Елена Ивановна Клёсова
Экологическое воспитание дошкольников за учебный год в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
«Экологическое воспитание дошкольников»
Проблема экологического образования и сегодня волнует многих педагогов, общественность. При составлении плана реализации своей работы я использовала современные источники, изучала литературу по экологическому воспитанию детей : Кондратьева Н. Н. «Экологическое воспитание дошкольников : проблема и некоторые подходы к её решению»; Николаева С. Н. " Методика экологического воспитания дошкольников" и "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве" и др.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников за учебный год в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст является начальным периодом для формирования и развития экологической компетентности. Я считаю, что моя обязанность, как педагога, донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и,что люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Работа над темой была начата с детьми со второй младшей группы Затем работа была продолжена с детьми средней и старшей группы. У ребят были поверхностные знания об объектах живой и неживой природы. Они затруднялись рассказать о животных, растениях, не осознавали ценности природных объектов, не знали для чего они нужны. На низком уровне находились те показатели (логическое мышление, установление причинно-следственных связей, последовательность событий, которые необходимы в экологическом воспитании детей.
Я поставила перед собой следующую цель и задачи: Цель – формирование положительного отношения к природе,
воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
– Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.
– Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.
– Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
– Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.
– Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
– Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
– Освоение традиционных и нетрадиционных приёмов изобразительного искусства.
В группе была создана предметно – развивающая среда: уголок природы, сад – огород на окне, мини – лаборатория для экспериментирования, подобрана картотека опытов, дидактических игр по возрасту. Особое внимание было уделено организации экологического пространства на территории детского сада. Создав необходимые условия для экологического воспитания детей, я старалась подбирать наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми.
Поэтому вся моя дальнейшая работа представляла собой систему по формированию экологического воспитания детей в процессе занятий и в свободной деятельности.
Основную роль в формировании системы первоначальных экологических представлений, понятий и знаний я отводила образовательной деятельности. В работе использовала демонстрационные и учебные пособия, рассматривание иллюстраций, картин, чтение детской художественной литературы,что позволило сформировать у детей отчетливые представления. Показывала детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Такие занятия проводила после длительных наблюдений. Из инновационных форм проведения ОД особенно были интересны детям занятия – путешествия, занятия-эксперименты.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы, знакомясь с произведениями писателей, поэтов. В деятельности по изобразительному искусству ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах. Работая в этом направлении я стараюсь сформировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм. Во время тематических занятий по рисованию, лепке дети слушают "звуки природы" и работы у них получаются намного лучше.
На занятиях по физкультуре, обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям провожу в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. п. В своей работе я часто использую подвижные игры на основе экологических знаний : «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Лягушки и цапли», «Совушка-сова» и др. Играя в подвижные игры дети вместе со знаниями получают заряд бодрости и здоровья.
Одно из самых действенных средств экологического воспитания дошкольников - игра. Экологические игры в нашей группе имели место и на занятиях, и в деятельности взрослого с детьми (в наблюдениях, в трудовой деятельности, в содержании праздников и развлечений) и в самостоятельной экологически ориентированной деятельности детей. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и лучше усваивают материал.
В свободное время дети с удовольствием играют в настольно-печатные
игры Хорошим способом закрепления материала является инсценировка. Дети с удовольствием разыгрывают знакомые сюжеты. У детей улучшается речь, они становятся увереннее в себе. Вместе с детьми проводили опыты с объектами неживой и живой природы, где дети получили огромное удовольствие. Еще одним эффективным способом реализации задач экологического воспитания в моей работе является организация проектной деятельности. В экологических проектах дети участвовали вместе с родителями. Реализация проектов научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Укрепилось сотрудничество родителей с детьми. Работая с детьми, я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Поэтому большое место я уделяю совместной деятельности детей и их родителей: привлекаю родителей к участию в проектах, музыкальных праздниках, акциях экологической направленности, совместному озеленению территории детского сада. Родители вместе с детьми ежегодно и с удовольствием участвуют в тематических выставках поделок из природного материала, выставках рисунков о природе, музыкальных праздниках. Дети участвовали во Всероссийском конкурсе кормушек,где были награждены сертификатами. Я считаю, что такой подход способствует не только формированию экологического воспитания, но и сотрудничеству, эмоциональному и нравственному развитию в отношениях родителей и детей. Поэтому, я думаю, что экологическое просвещение родителей – одно из важных направлений в моей дальнейшей работе.
Одна из важных задач моей работы - воспитание трудолюбия и бережного отношение детей к природе. Я серьезное внимание уделяю организации работы детей в уголке природы. Результат моей работы - постепенно все дети становятся инициативными, у них появляется интерес и ответственное отношение к делу.
Большую радость доставляет детям труд на участке, в цветнике.
Работая, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.
Я считаю, что система педагогической деятельности, направленная на воспитание у дошкольников экологического воспитания и выбранные мной формы работы с детьми являются эффективными. Работая над экологическим воспитанием детей, я заметила, что у ребят появился устойчивый интерес к миру природы, который способствовал пониманию экологических проблем, развитию милосердия, любви к природе. Экологические знания позволили развивать логику, мышление, интеллект, творчество,что так важно при подготовке детей к обучению в школе.
Я уверена, что пройдет время, дети вырастут, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить ее для последующих поколений.
Перспективы: продолжить работу по этой теме, на основе анализа деятельности в данном направлении откорректировать задачи на следующий учебный год, обновить развивающую предметно – пространственную среду в группе по данной теме, спланировать совместную работу с педагогами, родителями, детьми по данному направлению.