Получи документы

«Ознакомление детей с природой родного края в проектной деятельности»

Лилия Карачурина
«Ознакомление детей с природой родного края в проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Считаем, что важный аспект этого — развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.

Публикация «„Ознакомление детей с природой родного края в проектной деятельности“» размещена в разделах

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями и животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда закрепляются впечатления и знания, полученные ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя: его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности, умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому Педагогическое проектирование позволило нам интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится более интересным.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — достаточно оптимальный, инновационный и перспективный. Он должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Внедрение метода проектов позволяет заключить, что он успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей, основывается на их интересах. Использование данного метода способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагога, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОО и семьи в совместной творческой деятельности.

Метод проектов открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

Мы разработали и внедрили проект по ознакомлению дошкольников с природой родного края, охватывающий младший («Путешествие по экологической тропинке») и старший дошкольный возраст.

Цель проекта :

- формирование системы экологических знаний и представлений;

- развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

- воспитание осознанного отношения ребенка через общения с природой;

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Задачи:

- использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;

-развивать сенсорные качества каждого ребёнка;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать её взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

- проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности;

- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Участники проекта : воспитатель, младший воспитатель и дети средней группы и их родители.

Основные направления

Познавательное :

• дидактические игры;

• беседы;

• путешествия;

Исследовательское:

проектно-исследовательская деятельность;

• экскурсии в природу по экологической тропе;

• наблюдения, опыты, анализ полученных результатов.

Культурно-досуговое:

• театрализованные представления на экологическую тему;

• праздники;

• экологические игры;

• игры-путешествия.

Формирование навыков и умений:

• работа в природном уголке группы;

• работа на огороде;

• оформление цветников;

• акции по охране редких растений и животных;

• подкормка птиц, изготовление и развешивание кормушек.

Реализация проекта проходила в три этапа:

- подготовительный (постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями);

- исследовательский (поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов);

- заключительный (обобщение результатов работы в различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний).

На первом этапе мы подобрали различные иллюстрации, литературу, дидактические игры по теме, оформили уголок «Мир природы» в группе. Интересным стало создание и оформление экологической тропинки и ее карты-схемы. Детальное обследование территории детского сада позволило выделить наиболее интересные объекты, такие как «Цветник№1», «Цветник№2», «Пенек», «Огород», «Яблоня», «Рябина», «Птичья столовая», «Береза», «Ясень», «Липа», «Скворечник», «Ель», «Клён»

Оборудовали «место отдыха» пеньками, где можно присесть отдохнуть, поиграть и просто поговорить во время прогулки. В уголке природы мы с ребятами повесили карту-схему тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов, составили паспорт всех точек тропинки. Были подобраны рекомендации по работе с детьми на каждой точке.

Вместе с детьми мы выбрали хозяина тропы — сказочного персонажа Лесовичка, который помогал нам на всем этапе нашего ознакомления с тропинкой и ее объектами.

На втором этапе внедрялся план реализации проекта с различными видами детской деятельности :

- на прогулке «Деревья и цветы» дети познакомились с растениями «тропинки», их особенностями и отличительными признаками,закрепив это в изобразительной деятельности «Деревья нашего детского сада», «Желтый одуванчик»;

-во время прогулки мы с ребятами собрали коллекцию природного материала (разные шишки, веточки, листочки и т. д.);

- малыши с удовольствием играли в настольные игры: «Времена года», «Растения и животные», «Круглый год», разучивали стихи: «У задумчивой березки», «Эта стройная сосна», «Грибы искать не просто», «Одуванчик»;

- на прогулке проводились подвижные игры: «Кто больше соберет?», «Ножки, ножки»,«Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями»;

- состоялись беседы с детьми: «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада», «Правила поведения на участке во время прогулки», «Насекомые: польза и вред».

На третьем этапе было дано домашнее задание для детей и родителей : изготовить поделки из природного материала для выставки «Дары природы», в которой родители приняли активное участие. Проведена образовательная деятельность «Путешествие по экологической тропинке», целью которой стало повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

В результате:

- у детей сформировались экологические представления о растениях в природе, чувство близости к природе и сопереживания всему живому;

- малыши познакомить с разными объектами живой природы, научились передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках;

- повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности;

- развились наблюдательность и любознательность, активизировалась познавательная деятельность;

- сформировались способность творчески применять полученные знания в повседневном общении с природой, бережное отношение к окружающей среде.

В заключение проекта были оформлены фотовыставка «Мы друзья природы» и выставка рисунков, посвященных сохранению природы родного края, проведен совместно с родителями конкурс поделок из природного материала.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Литература

1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. М., 2012.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб., 2002.

3. Данюкова А. А вы любите проекты? // Обруч. 2001. №4.

4. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. Волгоград, 2008.

5. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. № 3.

6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001.

7. Смирнова В. В. Тропинка в природу. СПб., 2001.

8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа метод, рекомендаций. М., 2005.

Публикации по теме:

Знакомство с природой родного краяЗнакомство с природой родного края На этой недели мы с ребятами знакомились с растениями нашего края. Это очень широкая и интересная тема и для детей и для взрослых. Для того.

Дидактические игры по ознакомлению с природой родного края Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой родного края. 1.«Какая птица (дерево, животное)лишняя и почему». Дидактическая.

Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с природой родного края «Красив и богат мой край» Интеграции образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое.

Консультация для педсовета «История формирования основ патриотизма при ознакомлении дошкольников с природой родного края» КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.

Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель.

Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Понкратова А. В. Каракулина О. А. воспитатели первой.

Педагогический проект «Формирование экологической культуры дошкольника через ознакомление с природой родного края» Формирование экологической культуры дошкольника через ознакомление с природой родного краяАктуальность проекта. "Не порти дерев (., ибо.

Работа с родителями по теме «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Сентябрь: Анкетирование «Что такое экология?». Подборка экологической литературы для родителей. Собрание «Формирование начал экологической.

Индивидуальный план самообразования «Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой родного края» сентябрь Изучение материала по теме. Подбор литературы по теме. Мониторинг Анкетирование «Что такое экология?». Собрание «Формирование.

Семинар-практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края» Семинар – практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края» воспитатели: Карпова С. И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ознакомление детей с природой родного края в проектной деятельности»
Опубликовано: 11 февраля 2017 в 18:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Ознакомление детей с природой родного края в проектной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Карачурина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД