Елена Крюкова
Отчёт по самообразованию «Театр как средство формирования связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативность детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей и привычек.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Театр как средство формирования связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Использование в педагогическом процессе театрализовано-игровой деятельности позволяет сделать обучение более свободным и ненавязчивым.
Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.
Цель: развитие речи дошкольников посредством формирования навыков в театральной деятельности.
Задачи:
Формировать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
Развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения и интонационную выразительность речи, активизировать словарь, звуковую культуру речи, совершенствовать диалоговую речь;
Развивать коммуникативные навыки и положительно-эмоциональную сферу ребёнка;
Развивать у детей уверенность в себе, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём;
Вызвать у детей желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа с использованием мимики, жестов, танцевальных движений с соответствующей интонацией;
Способствовать самореализации каждого ребёнка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека;
Создать условия для театрализованной деятельности.
Для достижения цели поставили перед собой следующие задачи:
Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
Приобщить детей к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, с разными видами театров)
Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
Способствовать самореализации каждого ребёнка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого ребёнка.
Свою работу мы начали с изучения методической литературы.
На основе изученной литературы разработали и составили план совместной деятельности с дошкольниками на учебный год.
Разнообразили и дополнили развивающую среду группы новыми играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности.
При создании развивающей среды учитывали следующие принципы:
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.
Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребёнку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать то, что ему по душе.
Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды. Обновляемость.
Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.
Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаем не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал мы стараемся учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.
Результаты нашей работы.
В работе с детьми мы достигли планируемых результатов: обогатили и активизировали словарный запас детей, познакомили их театрально-игровой деятельностью, сформировали коммуникативные навыки для активного участия детей в праздниках и развлечениях.
Обыгрывали с детьми знакомые сказки («Колобок», «Репка») по ролям и с помощью магнитного театра.
Показывали сказки с помощью разных видов театра.
Обыгрывали сюжетно ролевые игры «Магазин», «Дочки-матери», «Строители».
Разыгрывали потешки и скороговорки используя пальчиковый театр.
В результате проведённой работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы.
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовили консультации:
«Играем пальчиками - развиваем речь»
«Играем вместе с родителями в занимательные речевые игры»
«Весёлые рифмы»
«Значение театра в жизни ребёнка»
Провели анкетирование «Театр и дети»
Подготовили рекомендации по закреплению речевых навыков у детей в летний период.
Театрализованная деятельность, как тема многогранна, и в зависимости от возраста дошкольников может быть реализована в различных направлениях.
В дальнейшем планируем работать над этой темой, т. к. считаем её актуальной. Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию.
Я планирую научить детей моделированию сказок и загадок с использованием мнемотаблиц.