Татьяна Войтенко
Итоговый отчет учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговый отчет о результатах коррекционно-развивающей работы за год (2016-2017 учебный год).
I. Организационный блок
Коррекционная работа была продолжена в подготовительной группе (в старшую группу компенсирующей направленности по результатам обследования РПМПК (протокол № 1 от 27 мая 2015 года) было зачислено 12 детей с заключением ОНР - III уровень, сроком на 2 года). Цель коррекционно-логопедической работы - освоение детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной Программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждение.
Публикация «Итоговый отчет учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Задачи:
• Владение речью как средством общения;
• Обогащение активного словаря;
• Развитие правильной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте;
• Развитие коммуникативных умений и навыков;
• Формирование психических процессов.
Коррекционно-логопедическую работу в подготовительной группе построила на основе программы «Коррекция нарушения речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, 2010 года. В практической деятельности руководствуюсь нормативно – правовыми документами: Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"", инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 года № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», письмо Минобрнауки России и Департамента государственной науки в сфере общего образования от 10.01.2014г., уставом дошкольного учреждения.
Коррекционно-развивающий процесс организовала на принципе индивидуального подхода к воспитанию и развитию ребенка на основе программ: Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2012; Примерной программы коррекционно - развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3- до 7 лет) Нищевой Н. В. С-Петербург, 2012, рекомендованных методических пособий и современных развивающих технологий.
II блок. Коррекционно-развивающая работа с детьми
По результатам обследования детей были организованны 2 подгруппы по 6 человек в соответствии с нарушениями звукопроизношения.
Цель работы - воспитание у детей правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развития связной речи, речевых и неречевых процессов. Задачи:
Развитие понимания речи.
Создание необходимой артикуляционной базы для постановки свистящих и шипящих звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, пальчиковой моторики).
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Развитие слоговой структуры слова.
Расширение пассивного и активного номинативного, предикативного, атрибутивного и словаря наречий по всем лексическим темам, предусмотренным программой.
Развитие грамматического строя речи (категории числа, рода и падежа, словоизменение и словообразование).
Развитие фразовой и связной речи, просодических компонентов.
Развитие мимики, общей и мелкой моторики.
Развитие психических функций.
Вся коррекционно – развивающая работа (фронтальные, подгрупповые занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т. д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2016-2017 учебный год.
Занятия по подгруппам проводились 3 раза в неделю с каждой подгруппой, фронтальные занятия 1 раз, индивидуальная работа также проводилась 3 раза в неделю с каждым ребенком.
Занятия опираются на технологии игрового, проблемного и проектного обучения, использую элементы новизны, например, ТРИЗ Г. С. Альтшуллера (сказки по-новому, моделирование и коллаж из сказок, игра «Хорошо - плохо»).
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития моторики тонких движений рук – кисти руки. В своей работе с детьми при выполнении артикуляционной гимнастики использовала движения пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции, т. е. биоэнергопластику, которая активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. И это также повлияло на развитие органов артикуляции.
Всем детям поставлены сонорные звуки, автоматизированы в слогах, словах, предложениях и в связной речи.
Иногда дошкольники допускают незначительные аграмматизмы в словообразовании существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят (медвежат, цыплят.); глаголов с различными приставками за-, на-, пере- (зашивать, нашивать, перекопать,.); в согласовании существительных с прилагательными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Правильно согласуют числительные от одного до десяти с существительными. Составляют сложноподчиненные предложения в личной беседе (например, - я ночевал у бабушки, потому что было холодно дома, а сложносочиненные - по образцу.
Дети имеют понятия слово, предложение и могут ими оперировать, но некоторым надо подсказать (Дарье К., Станиславу Д. и другим). Различают на слух короткие и длинные слова, гласные и согласные звуки (звонкие, глухие, могут делить слова на слоги (2, 3,4,5). Выделяют заданный звук из ряда звуков, а также определяют позицию звука в слове, но есть и ошибки. В середине слова хорошо определяет позицию звука Даниил П.
С небольшой помощью дети составляют рассказы по серии картинок и по сюжетной картине, сравнительно-описательные рассказы о предметах обихода, об игрушках, фруктах, овощах и т. д. составляют по аналогии и по схемам, мнемотаблицам. Многие дети могут сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку или самостоятельно определяют другие характерные признаки группы предметов.
В развитие связной речи детей использовала сказки: моделирование, разные методы ТРИЗа, например, сказки по новому, придумать конец сказки, т. д. Хорошо знакомые сказки, небольшие рассказы дети пересказывают близко к тексту, драматизируют, стараются выразительно передать диалог действующих лиц, персонажей. Интересные придумывают концовки к произведениям: Д. Иван, Д. Стас, А. Владимир.
Продолжить надо работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и памяти, других психических процессов. Одним из составляющих звеном были занятия по логоритмике, которые включали в себя двигательные упражнения (корпуса, головы, рук, ног) под музыкальное сопровождение с произнесением специального речевого материала; работу над певческим дыханием, простейшие элементы самомассажа кистей рук и ушных раковин, гимнастику для глаз, и т. д.
На занятиях поддерживала эмоциональное настроение детей, корректировала речевое развитие, а также развивала творческие способности детей, коммуникабельность. Подготовку детей к школе осуществляю в рамках образовательной системы «Школа 2100» и комплексной программы «Детский сад 2100».
2. Диагностический блок
Мониторинг детей проводился всеми специалистами ДОУ с 03.09.2016 – 14.09.2016 года. В обследование устной речи детей подготовительной группы использовала методику авторов-составителей А. М. Быховской, Н. А. Казовой, «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» С-Петербург, 2012г., иллюстративный материал Смирновой Л. Н.
По результатам логопедического обследования были сформированы 2 подгруппы по 6 человек в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей.
Занятия по подгруппам проводились 3 раза в неделю с каждой подгруппой. Индивидуальная работа проводилась 3 раза в неделю. Вся коррекционно –развивающая работа (фронтальные, подгрупповые занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т. д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2016-2017 учебный год. В запланированные сроки (январь, 2017) был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка. Все дети оставлены для продолжения коррекционной работы.
Параметры:
• 1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает (низкий уровень);
• 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания (ниже - среднего уровня);
• 3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого (средний уровень);
• 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания (выше – среднего уровня);
• 5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно (высокий уровень).
Результаты сравнительной диагностики детей подготовительной группы компенсирующей направленности на 2016-2017 учебный год
2016-2017 учебный год Подготовительная группа компенсирующей направленности
Месяц Сентябрь 2016 Май 2017
% баллы уровень речевого развития % баллы уровень речевого развития
Словарь 68% 3,4 средний 98% 4,9 выше-среднего
Звукопроизношение 55% 2,75 ниже-среднего 94% 4,7 выше-среднего
Грамматика 58% 2,9 ниже-среднего 78% 3,9 средний
Обучение грамоте 49% 2,45 ниже-среднего 80% 4 выше-среднего
Связная речь 60% 3 средний 86% 4,3 выше-среднего
Общий показатель уровня речевого развития 58% 2,9 ниже-среднего 87% 4,35 выше-среднего
Все дети выпущены из подготовительной группы компенсирующей направленности с чистой речью для обучения в массовой школе.
3. Блок профилактической и консультативной работы:
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т. д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2016-2017 учебный год. В запланированные сроки (сентябрь 2016, январь 2017) были проведены логопедические мониторинги в игровой форме с целью выявления динамики развития устной речи в коррекционно-образовательном процессе каждого ребёнка.
Работа с детьми проводилась на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, на которых были охвачены все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая, связная речь, коррекция слоговой структуры, звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов, а так же развитию психических и графомоторных навыков.
С каждым ребенком в течение года проводились индивидуальные занятия по коррекционному плану, составленному на основе анализа речевой карты ребенка.
Основной задачей индивидуальных занятий было формирование звуковой стороны речи: развитие артикуляторной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция звукопроизношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.
Знания, умения и навыки ребенка, полученные на логопедических занятиях, закреплялись педагогами (родителями) как на занятиях и в играх, так и в свободной деятельности. На каждого ребенка была оформлена соответствующая документация, согласно требованиям МБДОУ № 47. В течение года по плану проводилась адресная и систематическая работа с родителями в разной форме: еженедельные индивидуальные занятия вместе с родителями, ежемесячные групповые консультации (Звуковой анализ и синтез слов; Дайте детям наиграться; Мы – читающая семья и т. д.).
А так же беседы, собрания, тренинги, семинары-практикумы, круглые столы, лекции, дни открытых дверей, групповые собрания (Речевое развитие детей седьмого года жизни; Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка; Развитие у дошкольников экологического сознания; Как провести лето перед школой).
Использовала наглядные средства информации: информационные стенды, папки-передвижки, буклеты с рекомендациями и советами, и т. д. Темы: Ваши трудности в дифференциации звуков. Способен ли ваш ребенок следовать инструкции? Роль игры в формирование грамматических категорий речи. Речевая готовность детей к школе. Звуковой анализ и синтез слов. Развитие связной речи по сюжетным картинкам. Обучение элементам грамоты. Речь взрослых – образец для ребенка. Изучение иностранных языков. Вопросы коррекции речи; воспитания и развития ребенка. Составление предложений с помощью таблиц. Кризис 7-ми лет. Графо – моторные навыки для детей. Педагогическая библиотека (по запросу родителей) Для педагогов ДОУ были подготовлены консультации на темы: Особенности нарушения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Большие возможности мелкой моторики. Артикуляционные упражнения для сонорных звуков. Наши пальчики играли… Инновации в коррекционной работе с логопатами. Консультации по запросам педагогов ДОУ.
4. Научно – методический блок
В начале учебного года составлен годовой, календарный план работы, график и циклограмма рабочего времени, лист занятости ребенка, речевая карта и другая необходимая документация.