диалог с педагогом и сверстниками;
• Развивать интерес к книгам, формировать потребность (привычку) в регулярном чтении.
3. Работа с родителями:
• Провести просветительскую работу с родителями по вопросам речевого развития их детей посредством консультаций, бесед, памяток, буклетов, картотек и др;
• Привлечь родителей к реализации плана работы вне детского сада.
Был подготовлен план работы, охватывающий все разделы развития речи : звуковая культура речи, чтение художественной литературы, формирование словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.
В плане представлены различные методы и приёмы работы с детьми и родителями. Работа с детьми предполагала использование дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций; ООД; артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик; наблюдение, показ иллюстраций, игрушек и предметов, способов действий; чтение художественной литературы, беседы, речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопросы, заучивание стихотворений, потешек и песен.
Работа с родителями включала в себя консультирование (например, «Особенности речевого развития детей 3-4 лет», ознакомление с картотекой игр по речевому развитию младших дошкольников, рекомендации («Примерный список литературы для чтения детям», «Как развивать правильную речь ребёнка в 3-4 года», памятки («Артикуляционная гимнастика для детей», «Игры и упражнения для развития речи детей 3-4 лет», папки-передвижки («Роль дыхания в процессе речи», «Игры и задания для развития мелкой моторики», участие в подготовке выставки «Наши любимые книги», беседы по запросам родителей.
Работа осуществлялась систематически и последовательно, включалась во все этапы жизнедеятельности детей в ДОО : режимные моменты (одевание, умывание, приём пищи, прогулка, игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др, занятия и свободная деятельность. Деятельность пронизывала весь воспитательно-образовательный процесс, проводилась с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
По данной теме мной была изучена следующая литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. ;
2. Гербова В. В. "Развитие речи в детском саду. Младшая группа. 3-4 года. ФГОС"- Мозаика-Синтез, 2014. – 96 с. ;
3. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. —223 с, ил., 4 л. ил. ;
4. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет / Л. М. Козырева. - Ярославль : Акад. развития : Акад. Холдинг, 2001. - 159 с;
5. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. -М. :ТЦ Сфера, 2010;
6. Интернет-ресурсы: MAAM.ru, nsportal.ru, ИНФОУРОК
В течение года в работу вводились пособия, созданные собственноручно и я решила объединить их в один лэпбук – «Речевичок». В лэпбуке представлены пособия, охватывающие все разделы развития речи. В нём есть место для артикуляционной и дыхательной гимнастики, игры направленные на развитие грамматического строя речи, приобщение детей к художественной литературе и другое. Пособие яркое, детям интересно с ним работать.
Свой опыт я транслировала на интернет площадках MAAM.ru, nsportal.ru и PRODLENKA, проходила курсы повышения квалификации «Речевое развитие детей дошкольного возраста» и тестирование «Речевое развитие детей дошкольного возраста». Воспитанники участвовали в викторинах «Русские народные сказки», «Мои первые сказки» и заняли в них призовые места.
В результате проведённой работы отмечается повышение уровня развития речи воспитанников. К концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, дети научились отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.