Светлана Петренко
Отчёт по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Целью работы по самообразованию было: целенаправленное развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного обучения в школе. Формирование экологических знаний у детей в совместной деятельности, в образовательных областях.
Перед собой я ставила следующие задачи:
1. Способствовать развитию познавательных процессов: памяти, внимания, мышления;
2. Развивать коммуникативные навыки;
3. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы;
4. Развивать творческие способности дошкольников;
5. Развивать мелкую моторику рук, координацию действий;
Публикация «Отчёт по теме самообразования „Познавательно-исследовательская деятельность детей“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
6. Формировать навыки социального поведения;
7. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности. формировать позитивное отношение к сверстникам;
8. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы.
Задачи решались в совместной деятельности взрослого и детей:
Групповая;
Подгрупповая;
Индивидуальная;
НОД;
Образовательная деятельность в режимных моментах;
С учетом интеграции образовательных областей;
В самостоятельной деятельности детей;
Во взаимодействии с родителями;
Познавательно – исследовательская деятельность - это активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Дети с рождения являются пытливыми исследователями окружающего мира. В процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними дошкольники получают возможность удовлетворить любознательность (познавательный интерес, почувствовать себя учеными, первооткрывателями.
Познавательно-исследовательская деятельность в нашей группе проводится в течение года в соответствии с тематическим планом.
В своей работе использовала формы и методы:
Проектная деятельность;
Исследовательская деятельность;
Наблюдение;
Экспериментирование;
Продуктивная деятельность;
Конструирование;
Развивающие игры;
Беседа;
Рассказ;
Проблемные ситуации;
Создание коллекций;
Живая и неживая природа;
Эксперименты и опыты.
В процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, т. к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы.
Эксперименты и опыты:
Вода;
Воздух;
Магнит;
Свет.
В группе был создан и оборудован уголок «Юные исследователи». В уголке расположен материал для проведения опытов и экспериментов. Были созданы картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.
В течение года я проводила занятия, показывала детям презентации по темам:
• Презентация «Магнит и его применение в разных отраслях»;
• Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Секреты магнита»;
• Презентация «Роль света в жизни растений и животных»;
• Занятие — экспериментирование «Вода. Свойства воды»;
• Презентация «Мир воды».
• Презентации: «Как человек использует воздух», «Ветер добрый и злой колдун», «Что нужно делать, чтобы воздух был чистым»;
У нас в группе познавательно - исследовательская деятельность проходит как фронтально, так и индивидуально, всегда с большим интересом и очень азартно. Каждый ребёнок моей группы вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно.
В свою очередь, мы активно используем разнообразные формы работы с родителями.
привлекать родителей воспитанников к созданию познавательно-развивающей среды в группе (родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях);
привлекать родителей к оформлению наглядной информации в родительском уголке, проводим консультирование, оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и пр.
Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями:
совместное детско-взрослое творчество (родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии);
совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
Было проведено анкетирование для родителей:
«Познавательно - исследовательская деятельность детей». По результатам анкетирования выявлено, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, способствуют постоянному совершенствованию их познавательно – исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут сами ответить на них, либо предложить ребёнку подумать и постараться самому найти ответ, развивая его самостоятельность.
Для родителей были подготовлены консультации по данной тематике:
• «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
• «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»;
• «Совместная исследовательская деятельность детей и родителей»;
• «Как научить ребёнка исследовать»;
• «Развиваем внимание и мышление детей – учим быть любознательными».
Для родителей разработана памятка по развитию познавательно-исследовательской деятельности.
Системная работа по данному направлению позволила:
развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки;
развивать детскую любознательность, пытливость ума;
достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
У каждого ребёнка сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему:
познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок, и я хочу их узнать и разгадать»;
бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»;
созидательным – «мир так прекрасен, и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».
В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы.
Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь».
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.