Людмила Олеговна Анацкая
Отчет по самообразованию по теме «Рисование в нетрадиционных техниках» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию за 2020-2021 учебный год
Тема: «Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа)
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…»
(Э. Успенский)
Публикация «Отчет по самообразованию по теме „Рисование в нетрадиционных техниках“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления - является продуктивная художественно – творческая деятельность, способствующая:
развитию способности нестандартно мыслить;
готовности к активности творческого характера;
умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
формированию эстетического отношения к миру.
В процессе образовательной деятельности художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Нетрадиционные виды рисования позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Начав свою работу по обучению детей нетрадиционным видам рисования я поставила следующие цели и задачи.
]Цель:
развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
]Задачи:
Познакомились с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
Развивали мелкую моторику рук;
Формировали и закрепляли представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная, величине, расположении частей.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Воспитывать у детей интерес к рисованию.
Работу проводила поэтапно:
На первом этапе
репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На втором этапе
конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Были использованы следующие средства:
Совместная деятельность воспитателя с детьми;
Самостоятельная деятельность детей;
Предметно-развивающая среда.
В своей работе использую инновационные педагогические технологии:
личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха);
информационные.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Поэтому большое внимание я уделила созданию развивающей среды.
Оформила уголок изобразительного творчества.
Основная цель которого:
активизация детского художественно-эстетического творчества,
обогащение опыта творческой деятельности, развитие эстетических способностей.
Подобрала материалы, изготовила нетрадиционные инструменты: тычки, штамповки, штампы разной фактуры и д. р.
Оформила подборку пальчиковых игр, подборку дидактических игр на развитие творческих способностей детей;
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.
Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности.
Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельностью, такие как:
знание особенностей творческого развития детей, их специфику,
умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка,
способствовать овладению необходимыми навыками.
Учебный материал подбираю с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение.
Для развития творческих способностей использую дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, и т. п.
В ходе работы разработала и провела ряд занятий:
«Золотая осень», «Осенние листья», «Зимние окна», «Снежная баба», «Салют», «Весенние цветы», «Бабочка», «Ветки деревьев» и др.
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.
Среди методов педагогической работы с детьми основными являются игровые методы, основанные на ведущем виде деятельности дошкольников – игре.
Игровые методы являются составной частью целой системы методов:
метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);
эвристический (развитие находчивости и активности);
частично-поисковый;
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).
Свою работу планирую в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Даю консультации, размещаю информацию на информационных стендах. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка, выставки совместного творчества (родители, дети). Они очень радуют детей и их родителей.
Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников я отметила, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности детям.
Формы подведения итогов работы по самообразованию:
у детей среднего дошкольного возраста сформировались знания о нетрадиционных способах рисования;
дети овладели простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
дети научились самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
В перспективе я планирую:
Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;
Разработать программу по данному направлению.