Анна Мишина
Отчёт о проделанной работе по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В 2018-2019 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного
народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития
ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего
дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного
языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи
Публикация «Отчёт о проделанной работе по самообразованию „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
являются произведения устного народного творчества, в том числе малые
фольклорные формы: загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки,
скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора
огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей
действительности, развивает умение чувствовать художественную форму,
мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в
дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста
обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного
творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым
развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа,
выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его
способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только
овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность
приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Приступая к работе с детьми в этом направлении, поставила перед собой следующую цель: повышение профессиональной компетентности и совершенствование профессиональной деятельности в вопросах использования средств устного народного творчества для развития речи детей.
Исходя из цели, поставила задачи:
1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
4. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.
На начальном этапе изучила методическую литературу:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
На 2-м этапе провела мониторинг личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей, а также анкетирование родителей.
На 3-м этапе для приобщения детей к русскому фольклору, увлечения народными сюжетами посредством театральной деятельности в группе с помощью родителей создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения различных драматизаций, инсценировок, развлечений по сказкам, потешкам и т. д. вместе воспитанниками группы. В уголке представлены различные виды театра, костюмы, сделанные руками родителей. Он постоянно пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с
загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в
соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была
организована с учётом интеграции образовательных областей.
Мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок,
иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения
слов, которые дети услышат в потешке.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём
исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа –
спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую
силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат
широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах,
которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
В ходе работы над темой самообразования мною был разработан проект на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" и реализован вместе с детьми и родителями в течении года.
В рамках данного проекта провели следующие досуги и развлечения : 1. Досуг «Сказочные загадки».
2. Развлечение «Широкая Масленица».
4. Досуг «Солнышко нарядись, красное покажись». 5. НОД по речевому развитию «Волшебный сундучок».
Создавали библиотеку красочных книг с потешками для детей, детскую
художественную литературу с разными жанрами фольклора. Изготавливали атрибуты для дидактических игр, игр-ситуаций.
Проводили следующие конкурсы с детьми и родителями:
1. Конкурс для детей «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»
2. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему
«Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
3. Совместное творчество родителей и детей " Моя любимая потешка».
4. Коллективная творческая работа по теме «Солнышко красное».
Вместе с детьми ставили инсценировки и драматизации по русским народным сказкам. Для просвещения родителей и воспитателей проводила следующие консультации: 1. Консультация для родителей: «Роль загадки в воспитании
дошкольника»
2. Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества
на развитие речи детей 3-4 лет».
3. Памятка «Загадка - ума зарядка». 4. Памятка «Учите детей отгадывать загадки».
На основе анализа по теме самообразования, можно сделать вывод о том, что к концу года у детей заметно повысился интерес к устному народному творчеству. Проведенная работа способствовала развитию фантазии и воображения у детей 3 – 4 лет, формированию первоначальных представлений о средствах актерской выразительности, пониманию детьми жанра устного народного творчества, использованию фольклора в повседневной разговорной речи, обогащению и расширению словарного запаса, развитию грамматического строя речи, способности к овладению родной речи. У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка.
Таким образом, мой опыт показал, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.