Ларькина Ольга
Отчёт по индивидуальной программе профессионального и личностного саморазвития воспитателя в процессе самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по индивидуальной программе профессионального и личностного саморазвития воспитателя в процессе самообразования
В 2016-2017 учебном году я изучала тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
Публикация «Отчёт по индивидуальной программе профессионального и личностного саморазвития воспитателя в процессе самообразования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки. / Сост. Г. Науменко. М., 1998
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. – метод. Пособие 2-е изд., перераб. И доп. Спб., 2008
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками я поставила следующую цель:
- объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Основными задачами моего направления являются:
1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
3. Обогащать чувства детей, воображение и речь.
4. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Для решения поставленных задач использую следующие методы и приё мы:
• Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
• Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
• Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
В своей работе использую следующие дидактические пособия:
• настольный театр;
• пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок;
• кукольный театр;
• иллюстрационный материал по сказкам;
• иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.
В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Очень важна работа, проводимая с родителями. Рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать. Оформила для них папку – передвижку на тему: «Родители - книга – ребенок». Подготовила консультации на тему «Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни», «Устное народное творчество в развитии речи детей», «Растим говоруна».
В результате проведённой работы к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок, сказок и с удовольствием их рассказывают.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»
Отчёт по индивидуальной программе профессионального и личностного саморазвития воспитателя в процессе самообразования по теме :
"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
Подготовила:
Ларькина О. М. ,
воспитатель
Темников, 2017г.