Оксана Сивова
Отчет по теме самообразования «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по теме самообразования
Введение
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими особенностями детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире.
Актуальность
Через экспериментирование, особенно в старшем дошкольном возрасте, ребенок самостоятельно может вывести причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Всевозможные опыты и эксперименты предоставляют ему возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А чем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее он будет развиваться. Тем самым, лучше подготовится к школе. Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребёнка – склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача педагогов.
Публикация «Отчет по теме самообразования „Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Учитывая практическую значимость экспериментирования для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи.
Цель: изучить литературу по теме самообразования; создать оптимальные условия для познавательного развития через экспериментирование старших дошкольников, как основу интеллектуального, творческого развития детей.
Задачи: изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности; создать условия для поддержания исследовательской активности детей; разработать перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В процессе работы применялись современные технологии:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
игровая технология
технология «ТРИЗ»
Разработан план работы по теме самообразования :
I этап Теоретический
В него вошли изучение специальной литературы, знакомством с индивидуальными интересами и склонностями детей, их любимым занятием в свободное время. Определение целей и задач по теме. Накопление теоретического и практического материала. И создание личной творческой педагогической лаборатории.
Разработан перспективный план на 2020-2023 год, конспекты образовательной деятельности, картотека «Опыты и эксперименты».
2020-2021 год
Сентябрь
Экскурсия в лабораторию.
Цель: уточнить кто такие ученые, познакомить со способом познания мира - эксперименте.
Дети знакомятся с оборудованием лаборатории: лупа, микроскоп, весы, песочные часы, пипетки, магниты; узнали. что работать необходимо только в спецодежде.
Октябрь
«Фокусы с магнитом»
Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Дети работают с магнитами, выясняют его свойства
Ноябрь
«Наряды куклы Тани»
Цель: познакомить детей с разными видами тканей, обратить
внимание на отдельные свойства тканей.
Работа с микроскопом и лупами, определяют, какая ткань впитывает воду, и делят ткани на группы, рассматривают ткань. зарисовывают волокна ткани.
Декабрь
«Беседа о снеге»
Цель: помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.
Закрепляют знания о свойствах твердых и жидких предметах, используют метод маленьких человечков ТРИЗ.
Январь
«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»
Цель: уточнить представления о свойствах льда.
Просмотр видео-презентации «Чудеса природы», «Айсберги»; уточняют представление о свойствах льда, делают выводы, айсберги опасны для судоходства.
Февраль
Квест-игра «Путешествие капельки»
Цель: закрепить и обобщить знания детей о свойствах и бережном отношении воды.
Работа с моделями «Маленькие человечки» ТРИЗ, просмотр мультфильма «Капитошка», игра «Объясни знак»; дети совместно с родителями наклеивали знаки на подъездах, чтобы жители дома бережно относились к в воде и водным ресурсам на планете.
В заключении наклеивают заранее приготовленные знаки «Кому нужна вода».
Март
«Коллекционер бумаги»
Цель: расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах. Определяли предметы по признакам материала. По ходу занятия выяснили назначение каждого вида бумаги, описали свойства найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма.
Апрель
Экологический квест «Земля - наш дом родной»
Цель: углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле. Выяснили, что существует праздник «День Земли», уточнили правила поведения в лесу, посадили лучок, очистили воду для полива, играли в игру Май
«Мусор убирай - природе помогай».
«Как фильтровать воду»
Определили, какой фильтр лучше очищает воду, работа в тетрадях.
Используемая литература: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»; О. В. Дыбина, «Ребенок и окружающий мир»; О. А. Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для детей».
2021-2022 год
Сентябрь
Экскурсия в лабораторию.
Цель: уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза».
Дети знакомятся с оборудованием лаборатории: лупа, микроскоп, весы, песочные часы, пипетки, магниты; узнали. что работать необходимо только в спецодежде.
Октябрь
Вода – растворитель. Очищение воды.
Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки.
Ноябрь
Что такое масса
Цель: выявить свойство предметов – массу, познакомить с прибором для измерения массы.
Декабрь
Почему не тонут корабли?
Цель: выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил.
Январь
«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»
Цель: уточнить представления о свойствах льда.
Просмотр видеопрезентации «Чудеса природы», «Айсберги»; уточняют представление о свойствах льда, делают выводы, айсберги опасны для судоходства.
Февраль
Квест-игра «Путешествие капельки»
Цель: закрепить и обобщить знания детей о свойствах и бережном отношении воды.
Работа е моделями «Маленькие человечки» ТРИЗ, просмотр мультфильма «Капитошка», игра «Объясни знак»; дети совместно с родителями наклеивали знаки на подъездах, чтобы жители дома бережно относились к в воде и водным ресурсам на планете. В заключении наклеивают заранее приготовленные знаки «Кому нужна вода».
Март
Испытание магнита
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом.
Апрель
Почему в космос летают на ракете?
Цель: уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя.
Май
Экологический квест «Земля - наш дом родной»
Цель: углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле. Выяснили, что существует праздник «День Земли», уточнили правила поведения в лесу, посадили лучок, очистили воду для полива, играли в игру «Мусор убирай - природе помогай».
Используемая литература: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»; О. В. Дыбина, «Ребенок и окружающий мир»; О. А. Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для
2022-2023 год
Сентябрь
Какая бывает вода?
Цель: уточнить представление детей о свойствах воды.
Дети знакомятся с оборудованием лаборатории: лупа, микроскоп, весы, песочные часы, пипетки, магниты; узнали. что работать необходимо только в спецодежде.
Октябрь
Мы дышим воздухом.
Цель: расширить представление детей о воздухе.
Ноябрь
Свеча в банке.
Декабрь
Солнце дарит нам тепло и свет.
Цель: дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света.
Январь
Чем можно измерить длину?
Цель: расширить представления о мерах длины.
Февраль
Квест-игра «Путешествие капельки»
Цель: закрепить и обобщить знания детей о свойствах и бережном отношении воды.
Работа е моделями «Маленькие человечки» ТРИЗ, просмотр мультфильма «Капитошка», игра «Объясни знак»; дети совместно с родителями наклеивали знаки на подъездах, чтобы жители дома бережно относились к в воде и водным ресурсам на планете. В заключении наклеивают заранее приготовленные знаки «Кому нужна вода».
Март
О «дрожалке» и «пищалке»
Цель: познакомить детей с понятием «звук».
Апрель
Почему в космос летают на ракете?
Цель: уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя.
Май
Экологический квест «Земля - наш дом родной»
Цель: углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле. Выяснили, что существует праздник «День Земли», уточнили правила поведения в лесу, посадили лучок, очистили воду для полива, играли в игру «Мусор убирай - природе помогай».
Используемая литература: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»; О. В. Дыбина, «Ребенок и окружающий мир»; О. А. Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для
Оформление развивающей предметно-пространственной среды.
Лэпбук «Земля – наш дом»
Песочные часы 8 шт (от 1 до 10 минут)
Весы учебные с гирями
Компас
Микроскопы
Обучающая игра «Экология и мы»
Коллекция познавательных книг
Буклет с алгоритмом выполнения экспериментов
Магниты
Мох
Образцы стекла, пластмассы, металла
Образцы бумаги
Воронки, пипетки
Мерные ложки и стаканчики
Секундомер
Кинический песок
Стеклянные колбы
Коробочка «Запахи»
Коктейльные трубочки
Воздушные шары
Лупы
Разнообразная ткань
Контейнеры для изготовления льдинок
Стеклянные баночки разной формы и размера
Одноразовые стаканчики
Бумажные салфетки, полотенца
Гуашь
Материал для работы в огороде
Работа с родителями
Анкетирование «Детское экспериментирование семье», «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
Консультация для родителей «Детское экспериментирование в домашних условиях», Приобщение детей к экологической культуре через опыты и эксперименты, «Соблюдение правил безопасности», «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
Памятки и рекомендации «Как вместе с ребенком экспериментировать и проводить опыты в домашних условиях», «Что нельзя и что нужно?», «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок», «Проведите с детьми дома простые опыты», «Как помочь маленькому почемучке?»
Картотека «Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Выставка «Идеи простых поделок»
Участие в экологическом детском фестивале «Экодетство», представление костюма из бросового материала
Городской конкурс проектов «Я открываю мир», проект «Я – исследователь»
Участие родителей с детьми в Всероссийском экологическом конкурсе поделок «Новая жизнь бытовым отходам»
Составление диагностических карт с целью отслеживания знаний, умений и навыков детей :
Ф. И. ребенка
1. Как долго ребенок может заниматься экспериментированием
2. Что предпочитает, когда задан вопрос на сообразительность (рассуждает, повторяет ответы других детей)
3. Проявляет интерес к символическим «языкам», пытается самостоятельно читать схемы, работать с алгоритмами
4. Проявляет интерес к познавательной литературе
5. Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)
II этап Практический
Практическая, творческая деятельность по решению проблемы на протяжении всего учебного года. Фиксирование результатов в развитии детей.
При оформлении РППС учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей, поэтому был разработан буклет «Правила безопасности при проведении опытов и экспериментов»
В кабинете есть интерактивная доска «Калибри». Дети имеют возможность играть в интерактивные игры:
блок «Игровой центр Сова» - «Космос», «3 состояния воды», «Круговорот воды в природе», «Вода растворитель», «Вода на земле», «Что с начала, что потом»
блок «Волшебная поляна» - «Времена года»
блок «Инженерная школа» - «Умная лаборатория»
познавательные фильмы – «Уроки тетушки Совы», «Удивительный айсберг»
Мероприятия, проводимые с детьми:
Квест-игра «Путешествие капельки», «Земля – наш дом родной»
Акция «Мусор разделяй – природе помогай», «Добрые крышечки», «Елочка зеленая иголочка», «Берегите воду»
Открытое мероприятие «Путешествие мыльного Пузырика»
Открытое мероприятие «Пир на весь мир», с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
Мастер-класс «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности посредством сказки»
Проект «Земля – наш дом родной»
Лэпбук «Земля наш дом»
Картотека экспериментов
Участие в межмуниципальных экологических чтениях
III этап Подведение итогов
В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у детей, родителей и педагогов к познавательному развитию через экспериментальную деятельность. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательных способностей детей. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты.
Проанализировав свою работу по теме самообразования, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Подвести итог хочу словами советского педагога-новатора, писателя, основателя народной педагогики Василия Александровича Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Итогом деятельности по теме самообразования
Открытое мероприятие и мастер-класс в рамках конкурса на базе детского сада «Наставник и наставляемый».
Организация выставки развивающей предметно-пространственной среды
Обобщение опыта работы, отчет для коллег
Литература:
1. Воронкевич О. А.
Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет. – СПб : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. -ь 32 с., цв. Ил. – (Методический комплект парциальной программы «Добро пожаловать в экологию!».)
2. Воронкевич О. А.
Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. – СПб : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. -ь 32 с., цв. Ил. – (Методический комплект парциальной программы «Добро пожаловать в экологию!».)
3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические
рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез. 2010.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. И., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - Творческий Центр «Сфера» Москва. 2002.
5. Методическое пособие по работе с игровым набором «Дары Фребеля»
6. Программа «Детство» ( Детство: Примерная образовательная программа
дошкольного образования / Т. И. Бабаева. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. —*СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.)
7. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 160 с.
8. Савенков А. И.
Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 32 с. : - ISBN 978-5-9507-0546-5
9. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО ПРЕСС. 2014. - 128 с., ил. - (Библиотека программы «Детство.»)
Электронная литература
1. Использование технологии «Дары Фребеля» в образовательной деятельности*
в ДОУ
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/25/ispolzovanie-tehnologii-dary-frebelya-v-obrazovatelnoy
3. Из опыта работы Натальи Липеевой. Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.
https://www.maam.ru/detskijsad/-yeksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitija-poznavatelnoi-aktivnosti-doshkolnikov-opyt-raboty.html