Антонина Рыбалко
Отчёт по самообразованию «Мнемотехника как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: “Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи ”.
Воспитатель:
Рыбалко А. В.
Актуальность
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация. Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, служат приёмы мнемотехники.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Мнемотехника как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Целью моей работы является :
Определение путей повышения эффективности регулирования процесса развития речи и осознания воспринятого у детей посредством использования метода мнемотехники :
- формирование ассоциативного мышления;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
-развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие воображения.
По теме самообразования мною была изучена методическая литература:
1. Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»
2. И. Н. Куцакова «Трудности, ошибки, пути преодоление»
3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
4. Т. В. Большова «Учимся по сказке»
5. Л. В. Омельченко «Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники»
6. Л. Я. Белоусова «Веселые встречи»
7. В. Козаренко «Мнемотехника. Шаг за шагом».
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы:
- Развивая речь ребёнка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций.
- В современном обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни и мышления, стиля общения и взаимодействия людей. Предъявляются новые, повышенные требования к дошкольному образованию, личностным качествам со стороны школы, родителей, общества.
- Для того чтобы помочь детям справиться с ожидаемыми их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полном формировании у них речи. Так как именно речь является одним из важнейших факторов развития полноценной личности.
- К числу важнейших задач работы с дошкольниками, относится формирование у них связной речи
- На современном этапе поиск новых форм и методов формирования самостоятельной связной речи детей старшего дошкольного возраста один из актуальных вопросов.
- Используя игровые, нетрадиционные формы можно помочь детям в овладении связной речью и готовности их к обучению в школе.
Деятельность по реализации темы:
1. Составлен перспективный план по теме самообразования, где отражены цели и задачи, этапы развитию связной речи детей, работа с родителями.
2. Созданы картотеки разнообразных игр, направленных на развитие речи:
- Тематическая картотека дидактических игр для формирования лексико – грамматических категорий и навыков словообразования.
- «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи».
- «Игры на развитие связной речи с элементами ТРИЗа».
- «Развиваем пальчики» (картотека пальчиковых игр).
- Картотека речедвигательных игр.
- Картотека игр, направленных на развитие общения и др.
3. Подобран разнообразный наглядный материала (дидактические игры, серии сюжетных картинок, наборы открыток, “перфокарты”, слоговые таблицы альбомы, материалы (карточки, таблицы) для чтения, схемы, символы, модели и др.
4. Оформлены “копилки” речевого материала (чистоговорки, скороговорки, стихи – «запоминалки», стихи по лексическим темам, загадки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, дикцию, комплексы артикуляционной гимнастики, загадки – складки, альбомы с текстовыми подборками для работы по звукопроизношению и т. д.).
5. Составлены консультации для воспитателей «Связная речь как приоритетное направление в развитии дошкольника», «Развитие просодической стороны речи детей старшего возраста с ОНР».
6. Семинар для воспитателей ДОУ, воспитателей района “Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи ”.
7. Проведены индивидуальные и групповые собрания, консультации для родителей на темы: «Влияние слова на внутренний мир ребёнка», «Использование мультимедийных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит»».
Оформление буклета «Игры и упражнения со звуками и словами». Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками».
8. Открытое занятие в подготовительной группе «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель».
В работе с детьми использую развивающие игры, которые позволяют совершенствовать навыки правильного произношения звуков в связных текстах, развивать воображение и творческую фантазию, словотворчество, что очень важно в развитии связной речи детей.
Активно использую в работе по формированию связной речи сказочные сюжеты, элементы фольклора, литературных персонажей, известных и придуманных игр, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжеты и героев мультфильмов, сюжетных и пейзажных картин, речевые игры и упражнения, рисунки, панно, мозаики, коллажи, дидактические игры.
Составление рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью на начальном этапе. Затем я обучаю детей различным видам рассказов-описаний и использую при этом схемы, символы, модели. Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов. Зрительный план делает рассказ четким, связным, полным, последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры.
Таким образом, использование методов мнемотехники : - облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речь, мыслительную деятельность воспитанников; - позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; - ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; - развивает творческое познание детей. Я считая, что использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольников, их творческое познание.
Вывод:
Подводя итоги, могу отметить, что уровень речевого развития детей вырос. Сравнительный анализ результатов показал, что используемые в течение года метод мнемотехники по развитию связной речи детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью.
Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Они с удовольствием обсуждают различные темы, проблемы взаимоотношений, нравственные поступки. Дают аргументированные оценки, могут разрешать споры.
Разнообразнее стали типы связей между предложениями, рассказы стали более четкими, полными, связными, последовательными.
Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.
Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.