Кузнецова Евгения
Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»
Составила: воспитатель Кузнецова Е. В.
Цель работы:
- повышение своего профессионального мастерства и компетентности;
- способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора;
- объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Задачи:
Публикация «Перспективный план по самообразованию „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
- приобщать детей к устному народному творчеству, увлечь народными сюжетами, развивать их речь;
- вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, загадкам, пестушкам, народным песенкам и играм;
- способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в ДОУ;
- развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
- обогащать чувства детей, воображение и речь.
- воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Предполагаемый результат:
– у детей повысится интерес к устному народному творчеству – потешкам, колыбельным песням, стишкам, пестушкам, речевым народным играм;
– повысится уровень речевого развития детей раннего возраста;
– повысится интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.
Уровень речевого развития детей раннего возраста повысится, если:
– педагоги дошкольного образования заинтересованы процессом речевого развития;
– организовано специальное обучение родной речи с использованием фольклора в разнообразных видах деятельности;
– малые формы фольклора отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Срок работы над темой: сентябрь – май 2018-2019 учебного года.
Актуальность:
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления.
Литература:
1. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учебн. -метод. пособие 2-е изд., перераб, и доп. СПб, 2008.
3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.
5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа. – М. : Мозаика – Синтез, 2016. – 160 с.
6. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. – М. : Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с.
7. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа (от 2 до 3 года) / авт. Сост. Н. В. Лобозина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 303 с.
8. Интернет-ресурс: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет. https://www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-razvitie-rechi-detei-2-3-let.html.
9. Интернет-ресурс: Формирование активной речи детей раннего возраста 2-3 лет посредством использования малых форм устного народного творчества. https://diplomba.ru/work/101329.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Подбор и изучение методической литературы
Составление картотеки загадок и потешек для детей младшей группы. Сентябрь - май 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
План работы на год
Работа с детьми
Октябрь Отгадывание детьми загадок. Досуг «Вечер загадок».
Ноябрь Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки «Репка».
Февраль Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Развлечение «Широкая Масленица»
Март Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Апрель Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Работа с семьёй Октябрь Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей. «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»
Апрель Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Самореализа-ция Март
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».
Май Открытый показ оод в первой младшей группе. Рассказывание сказки с показом настольного театра. Сказка «Заюшкина избушка»
Май Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.
Перспективный план работы по самообразованию педагога
с детьми, родителями, воспитателями.
Сентябрь
Тема: «Детский сад».
1) Подбор литературы по теме.
2) Составление перспективного плана по самообразованию.
3) Разработка анкеты для родителей.
4) Разучивание игры «Ладушки».
«Ладушки вы, ладушки.
— Где были? — У бабушки.
— А что ели? — Кашку.
— А что пили? — Бражку.
— А что на закуску? — Кислую капустку.
— Попили? Поели? Кыш, полетели. На головку сели».
Источник: https://razvitie-krohi.ru/igryi-dlya-detey/10-igr-prinosyashhih-radost-vashemu-malyishu.html
5) Слушание потешки «Кто тут плачет?».
«Кто тут плачет?
Ой-ёй-ёй!
Говорят, сынишка мой?
Нет, не плачет мой сынок,
Зря вы говорите!
Улыбается уже-
Посмотрите!»
Октябрь
Тема: «Домашние и дикие животные».
1) Поиск нужного художественного материала.
2) Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка».
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.
1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?___
2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?___
3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?___
4. Надо ли знать народные сказки и былины?___
5. Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___
___
6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___
7. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?___
8. Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?___
9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?___
10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?___
___
3) Подведение итога анкетирование родителей.
4) Разучивание потешки «Наши уточки с утра».
«Наши уточки с утра
«Кря-кря-кря! кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! га-га-га!
А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху —
Грру-грру-у, грру-у, грру-у!
Наши курочки в окно —
Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!»
5) Игра «Зайка серенький сидит».
«Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.»
6) Игра «Наседка и цыплята».
Дети изображают цыплят, а воспитатель - наседку. На одной стороне зала или площадки огорожено место (веревка или шнур натягивается между деревьями или стойками на высоте 50 см) — это дом, где живут наседка и цыплята. Первой выходит из дома наседка, она идет искать корм. Затем зовет цыплят: «ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки. Воспитатель говорит:
«Вышла курочка – хохлатка,
С нею цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко!» (приближается к кошке)
На скамейке, у дорожки,
Улеглась и дремлет кошка. (цыплятки подходят к кошке близко)
Кошка глазки открывает… Мяу –мяу!
И цыпляток догоняет.».
Все цыплята бегут домой. Игра повторяется 3—4 раза.
7) Показ магнитного театра «Курочка ряба».
Ноябрь
Тема: «Я – человек». «Мой дом».
1) Подбор информации в родительский уголок по данной теме.
2) Консультация «Фольклор в речевом развитии ребенка» (часть 1).
3) Разучивание наизусть потешек, для дальнейшего рассказывания детям.
4) Разучивание потешки «Наша Маша маленькая».
«Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька
Опушка бобровая,
Маша чернобровая»
5) Сказка «Маша и медведь».
6) Игровая ситуация «Укладываем куклу спать» (колыбельная «Баю, баю, баю, бай…»).
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.
Баю-баюшки-баю
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он утащит во лесок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадет,
Прямо Катеньке в рот.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
И потащит во лесок
Под осиновый кусток.
Ты к нам, волчик, не ходи,
Нашу Машу не буди.
Баю-баюшки-баю,
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
А там бабушка живет
И калачики печет,
И детишкам продает,
А Ванюше так дает.
7) Кукольный театр «Маша и медведь».
Декабрь
Тема: «Транспорт». «Новогодний праздник».
1) Подготовка материала с перечнем художественных произведений для детей раннего возраста.
2) Консультация «Фольклор в речевом развитии ребенка» (часть 2).
3) Потешка «Ладушки», «Водичка, умой мое личико».
«Ладушки вы, ладушки.
— Где были? — У бабушки.
— А что ели? — Кашку.
— А что пили? — Бражку.
— А что на закуску? — Кислую капустку.
— Попили? Поели? Кыш, полетели.
На головку сели».
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.»
4) Отгадывание детьми загадок о диких животных.
5) Досуг «Отгадай загадку».
Январь
Тема: «Зима».
1) Подбор иллюстрированного материала к потешкам и сказкам.
2) Разместить в уголке для родителей информацию с перечнем рекомендуемого художественного материала по данному возрасту для занятий дома.
3) Знакомство с потешками «Пошел котик на торжок», «Ой ты, заюшка пострел».
4) Рассказывание сказки «Репка».
5) «Прилетели гули» пальчиковые и музыкальные игры на основе русских народных потешек.
Февраль
Тема : «Профессии».
1) Подготовка атрибутов к театрализованной игре «Репка».
2) Оформление выставки книг для родителей.
3) Театрализованная игра «Репка».
4) Загадки о животных.
Март
Тема: «Мамин день». «Игрушки».
1) Подготовить консультацию для родителей. Консультация для родителей «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».
2) Знакомство со сказкой «Теремок».
3) Слушание колыбельной «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай».
4) Пальчиковая игра «Сорока-белобока».
5) Театрализация сказки «Теремок».
Апрель
Тема: «Весна».
1) Подготовка атрибутов к подвижной игре «Карусели».
2) Подготовка доклада по результатам работы над темой.
3) Разучивание закличек «Дождик, дождик, веселей»; «Солнышко-ведрышко».
4) Народная игра «Карусели».
5) Досуг «Солнышко нарядись, красное покажись».
Май
Тема: «Скоро лето».
1) Слушание потешки «Травка-муравка».
2) Отгадывание загадок о домашних животных.
3) Проведение досуга «Как у наших у ворот…» песенки, потешки, хороводные игры.
4) Подведение итога работы над темой.
ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ»
В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей.
В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.