Лилия Карачурина
«Ознакомление детей с природой родного края в проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Считаем, что важный аспект этого — развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.
Публикация «„Ознакомление детей с природой родного края в проектной деятельности“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями и животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда закрепляются впечатления и знания, полученные ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.
Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя: его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности, умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому Педагогическое проектирование позволило нам интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится более интересным.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — достаточно оптимальный, инновационный и перспективный. Он должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Внедрение метода проектов позволяет заключить, что он успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей, основывается на их интересах. Использование данного метода способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагога, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОО и семьи в совместной творческой деятельности.
Метод проектов открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.
Мы разработали и внедрили проект по ознакомлению дошкольников с природой родного края, охватывающий младший («Путешествие по экологической тропинке») и старший дошкольный возраст.
Цель проекта :
- формирование системы экологических знаний и представлений;
- развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- воспитание осознанного отношения ребенка через общения с природой;
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Задачи:
- использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;
-развивать сенсорные качества каждого ребёнка;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать её взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
- проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности;
- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
Участники проекта : воспитатель, младший воспитатель и дети средней группы и их родители.
Основные направления
Познавательное :
• дидактические игры;
• беседы;
• путешествия;
Исследовательское:
• проектно-исследовательская деятельность;
• экскурсии в природу по экологической тропе;
• наблюдения, опыты, анализ полученных результатов.
Культурно-досуговое:
• театрализованные представления на экологическую тему;
• праздники;
• экологические игры;
• игры-путешествия.
Формирование навыков и умений:
• работа в природном уголке группы;
• работа на огороде;
• оформление цветников;
• акции по охране редких растений и животных;
• подкормка птиц, изготовление и развешивание кормушек.
Реализация проекта проходила в три этапа:
- подготовительный (постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями);
- исследовательский (поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов);
- заключительный (обобщение результатов работы в различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний).
На первом этапе мы подобрали различные иллюстрации, литературу, дидактические игры по теме, оформили уголок «Мир природы» в группе. Интересным стало создание и оформление экологической тропинки и ее карты-схемы. Детальное обследование территории детского сада позволило выделить наиболее интересные объекты, такие как «Цветник№1», «Цветник№2», «Пенек», «Огород», «Яблоня», «Рябина», «Птичья столовая», «Береза», «Ясень», «Липа», «Скворечник», «Ель», «Клён»
Оборудовали «место отдыха» пеньками, где можно присесть отдохнуть, поиграть и просто поговорить во время прогулки. В уголке природы мы с ребятами повесили карту-схему тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов, составили паспорт всех точек тропинки. Были подобраны рекомендации по работе с детьми на каждой точке.
Вместе с детьми мы выбрали хозяина тропы — сказочного персонажа Лесовичка, который помогал нам на всем этапе нашего ознакомления с тропинкой и ее объектами.
На втором этапе внедрялся план реализации проекта с различными видами детской деятельности :
- на прогулке «Деревья и цветы» дети познакомились с растениями «тропинки», их особенностями и отличительными признаками,закрепив это в изобразительной деятельности «Деревья нашего детского сада», «Желтый одуванчик»;
-во время прогулки мы с ребятами собрали коллекцию природного материала (разные шишки, веточки, листочки и т. д.);
- малыши с удовольствием играли в настольные игры: «Времена года», «Растения и животные», «Круглый год», разучивали стихи: «У задумчивой березки», «Эта стройная сосна», «Грибы искать не просто», «Одуванчик»;
- на прогулке проводились подвижные игры: «Кто больше соберет?», «Ножки, ножки»,«Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями»;
- состоялись беседы с детьми: «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада», «Правила поведения на участке во время прогулки», «Насекомые: польза и вред».
На третьем этапе было дано домашнее задание для детей и родителей : изготовить поделки из природного материала для выставки «Дары природы», в которой родители приняли активное участие. Проведена образовательная деятельность «Путешествие по экологической тропинке», целью которой стало повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
В результате:
- у детей сформировались экологические представления о растениях в природе, чувство близости к природе и сопереживания всему живому;
- малыши познакомить с разными объектами живой природы, научились передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках;
- повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности;
- развились наблюдательность и любознательность, активизировалась познавательная деятельность;
- сформировались способность творчески применять полученные знания в повседневном общении с природой, бережное отношение к окружающей среде.
В заключение проекта были оформлены фотовыставка «Мы друзья природы» и выставка рисунков, посвященных сохранению природы родного края, проведен совместно с родителями конкурс поделок из природного материала.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Литература
1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. М., 2012.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб., 2002.
3. Данюкова А. А вы любите проекты? // Обруч. 2001. №4.
4. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. Волгоград, 2008.
5. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. № 3.
6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001.
7. Смирнова В. В. Тропинка в природу. СПб., 2001.
8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа метод, рекомендаций. М., 2005.