Татьяна Мищенко
Отчёт о решении годовой задачи «Развивать творческую речевую активность, способствовать развитию устойчивого интереса»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт о решении годовой задачи
Воспитательно - образовательная работа по формированию связной речи дошкольников в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования. Так же свою работу мы строим на следующих основных принципах: на тщательном отборе материала; интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей; активном включении детей в игровые действия; использовании развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды.
Публикация «Отчёт о решении годовой задачи „Развивать творческую речевую активность, способствовать развитию устойчивого интереса“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В связи с этим воспитательно - образовательный процесс в группе опирается на новые педагогические технологии, инновационные методики с учётом индивидуально-психологических, физиологических особенностей каждого ребёнка и с использованием здоровьесберегающих технологий. В своей профессиональной деятельности мы используем следующие технологии: игровые технологии в ДОУ; технологии ТРИЗ, направленные на развитие творческих способностей; информационно-коммуникативные технологии; при взаимодействии с детьми используем личностно – ориентированный подход; технологии проблемного обучения; технологию проектной деятельности. Планируя воспитательно - образовательную работу, методически грамотно распределяя деятельность детей в течение дня, учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности каждого ребенка в отдельности, удалось добиться неплохих результатов. Вся работа с детьми ввелась по инновационной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С. и Васильевой М. А.
Развитие речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы : обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.
Главная задача развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная рабата, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.
Работа по формированию правильного звукопроизношения всегда выделяется как ведущая линия развития речи детей дошкольного возраста.
Работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования четкой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. При четком произношении слова, фразы, ребенок подходит к пониманию терминов «звук», «слово».
Привлекая родителей к данной проблеме, было проведено родительское собрание по теме: «Развитие речи детей через дидактические игры в старшем дошкольном возрасте». Где мы объяснили родителям всесторонние задачи развитию речи детей.
Основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, глаголов.
В целом словарная работа направленна на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащения его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.
Для достижения данных целей, нами используются дидактические игры : «Что за предмет?» «Кто, что умеет?» «Какое оно? (яблоко, облако)» «Что он делает? (петрушка, котик)» Рассказывание по картинкам: «Что сначала, что потом?» Данная работа проводится подгрупповым методом, индивидуальным, в НОД.
Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе (маленькая лошадка, длинный хвост) осуществляется посредством специальных игр и упражнений. Активизация в речи ребенка пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит его к употреблению падежных форм.
Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования : название животных и их детенышей, наименование предметов посуды образуются с помощью самых разнообразных суффиксов (заяц- зайчонок-зайчата; сахарница, хлебница)
Особое место занимает ознакомление детей с образованием звукоподражательных глаголов (воробей чик-чирик чирикает, утенок кря-кря-крякает).
Работу над грамматическими формами слова и предложения надо рассматривать в тесном единстве со словарной работой и развитие связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже и соединять в законченное смысловое целое не только слова, но и отдельные предложения. В отношении синтаксиса на первом плане стоит задача научить ребенка строить предложения разных типов и на элементарном уровне соединять их в связное высказывание
Выполняя данную работу, мы используем дидактические игры такие как : «Чего не стало?», «Чего нет у куклы Маши?», «Кто, что делает?», «Добавь слово» и т. д.
Только взаимосвязь в решении разных речевых задач является предпосылкой для развития связной речи. Детей подводят к пересказыванию литературных произведений, формируя умения воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем без них. При рассматривании картин дошкольников учат отвечать на вопросы по содержанию и подводят к составлению коротких рассказов сначала вместе со взрослым, затем самостоятельно. При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки, ее качеств и действий, назначения предметов, и подводятся к составлению рассказов. Совместно со взрослым рассказывание предполагает обучение ребенка построению коротких связных высказываний. Взрослый должен начать предложение, а ребенок закончить его. Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказываний (описательного и повествовательного типа). Обучая детей составлять рассказы повествовательно типа, надо развивать умение видеть структуру рассказа (начало, середина и конец, побуждать к употреблению соответствующей глагольной лексики.
Учитывая разный речевой уровень детей, особое значение имеют индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения как на занятиях, так и вне их. Руководство со стороны взрослого осуществляется в обстановке естественного общения партнеров по игре.
Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых особенностей каждого ребенка. Проводится индивидуальная работа в утренние и вечерние часы. Если проводятся фонетические и грамматические упражнения, они могут легко и естественно в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы. При этом важно развивать навыки диалогической речи: умение слушать взрослого, отвечать на вопросы, спрашивать самому.
Проводимая нами работа способствует подготовке детей к обучению в школе.