Наталья Душкина
Развитие связной речи у детей с ТНР посредством ознакомления с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
В 2021-2022 учебном году, работала в группе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, у которых без специального обучения спонтанное речевое развитие происходит замедлено и выделенные особенности создают затруднения в овладении полноценной связной монологической речи. Одним из видов работы над связной речью детей является знакомство с художественной литературой, так как именно литература выступает на дошкольном этапе, как эффективное средство речевого развития ребенка. Художественная литература способствует обогащению словарного запаса детей с ТНР, развитию восприятия, памяти, внимания, что очень важно для развития детей и подготовке их к школьному обучению. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого рассказа.
Публикация «Развитие связной речи у детей с ТНР посредством ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оценив преимущество художественной литературы для детей с общим недоразвитием речи, приоритетным направлением своей работы выбрала: «Развитие связной речи у детей с ТНР посредством ознакомления с художественной литературой».
Цель работы была направлена на: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии связной речи детей с ТНР посредством ознакомления с художественной литературой. театрализованной деятельности.
Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучение теоретического и практического опыта по данной теме.
2. Описание форм и методов работы с детьми и родителями.
3. Создание условий для развития связной речи детей (организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды).
4. Внедрение системы работы, распространение положительного опыта.
Для реализации задач и достижения цели я изучила методическую литературу : Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников; Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи; Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием; Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и др.
Для знакомства с некоторым материалом использовала интернет – ресурсы:
- mersibo
- maam.ru
- dohcolonoc.ru
- logoped-sfera.ru
Работа велась по следующим направлениям:
- Работа с педагогами: участие в обучающем вебинаре «Игра как средство развития всех сторон речи в старшем дошкольном возрасте». Консультация с презентацией из опыта работа «Значение игры-инсценировки в развитии речи детей». Памятка «Игры, способствующие развитию речи детей». Консультация «Использование художественной литературы как средство развития монологической речи у детей с ТНР».
- Работа с родителями: Анкетирование для родителей «Я и мой ребёнок». Консультация «Развитие связной речи и речевого общения детей». Дистанционная викторина с родителями «По дороге сказок».
- Работа с детьми: Пополнение театров и атрибутов к обыгрыванию рассказов и сказок. Пополнение художественной литературы, портретами писателей, энциклопедиями и т. д. Создание картотеки «Чистоговорки», «Скороговорки». Проект «Путешествие по сказкам». Изготовление атрибутов к сказке «Под грибом». Ребята с удовольствием участвовали в инсценировках и постановках сказок «Заюшкина избушка», «Колобок – колючий бок», «Под грибом». Пересказы рассказов и сказок. Каждый пересказ ребенка заслушивался и оценивался. Физкультурно-речевой досуг «Сказочная спартакиада». Участие детей во всероссийских конкурсах и викторинах, а также внутри учреждения:
- конкурс чтецов МБДОУ «Красота, что дарит нам природа» - Полтавская Альбина, 2 место;
- всероссийская викторина «Что такое хорошо и что такое плохо» - Власова Александра, 2 место.
Как показал опыт работы, изложенный подход к построению совместной деятельности детей и взрослых даёт хорошие результаты коррекционной работы по формированию у детей с ОНР навыков составления связных развёрнутых высказываний.
Таким образом, проанализировав ход проведенной работы, можно сделать следующий вывод: работа велась согласно плану по самообразованию, поставленные задачи работы за отчетный период выполнены.
На следующий год планирую продолжить работу в ДОО по развитию связной речи.