Ифтоди Валентина
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям
▼ Скачать + Заказать документы
Ифтоди Валентина Ивановна,
воспитатель МБДОУ ДС №13 «Родничок»
г. Мегион, пгт. Высокий
Отчёт по самообразованию (I этап)
Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей (законных представителей) связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.
Необходимость приобщения молодого поколения к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям трактуется народной мудростью : «наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?».
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и народные и семейные традиции, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой : русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки).
Проведя анкетирование среди родителей (законных представителей) и проанализировав уровень знаний и умений воспитанников, пришла к выводу, что у детей и их родителей недостаточно сформировано представление о понятии народные и семейные традиции.
2016-2017 учебный год – первый год работы над темой самообразования. На данном организационно – ознакомительном этапе передо мной стояла цель и задачи:
Цель: приобретение знаний в области культуры народных и семейных традиций, праздников, обычаев для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Ознакомление с новыми нормативными документами в свете новых требований ФГОС ДО.
2. Анализ программы «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой по разделу «Ребенок и окружающий мир», «Художественно-эстетическое воспитание».
3. Анализ парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой.
4. Проведение опроса – анкетирование.
5. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы по данной теме.
6. Создание предметно – развивающей среды по данной теме.
7. Разработка проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
С целью реализации задач данного этапа была проделана следующая работа: определена тема самообразования. Изучены нормативные документы «ФГОС ДО о патриотическом воспитании дошкольников», в которых отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Проанализированы программы по патриотическому воспитанию дошкольников : «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; «Истоки», под редакцией Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, Т. В. Антонова; «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой; парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой. Несмотря на разнообразие программ, задачи по патриотическому воспитанию в них сводятся к одному: развивать представления о родном городе и стране; формировать первоначальные чувства патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим); способствовать осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну).
Изучена методическая педагогическая литература:
• Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Санкт – Петербург: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015., в которой представлены методические рекомендации и практические задания на развитие речи ребёнка. Основной акцент падает на патриотическое воспитание дошкольника. Тема патриотического воспитания раскрывается последовательно: от любви к своей семье, своему дому до любви к родине.
• Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010., в которой представлены разработки тематических дней и недель, проводимые во время каникул и в течение года. Творческие идеи данной книги могут послужить примером нестандартного мышления педагога, ухода от обыденности, штампов в работе с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольных образовательных учреждений.
• Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015, в которой конспекты занятий направлены на формирование патриотизма, гражданственности дошкольников, на тесное взаимодействие с семьёй. Предложено использование новых форм и подходов к организации педагогического процесса и созданию предметно – развивающей среды в ДОУ.
• Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду /. - СПб. : Детство - Пресс, 2008. В данной книге автор делится опытом работы по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». В книге представлены авторские сценарии по различным видам деятельности для приобщения детей к истокам русской народной культуры.
• Дьяченко В. Ю., Власенко О. П. Маленькие шаги в большой мир. – Волгоград: Учитель, 2007. Данное пособие содержит разработки занятий со старшими дошкольниками по теме : «Родные корни». Интересные задания и вопросы для обсуждения, разнообразные опыты и темы для детских исследований, дидактические материалы, методические рекомендации по организации образовательного пространства помогут педагогу провести запоминающиеся занятия.
• Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Москва: ТЦ Сфера, 2010. Данное пособие содержит разработки занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, направленное на воспитание у детей чувства любви к Родине, её историческому прошлому.
• Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014. В пособии представлена система работы по ознакомлению детей 3-7 лет с прошлым и настоящим в истории страны и родного края. Предложено календарно-тематическое планирование для всех возрастных групп, диагностический инструментарий и ресурсный материал, подробные конспекты занятий с включением авторских дидактических игр, современных форм и приемов активизации познавательной деятельности дошкольников, которые позволят педагогам приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям, развить интеллект, творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, помогут малышу осознать свое место в окружающем мире и повысить уровень социализации.
• Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2015. Данное пособие содержит практико-ориентированный материал по приобщению старших дошкольников к малой родине на основе организации проектной деятельности всеми участниками образовательного процесса. Использован тематический принцип подачи сведений об окружающем в форме разнообразных проектов, каждая тема которых содержит конкретный материал по истории, культуре, природе, труде города, края и страны. Учитывается принцип интеграции образовательных областей на основе партнерской познавательно-исследовательской деятельности взрослых и детей.
• Тихонова, М. В., Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/ М. В. Тихонова,Н. С. Смирнова, -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001. В книге представлены рекомендации по организации музея народного быта в дошкольном учреждении; примерное месячное планирование самостоятельных и совместных с педагогом занятий детей, организуемых в музее; конспекты занятий; описание игр; тексты фольклорных произведений.
• Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012. Основная цель пособия - раскрыть воспитательные и образовательные возможности народной педагогики в процессе формирования личности ребенка, воспитать его добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным и ответственным. Пособие помогает сформировать основы нравственного поведения у детей дошкольного возраста.
• Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва: Творческий центр «Сфера», 2015. В пособии представлены беседы с детьми, посвященные нашей Родине - России. Автор раскрывает нравственное значение, историю и функции государственных символов России - гимна, флага и герба. В книге рассказано о важнейших событиях в истории Отечества, о родном языке, народных традициях, большой и малой Родине человека. О героях, полководцах и богатырях, учителях духовных, словом, о тех людях, которыми может гордиться Отчизна.
Беседы сопровождаются стихами, сказками, вопросами и заданиями.
• Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва: Творческий центр «Сфера», 2015. В пособии представлены рассказы, стихи, сказки, посвященные семье. Занятия построены в форме беседы взрослого с ребенком. В доступной и увлекательной форме дошкольник узнает о том, что такое семья, для чего она создается, кого называют членами семьи, познакомится с семейными традициями.
• Шорыгина Т. А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. – Москва: Творческий центр «Сфера», 2015. В книге собраны сказки, посвященные литературе, начиная с народного эпоса, состоящего из устных сказаний, былин, сказок, пословиц и поговорок и заканчивая письменной литературой, книгами различных жанров - романом, повестью, поэмой, стихотворением, рассказом.
Дети узнают об отличии прозы от поэзии, о рифме и размере, прочитают сказки, стихи, загадки, считалки и рассказы, ответят на вопросы по содержанию представленного материала.
• Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва: Творческий центр «Сфера», 2015. В пособии представлены занятия, построенные на беседах и анализе поступков героев авторских стихов и сказок.
В ходе занятий дети 3-8 лет приобретают знания о правилах общения со сверстниками и взрослыми, усваивают нормы поведения в общественных местах, получают более четкие представления о профессиях, знакомятся с основами этикета.
• Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва: Творческий центр «Сфера», 2015. Пособие состоит из двух частей. В первой содержатся наиболее доступные для понимания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста крылатые слова и выражения. Во второй - пословицы и поговорки. Дается их толкование, подчеркивается, в каком значении они применяются в речи. Для лучшего усвоения все крылатые выражения, пословицы или поговорки введены в стихотворение и сказку.
Подобрана картотека дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию, картотека «Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре».
Оформлена картотека бесед по теме «Моя семья», «Воспитание культуры поведения дошкольников». Подобран материал на папку – передвижку «Масленица», «Волшебное рождество», «Пасха», «Народные промыслы», «9 мая – День Победы», «Троица. О берёзе детям».
Разработан проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам, обычаям».
Цель проекта: формирование интереса и любви к праздникам, традициям и обычаям русского народа; воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи проекта:
1. Знакомить детей с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения (приметы, пословицы, поговорки).
2. Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
3. Знакомить детей с историей русского народного костюма.
4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, развитию у детей лучших черт русского характера.
5. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, колядках, обрядах.
6. Пробудить интерес к истории и культуре России.
Реализация данного проекта сможет познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящих своими корнями в древность, помогут прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Таким образом, широкое включение фольклора в работу с детьми обогатит их жизнь, введёт в мир народной жизни, познакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаст положительную эмоциональную обстановку.