Елена Игоревна Банщик
Отчёт по самообразованию педагога-психолога «Профилактика нарушений эмоциональной сферы дошкольников методом пескотерапии«
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию педагога-психолога по теме
«Психопрофилактика нарушений эмоциональной сферы детей дошкольного возраста методом песочной терапии» за 2020-2021 учебный год
Актуальность.
Публикация «Отчёт по самообразованию педагога-психолога „Профилактика нарушений эмоциональной сферы дошкольников методом пескотерапии„» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песочная терапия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Современные правила ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, развивающих технологий и интересных методов в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих развитие детей, их комфортное пребывание в условиях детского учреждения и сохраняющих здоровье каждого ребенка.
Самые первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Это наши традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим, как простую песочницу можно использовать с другой стороны.
Мой практический опыт показывает, что большое количество детей испытывают какие – либо трудности в получении того или иного социального опыта, у них происходят конфликты со сверстниками, капризы, агрессия, упрямство.
Это побудило меня использовать в своей педагогической деятельности такой технологии как песочная терапия.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста – наилучший способ избавиться от агрессии и негатива, быть увереннее в себе, позволить найти и раскрыть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию. Игра на песке с фигурками особенно полезна тем детям, которые не могут выразить свои переживания при помощи слов. Ведь песок имеет замечательное свойство "заземлять" негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
Цель проекта – создание условий для вовлечения дошкольников в мир песочных фантазий, овладения приёмами рисования песком на световой поверхности и лепки из кинетического песка, а самое главное стабилизация эмоционального благополучия детей.
Задачи:
Обучающие
- познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного творчества – рисованием песком и на песке;
- учить взаимодействовать с песком различными приёмами.
Развивающие
- развивать точные движения пальцев и глазомер, память и внимание;
- совершенствовать коммуникативные навыки (умение работать сообща);
- коррекция нарушений эмоциональной сферы (страхов, застенчивости, агрессивности, излишней двигательной активности)
- создавать условия для развития творческого потенциала.
Воспитательные
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, эмпатию.
Ожидаемые результаты:
Гармонизация психоэмоционального состояния детей (снятие напряжения, излишней двигательной активности, проявлений тревожности, агрессивности);
Развитие точности движений, умения работать кистью пальцами обеих рук;
Развитие зрительно-моторной координации;
Расширение словарного запаса детей.
Далее был разработан план, в соответствии с которым велась работа по самообразованию педагога-психолога.
В ходе реализации проекта была изучена следующая литература:
1. Атемаскина Ю. В., Богославцев Л. Г. «Современные педагогические технологии в ДОУ» учебно-методическое пособие- СПб. ; ООО Издательство Детство-Пресс, 2011.
2. Никитина О. Н., Афанасьева М. А. «Метод Sand-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории»- СПб, 2012.
3. Белоусова О. А. «Обучение рисованию песком» журнал «Старший воспитатель»- М., 2012г. №5
4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. «Практикум по песочной терапии»-СПб «Речь», 2006.
5. Федосеева М. А. «Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной сферы средствами песочной терапии» издательство «Учитель», Волгоград, 2016.
6. Каушкаль О. Н., Чернышова И. Н. «Сказка в песочнице. Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком»- Цпо, Москва, 2014.
7. Приказ Министерства образования ии науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 ноября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»
Техническое оснащение занятий включает в себя:
- песочный световой стол
- водонепроницаемый деревянный ящик
- песок кварцевый
- радужный кинетический песок
- ноутбук
- магнитофон с музыкальным сопровождением
- фотоаппарат
- презентации и видеоматериал
В ходе подготовки к проекту мною были разработаны материалы и оборудование для работы с песком:
- лопатки, грабли
- мячики разной фактуры
- набор формочек для песка
- линейки с фигурным краем
- кисточки разного размера
- зубочистки
- трубочки
- бамбуковые палочки
- фигурки людей, животных, насекомых
- набор растений
- набор транспорта
- камушки марблс (большие и маленькие)
- мелкие игрушки из киндер-сюрприза
- счётный материал (грибочки, матрёшки, звёздочки, жёлуди)
- природный материал (камешки, ракушки, веточки, шишки)
- поддоны для кинетического песка.
Занятия проводились 1 раз в неделю в течение года, продолжительностью 30-40 минут (в зависимости от возраста). Занималась с детьми старшего возраста по итогам диагностического обследования в начале учебного года, а индивидуально – по запросу родителей и педагогов.
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы и целей занятия, которые я планирую в работе с конкретным ребёнком в зависимости от его проблематики. После проведения занятия ведётся учёт в журнале психокоррекционной работы с детьми и разрабатывается план следующего занятия.
Образовательная деятельность выстраивалась с использованием игровых технологий.
Структура психокоррекционного занятия:
Часть 1. Вводная
Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт. Эта часть предполагает использование музыкального сопровождения для создания творческой атмосферы. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки (пальчиковые игры, нейропсихологические тренажёры и упражнения, лабиринты). На этом же этапе проговариваются правила работы с песком.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Здесь работа направлена на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Мы учились способам насыпания песка (из кулачка, сеять, различным способам взаимодействия с песком (рисование одним пальцем, всеми пальцами, ладошкой, ребром ладони, пробовали применять дополнительное нетрадиционное оборудование.
Так же в этой части занятия использовала игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, мелкой моторики.
Часть 3. Завершающая
Цель – подвести итог занятия, закрепить положительные эмоции от совместной работы. Основные процедуры: ритуал прощания с песочной страной.
Работа по теме самообразования проводилась регулярно в соответствии с перспективным планом педагога-психолога ДОУ. На мой взгляд, поставленные задачи были реализованы, так как значительно снизилось психоэмоциональное напряжение у тревожных детей и детей, склонных к проявлениям агрессии, улучшилась зрительно моторная координация движений, умение работать кистью и одновременно пальцами обеих рук, повысилась способность к саморегуляции, проявлению инициативы и творческого мышления.
В дальнейшем планирую продолжать работу по данной теме, но в связи с сокращением рабочего времени, только по запросу родителей и педагогов.