Сусанна Схаляхо
Отчёт о проделанной работе педагога-психолога за учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Работа педагога-психолога в 2021-2022 учебном году осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС, годовым планом учреждения, годовым планом педагога-психолога.
В 2021- 2022 учебном году была поставлена следующая цель:
-Психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного
психического развития воспитанников.
Публикация «Отчёт о проделанной работе педагога-психолога за учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Для реализации данных целей были поставлены следующие годовые задачи:
• Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, и создание необходимых условий для их психоэмоционального развития.
• Развитие у дошкольников психических познавательных процессов и формирование психологической готовности к школьному обучению.
• Оказание психологической помощи конкретным дошкольникам в преодолении возможных трудностей в развитии и построении межличностных отношений путем коррекционной, развивающей, консультативной работы.
• Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
В течение учебного года выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом:
-психодиагностические;
-коррекционно-развивающие;
-консультативные;
-профилактика и просвещение.
Психодиагностическая работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:
- Диагностика развития школьно-значимых умений.
- Определение соответствия возрастным нормам, уровня тревожности, диагностика эмоционально-личностной сферы, самооценки.
- Определение психологической готовности к обучению в школе
- Определить степень адаптации детей в детском саду.
Диагностическая работа по выявлению уровня развития психических процессов воспитанников проводилась в II этапа:
1 этап в начале учебного года;
2 этап в конце учебного года.
Для этого я использовала комплект Н. Н. Павлова, Н. Г. Руденко «Экспресс – диагностика в детском саду».
Главная цель диагностической работы состояла в отслеживании общего психического развития и его соответствие возрастной норме; определения группы детей с низким уровнем развития познавательных процессов для оказания им своевременной психолого-педагогической помощи.
В обследовании приняли участие:
• 18 детей из младших групп «Неваляшка», «Радуга»
• 30 детей из средней группы «Ромашка», «Нарт», «Колокольчик»
• 29 детей из старших групп «Созвездие», «Родничок» «Звездочка»;
• 15 детей из 1подг. к шк. гр. «Почемучки»;
• 14 детей из 2 подг. к шк. гр. «Любознайки»,
• 13 детей из 3 подг. к шк. гр. «Непоседы»,
Всего: 119 ребенка.
Результаты диагностики:
Младшие группы «Радуга», «Неваляшки»; средние группы «Ромашка», «Нарт», «Колокольчик»; старшие группы «Созвездие», «Родничок», «Звёзочка»;
1подг. гр. «Почемучки»; 2 подг. гр. «Любознайка», 3 под. гр. «Непоседы»
Группы Начало учебного года Конец учебного года
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Младшие группы 4 14 - 18 8 -
Средние группы 8 20 2 27 13 -
Старшие группы 8 21 - 25 15 -
1 под. гр. «Почемучка» 6 8 1 10 4 1
2 под. гр. «Любознайка» 7 9 2 12 5 -
3 под. гр. «Непоседы» 5 7 1 10 3 1
В младшей группе, в диагностике применялись следующие методики:
• Беседа об общей осведомленности
• «Коробка форм» (восприятие)
• «Цветные кубики» (восприятие)
• «Угадай чего не стало» (память)
• «Матрешка» 3-составная (мышление)
• «Разрезные картинки» 2 – 3 части (мышление)
• «Покажи картинки» (внимание, общая осведомленность)
В результате первичной диагностики в начале года, в младших группах 4 детей показали высокие результаты, у 14 детей средний уровень развития. В течение года со средним уровнем развития, проводились индивидуальные беседы, коррекционно-развивающие занятия, игры по возрасту.
При повторной диагностике до конца учебного года количество детей в группах увеличивалась. При обследовании дети младших групп показали хорошую динамику.
В процентном соотношении у 18 детей высокий уровень развития, 4 детей со средним уровнем, а с низким 0.
В средних группах в диагностике применялись следующие методики:
«Покажи и назови» (общая осведамленность)
«Коробка форм» (восприятие)
«Матрёшка 4 – составная» (восприятие, моторика)
«Разрезные картинки 4- составные» (восприятие)
«8 предметов» (память)
«Лабиринты» (внимание)
«Найди домик для картинки» (мышление)
«Найди такую же картинку» (внимание)
«На что это похоже?» (воображение)
Из таблицы видно, что на начало учебного года у 8 детей высокий уровень развития и 20 детей средний уровень и 2 детей с низким уровнем развития. В течение года с этими детьми проводились коррекционные занятия, игры на внимание, на воображение.
А в конце года результаты улучшились: 27 детей с высоким уровнем развития и 13 ребенка на среднем уровнем., с низким 0. Со всеми детьми, имеющими уровень развития ниже среднего, проводились коррекционные занятия. Повысился уровень воображения, внимания.
В старших группах на начало года было обследовано 29 детей.
Используемые методики:
«10 картинок» (диагностика зрительной памяти);
«Лесенка» (самооценка)
«Нелепицы» (общая осведомленность)
«Времена года»
«Найди такую же картинку» (внимание)
«Найди семью» (мышление)
«Рыбка»(мышление)
«Рисунок человека»
«Последовательные картинки»(речь, мышление)
«Разрезные картинки» (восприятие)
«На что это похоже?» (воображение)
В результате проведенного психодиагностического обследования дети по уровню развития познавательных способностей показали следующие результаты:
8 детей имеют соответствующий возрасту уровень развития, 21 детей имеют средний уровень развития. При повторной диагностике к концу года было обследовано 40 ребенка.
При повторном обследовании динамика немного улучшилась. У 25 детей высокий уровень развития, 15 детей со средним уровнем.
Диагностика готовности к обучению в школе детей 6-7 лет.
1 под. гр «Почемучка»
Первое обследование проводилось в начале года. Диагностику прошли 15 детей (индивидуальная и групповая).
Используемые методики: диагностический комплект Павловой Н. Н., Руденко Л. Г. :
Оно показало:
Из таблицы видно, что на начало года 6 детей дошкольника готовы к обучению в школе, у 8 детей средний уровень развития, а у 1 ребенка низкий уровень развития.
С ними проводились индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, дополнительные индивидуальные занятия. Работа велась в течение года. К концу года дети показали положительную динамику, кроме 1 ребенка. Остальные дети готовы к обучению в школе.
2 под. гр. «Любознайка»
Используемые методики: диагностический комплект Павловой Н. Н., Руденко Л. Г. :
На начало учебного года было обследовано 14 детей, из них 7 детей показали высокие результаты и 9 средние и 2 низкий уровень развития. В течение года проводились групповые и индивидуальные занятия, беседы, тесты.
В конце года при повторном обследовании показали хорошие результаты.
Дети готовы к обучению в школе.
3под. гр. «Непоседы»
Используемые методики: диагностический комплект Павловой Н. Н., Руденко Л. Г. :
На начало учебного года было обследовано 13 детей, из них 5 детей показали высокие результаты и 7 средние и 1 низкий уровень развития. В течение года проводились групповые и дополнительные индивидуальные занятия, беседы, тесты.
В конце года при повторном обследовании показали хорошие результаты, только у 1 ребенка динамика не улучшилась.
Все остальные дети готовы к обучению в школе.
Проведя сравнительный анализ на начало учебного года по каждому познавательному процессу по группам можно сделать следующие выводы:
Большая часть детей справилась с диагностическими заданиями на среднем уровне. У некоторых детей наблюдались отставания от возрастных нормативов развития в словесно-логическом мышлении (умение сравнивать и анализировать, в речевой деятельности (составление рассказа по картинкам, ориентировки в пространстве, умении производить арифметические действия. В течение года с этими детьми велась коррекционно-развивающая работа.
К концу года, исходя из результатов анализа готовности, из 41 выпускников все дети полностью готовы к началу регулярного обучения к школе, имеют высокий уровень готовности. Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности.
Наиболее высокие показатели были получены при обследовании таких процессов, как памяти, внимания, словесно-логического мышления.
В результате повторного обследования психических процессов, у двоих детей выявлен недостаточный уровень развития, снижены показатели практически по всем характеристикам, не соответствуют возрастным нормам. В связи с этим с согласия родителей подготовили необходимые документы на ПМПК.
Исходя из выше представленных данных, можно сделать вывод, что уровень развития познавательных процессов на среднем уровне, а психологической готовности к школьному обучению у детей подготовительной группы на высоком уровне.
Работа в адаптационный период
Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.
Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей, мед. сестры и психолога. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолога, медсестры.
Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводились адаптационные игры; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.
В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах, во время занятий. Было проведено анкетирование родителей, заполнение листов адаптации на каждого ребёнка. В течение учебного года ясельные и младшие группы пополнялись новыми детьми. На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.
Коррекционно – развивающая работа.
Цель: способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка в пространстве нормального детства.
В течение года, ежемесячно проводились индивидуальные коррекционные занятия с детьми направленные на развитие восприятия, развитие мышления, развитие индивидуальных особенностей и качеств личности, устранение страхов, коррекцию агрессии.
Коррекционно-развивающая работа проводилась по программе «Цветик-семицветик» Н. Ю. Куражевой.
Консультирование
На протяжении всего учебного года проводила анкетирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности к обучению в школе, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей. Систематически пополняю информацию «Уголок педагога-психолога» консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах ДОУ.
• Как справиться с детской истерикой?
• Как быть здоровым и телом и душой?
• Возрастные особенности детей 6-7
• Кризисные периоды в развитии детей дошкольного возраста.
• Психологические аспекты подготовки детей к школе.
• Почему дети себя плохо ведут?
• Готовимся к школе!
Профилактическая и просветительская работа.
Ежемесячно велась профилактическая работа (беседы, анкетирование, заполнение, журналов и других необходимых документов)
В течение учебного года пополняла личную библиотеку психолого-педагогической литературой.
Организационно – методическая работа.
В течение учебного года принимала участие в мероприятиях, которые проводились в ДОУ:
- Снегурочка в представлении «Новогодние чудеса»;
- Ведущая утренников посвященных 8 Марта;
- Провела тренинг для педагогов «Совместная работа по речевому развитию
дошкольников педагога-психолога и воспитателей»;
- Провела игру – викторину приуроченную к Всемирному дню охраны труда.
Проведенная работа в 2021-2022 учебном году носит положительный характер.
Благодаря индивидуальным занятиям с детьми улучшились результаты по развитию и коррекции познавательных процессов.
Существенно повысился интерес родителей к особенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей.
Следовательно:
На следующий год планируется больше времени уделять коррекционно-развивающим занятиям по различным проблемам познавательных процессов, эмоциональной сфере, сфере общения. Также, необходимо усилить работу по психологическому просвещению родителей; чаще проводить практические обучающие семинары для педагогов по работе с проблемными детьми.