Светлана Савина
Отчёт о реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт МБДОУ детского сада «Сказка» сл. Б. Орловка о реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята».
Тип проекта: природоохранный социально-образовательный
Вид проекта: всеобщесадиковский
Продолжительность проекта: долгосрочный с 03.06.19. по 12.07.19.
Участники проекта: В проекте участвуют педагоги ДОУ, воспитанники младших, средних и старших групп детского сада «Сказка» и их родители (законные представители).
Публикация «Отчёт о реализации природоохранного социально-образовательного проекта „Эколята-дошколята“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
Цель проекта – формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи проекта:
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Оргкомитет проекта: для организации и внедрения проекта создаётся организационный комитет, который координирует деятельность всех участников мероприятия.
В состав оргкомитета входят:
*заведующий ДОУ;
* старший воспитатель;
* музыкальный руководитель;
* члены родительского комитета.
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - Дошколята» проводился в нашем детском саду, в рамках муниципальной тематической программы, в соответствии с письмом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 17.05.2019 года №24/3, 1-6445 и приказа МБДОУ д/с «Сказка» сл. Б. Орловка.
В настоящее время проблема взаимодействия человека с природой стала наиболее актуальна. Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Вырубка лесов, загрязнение водоемов, повсеместное использование пластика в быту засоряет природу, которая сама уже не в силах очистится. Обществу необходимо помочь природе возродиться. Современные дети слабо осознают последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Задача воспитательной работы по экологическому направлению состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе: уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе, бережном отношении к ней; развивать критическое мышление и формировать умение решать экологические задачи; формировать потребности заботиться об экологической чистоте; формировать умение рационально использовать бросовый материал с пользой для общества.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Проект «Эколята-Дошколята», который мы, реализуем, является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.
Первый этап проекта был подготовительный. На этом этапе определились с целями, задачами, спрогнозировали результаты проекта. Было подобрано программно-методическое обеспечение по данной проблеме; наглядно-демонстрационный, иллюстрированный, раздаточный материал. Разработали перспективный план работы по проекту. Изучили и проанализировали художественную литературу по реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята»; аудио- и видео материалы, интернет – ресурсы. Включили в проект образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. В работе с родителями, в рамках проекта разработали: памятки, консультации для родителей, с целью привлечения внимания к проблеме защиты природы.
Второй этап основной, самый плодотворный и содержательный. Здесь роль отводилась практической работе. Уже согласно поставленным целям и задачам, во время просмотра мультфильма, мы познакомили детей со сказочными героями Шалуном, Ёлочкой, Тихоней и Умницей. Это эколята – защитники природы, вместе они охраняют и берегут её, помогают детям понять, как заботиться о птицах, животных, насекомых, как ухаживать за растениями и т. д., поэтому образы этих героев мы использовали при проведении мероприятий в рамках проекта. Ребята с родителями сочинили и оформили истории о приключениях «Эколят».
Ставя задачу пробудить в каждом ребенке желание помогать природе, заботиться о ней, разработали конспекты образовательных мероприятий, экологических занятий, экскурсий с участием героев, защитников природы.
С детьми проводились наблюдения, беседы, презентации о жизни животных и растений: «Береги Природу», «Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе», «Умей гулять на Природе», «Дружить с Природой», «Единство Человека и Природы», «Чудеса Природы», «Правила поведения на Природе» и т. д., отгадывание загадок, словесные и дидактические игры: «Как вести себя в лесу», «Алые цветки», «Что легче?» «Подарки от берёзы», «Зачем и почему у животных?», «Кто как кричит», «Детки с ветки», «Кто, где живет и чем питается» и мн. др.
Гостья ребят Ёлочка попросила провести для нее экскурсию, и рассказать, что растет в нашем детском саду. Заметив на участке красивую ель, которая очень похожа на саму Ёлочку, предложила ребятам сделать для нее на память портрет. Ребята нарисовали ель с натуры красками. Свои шедевры ребята подарили Ёлочке. Она вернется снова в лес, и там всем расскажет про наших талантливых, заботливых и добрых защитников природы!
С наступлением тепла наши юные «Эколята» узнавали все больше о живой природе. Наши юные друзья природы все прошедшие недели посвятили нашему прекрасному миру. Во время прогулки на свежем воздухе воспитанники наблюдали за распускающимися деревьями и цветами, которые находились в окружении заботливых пчел. Воздух приятно пах ароматом цветущих деревьев и слышался жужжание насекомых.
Находясь в группе, мы тоже не скучали, играя в интересную развивающую игру «Медовое побоище».
Воспитанники регулярно ухаживают за комнатными растениями. Они хорошо знают, какие условия наиболее благоприятны и необходимы для роста растений. Вопрос: как и откуда, появляются, новые жители в плошках очень заинтересовал ребят. И они решили провести эксперимент. Узнать дома из книг и других источников, вместе с родителями, о разведении комнатных растений, стало домашним заданием для ребят. Из полученных знаний наши почемучки выяснили способы размножения цветов и их строение. Поместив отростки в стаканчики с водой, они стали ждать. Через несколько дней их наблюдения увенчались успехом, появились первые маленькие корешки. Ребята решили еще немного подождать, а когда корни подросли, посадили, молоденький хлорофитум в плошку.
На этом наши наблюдения не закончились. У дошколят есть еще много вопросов и в них им предстоит разобраться. Конечно, в этом им помогут сказочные герои Эколята. «Шаг за шагом, день за днем. Мы природу узнаем, как беречь ее, любить и воспитанными быть!».
Наибольший интерес у ребят вызвали практические занятия, каждый ухаживал за комнатными растениями: протирали листочки, пропалывали сорняки в горшочках, рыхлили и поливали растения.
Также ребята ежедневно наблюдали за состоянием растений на "огороде", за влажностью почвы, рыхлили её, удаляли сорняки, подрезали пожелтевшие листья.
Воспитанники продолжали знакомство со сказочными героями «Эколят» - друзьями и защитниками природы, которые знают о природе много интересного, помогли детям подружиться с ней, научили, как беречь, охранять и уважать природу, заботиться о ней.
Было обыграно много экологических ситуаций, творческих мастерских подчинённых целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к природе.
Во время образовательной деятельности ребята пополнили знания о Красной книге и заповедниках, рассмотрели фотографии Дарвинского заповедника и иллюстрации обитателей растительного и животного мира, находящихся в Красной книге Ростовской области, посмотрели мультфильм «Большое маленькое море».
Третий этап работы заключительный. Мы подводили итоги, достигли ли мы поставленных целей, насколько проект дал результаты, необходимо ли в будущем проводить аналогичные проекты и. т. д.
В процессе формирования у детей представлений об окружающей нас природе, растительном и животном мире, а также в рамках реализации природоохранного проекта «Эколята — Дошколята» итоговым мероприятием была создание фотовыставки рисунков родителей совместно с детьми «Мы друзья – природы».
На детских рисунках отражен целый спектр экологических проблем: загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов, негативное влияние отраслей промышленности на состояние окружающей среды, захламление территорий населенных пунктов отходами, сокращение видового разнообразия животных и растений.
Главная цель выставки — привлечь внимание к проблемам охраны окружающей среды с помощью детского рисунка. А совместное детско-родительское творчество, которое выполняет не только просветительскую и информационную функцию, но также имеет эколого-эстетическое значение — формирует видение красоты природы, способствует развитию творческого воображения, призывающие бережно относиться ко всему живому на нашей планете.
12 июля педагоги совместно с воспитанниками всего детского сада провели экологический всеобщесадиковский праздник: «Эколята – друзья и защитники природы». Они организовали праздник, продумали каждую часть мероприятия так, чтобы было не только интересно и красиво, но и поучительно. Праздник прошел на территории детского сада, дети читали стихи, пели песни, танцевали. Дошколята выступили в роли юных экологов и исследователей и все вместе отправились на защиту родной природы. Праздник продолжило самое долгожданное, но в тоже время ответственное, посвящение воспитанников в «Эколят – юных защитников природы». Каждому дошколёнку был повязан зелёный воротничок, вручено свидетельство участника природоохранного образовательного проекта «Эколята» и значок. Ключевым моментом праздника стала торжественная клятва, данная будущими «Эколятами», в которой они обязались беречь и сохранять природу. Дошкольники исполнили гимн "Эколят", что придало празднику торжественности. Праздник получился ярким и эмоциональным, а главное познавательным. Радости не было предела.
Вместе сделаем природу краше!
Участников, принявших наиболее активное участие в проекте, наградили благодарственными письмами.
В результате экологического праздника дети еще раз убедились в том, что нужно беречь и защищать свою родную природу: необходимо помогать растениям и животным, живущим рядом с человеком. У детей развивалось творческое воображение, логика, смекалка, уточнение знаний о животных, растениях, птицах, насекомых.
Актуальность и значимость экологического воспитания детей дошкольного возраста в наше время становится жизненно необходимой, одной из главных задач всех педагогов и родителей. Благодаря проведению в дошкольном учреждении экологических проектов, праздников в доступной для ребятишек форме помогают в решении серьезных воспитательных и образовательных задач: усвоить знания о живой и не живой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей. Они влияют на его отношение к окружающей среде. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте. Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации. Впечатление от проведения таких масштабных мероприятий запомнится для ребенка на всю жизнь.
Впервые в России за последние годы вопросам экологического воспитания и образования детей придано государственное значение. Мы считаем, что реализованная 2019 году система мероприятий экологической направленности в рамках социально-образовательного проекта «Эколята - дошколята», способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нм, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.